Директива (ЕС) 2023/2668 Европейского парламента и Совета от 22 ноября 2023 г., вносящая поправки в Директиву 2009/148/EC о защите работников от рисков, связанных с воздействием асбеста на работе



Директива доступна на следующих языках

Язык Название
en Directive (EU) 2023/2668 of the European Parliament and of the Council of 22 November 2023 amending Directive 2009/148/EC on the protection of workers from the risks related to exposure to asbestos at work
ru Директива (ЕС) 2023/2668 Европейского парламента и Совета от 22 ноября 2023 г., вносящая поправки в Директиву 2009/148/EC о защите работников от рисков, связанных с воздействием асбеста на работе

Официальный журнал Европейского Союза

В

Серия Л

2023/2668

30.11.2023

ДИРЕКТИВА (ЕС) 2023/2668 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА

от 22 ноября 2023 г.

внесение изменений в Директиву 2009/148/EC о защите работников от рисков, связанных с воздействием асбеста на работе

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,

Принимая во внимание Договор о функционировании Европейского Союза, и в частности статью 153(2), пункт (b), в сочетании со статьей 153(1), пункт (a), его,

Принимая во внимание предложение Европейской комиссии,

После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам,

Принимая во внимание мнение Европейского экономического и социального комитета (1),

Принимая во внимание мнение Комитета регионов (2),

Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой (3),

Тогда как:

(1)

Директива 2009/148/EC Европейского парламента и Совета (4) направлена ​​на защиту работников от рисков для их безопасности и здоровья, связанных с воздействием асбеста на работе. Последовательный уровень защиты от рисков, связанных с профессиональным воздействием асбеста, предусмотрен в этой Директиве в рамках общих принципов, позволяющих государствам-членам ЕС обеспечить последовательное применение минимальных требований. Целью этих минимальных требований является защита работников на уровне Союза, в то время как более строгие положения могут быть установлены государствами-членами.

(2)

Положения настоящей Директивы должны применяться без ущерба для положений Директивы 2004/37/EC Европейского Парламента и Совета (5), которые более благоприятны для работников в отношении здоровья и безопасности на работе.

(3)

Асбест является очень опасным канцерогенным агентом, который по-прежнему влияет на различные отрасли экономики, такие как реконструкция зданий, горнодобывающая промышленность, утилизация отходов и пожаротушение, где работники подвергаются высокому риску воздействия. Асбест классифицируется как канцероген категории 1А в соответствии с Приложением VI, Часть 3, к Регламенту (ЕС) № 1272/2008 Европейского Парламента и Совета (6). Согласно европейской статистике профессиональных заболеваний, это, безусловно, основная причина профессионального рака: до 78 % случаев профессионального рака в государствах-членах признаны связанными с воздействием асбеста. При вдыхании переносимые по воздуху волокна асбеста могут привести к серьезным заболеваниям, таким как мезотелиома и рак легких, а первые признаки заболевания могут проявиться в среднем через 30 лет с момента воздействия, что в конечном итоге приводит к смертности на производстве. Таким образом, настоящая Директива применяется ко всем видам деятельности, включая строительство, реконструкцию и снос, утилизацию отходов, добычу полезных ископаемых и пожаротушение, во время которых работники подвергаются или могут подвергаться воздействию пыли, образующейся от асбеста или материалов, содержащих асбест.

(4)

В соответствии с подходом «Здоровье во всей политике», защита здоровья работников от воздействия асбеста имеет сквозное измерение и имеет отношение к многочисленным политикам и деятельности Союза, в частности, в области окружающей среды, где действия Союза направлены на способствовать, в частности, охране здоровья человека. Союзу также предстоит сыграть важную роль на международном уровне, подавая пример в области предотвращения заболеваний, связанных с асбестом, и работать с другими международными организациями и третьими странами для достижения глобального запрета асбеста. Кроме того, настоящая Директива применяется совместно с другими инициативами Союза.

(5)

Существуют виды воздействия асбеста, которые не являются результатом активного обращения с асбестом. К таким типам воздействия относятся пассивное воздействие, когда рабочие, работающие либо рядом с кем-то, работающим с материалами, содержащими асбест, либо в помещениях, где материалы, содержащие асбест, разлагаются в строительных конструкциях, подвергаются воздействию асбеста, и вторичное воздействие, когда люди подвергаются воздействию к волокнам асбеста, принесенным домой людьми, подвергшимися профессиональному воздействию, в основном из одежды или волос. Как пассивное, так и вторичное воздействие может иметь значительные последствия для здоровья. Хотя все формы асбеста запрещены в Евросоюзе, асбест все еще присутствует в некоторых конструкциях, особенно в зданиях, построенных до запрета, что может привести к как профессиональному, так и непрофессиональному воздействию, если материалы, содержащие асбест в здании, будут нарушены. или поврежден. Поэтому предотвращение воздействия асбеста в любой форме остается императивом. Что касается пассивного воздействия асбеста на работников, Директива Совета 89/391/EEC (7) и Директива 2009/148/EC требуют, чтобы работодатели располагали оценкой всех рисков для безопасности и здоровья работников на работе. путем выявления потенциальных опасностей, в том числе связанных с пассивным воздействием асбеста, и принятия необходимых профилактических и защитных мер для защиты безопасности и здоровья работников, при этом принцип предотвращения риска всегда является основной основой для любых принимаемых мер. . Что касается вторичного воздействия асбеста или материалов, содержащих асбест, требования безопасности и гигиены труда, предусмотренные настоящей Директивой, являются важным средством предотвращения такого воздействия.

(6)

Женщины подвергаются особому риску воздействия определенных видов асбеста, включая вторичное воздействие. Гендерное распределение видов деятельности на месте работы представляет собой фактор риска для мониторинга, диагностики, лечения и распознавания заболеваний, связанных с асбестом. Поэтому важно принимать во внимание гендерные различия в воздействии асбеста и осложнениях для здоровья после такого воздействия, чтобы лучше предотвращать и выявлять заболевания, вызванные таким воздействием.

(7)

Благодаря новым научным и технологическим разработкам в этой области появились возможности улучшить защиту работников, подвергающихся воздействию асбеста, и, таким образом, снизить вероятность того, что подвергающиеся воздействию работники заразятся болезнями, связанными с асбестом. Поскольку асбест является беспороговым канцерогеном, с научной точки зрения невозможно определить уровень, ниже которого воздействие не приведет к неблагоприятным последствиям для здоровья. Вместо этого можно установить взаимосвязь «воздействие-риск», которая облегчает установление предельного значения профессионального воздействия (предельного значения) за счет учета приемлемого уровня избыточного риска. Как следствие, предельное значение и методология измерения асбеста должны быть пересмотрены, чтобы снизить риск за счет снижения уровней воздействия и улучшения защиты работников от связанных с асбестом заболеваний.

(8)

Отступление от некоторых положений Директивы 2009/148/EC в отношении спорадического и низкоинтенсивного воздействия, предусмотренное в этой Директиве, не должно применяться к беспороговым канцерогенам, таким как асбест, в отношении требований, касающихся регистрации воздействия и медицинского наблюдения за работниками. установленных в этой Директиве.

(9)

Европейский план борьбы с раком, представленный в сообщении Комиссии от 3 февраля 2021 года, подтверждает необходимость действий в области защиты работников от канцерогенных веществ. Улучшение защиты работников, подвергающихся воздействию асбеста, также важно в контексте «зеленого» перехода и реализации Европейского «Зеленого курса», включая, в частности, «Волну обновления для Европы», запущенную в сообщении Комиссии от 14 октября 2020 года. Рекомендации граждан в рамках Конференции о будущем Европы, которая проходила с апреля 2021 года по май 2022 года, также подчеркнула важность справедливых условий труда, в частности пересмотра Директивы 2009/148/EC.

(10)

В рамках «Волны обновления для Европы», целью которой является декарбонизация зданий, борьба с энергетической бедностью и повышение суверенитета Союза посредством энергоэффективности, крайне важно, чтобы безопасное удаление и утилизация материалов, содержащих асбест, были приоритетом, потому что ремонт, техническое обслуживание, инкапсуляция или герметизация могут привести к отсрочке удаления, что, в свою очередь, может увековечить риски воздействия на работников. Таким образом, работодатели должны при оценке того, включает ли какая-либо деятельность или может ли она повлечь за собой риск воздействия асбеста или материалов, содержащих асбест, рассматривать полное удаление асбеста как предпочтительный вариант по сравнению с любой другой деятельностью по обращению, когда это осуществимо и выгодно для защита работников. Кроме того, необходимо срочно обучить работников, которые подвергаются или могут подвергнуться воздействию асбеста. Чтобы обеспечить минимальные требования к высококачественному обучению, приложение к Директиве 2009/148/EC должно предусматривать минимальные требования к обучению, включая специальные требования, для работников специализированных предприятий по удалению асбеста.

(11)

Обязательное предельное значение для асбеста, которое не должно превышаться, является важным компонентом общих мер по защите работников, установленных Директивой 2009/148/EC, в дополнение к соответствующим мерам по управлению рисками и обеспечению адекватных респираторные и другие средства индивидуальной защиты.

(12)

Предельное значение для асбеста, установленное в Директиве 2009/148/EC, должно быть пересмотрено в свете оценок Комиссии и последних научных данных и технических данных. Для реализации этого пересмотренного предельного значения в государствах-членах необходимы усиленные профилактические и защитные меры.

(13)

Пересмотренное предельное значение должно быть установлено в настоящей Директиве с учетом доступной информации, включая современные научные данные о влиянии на здоровье и технические данные, основанные на тщательной оценке социально-экономического воздействия и доступности протоколов и методов измерения воздействия на место работы. Эта информация должна быть основана на мнениях Комитета по оценке рисков Европейского химического агентства, созданного Регламентом (ЕС) № 1907/2006 Европейского парламента и Совета (8), а также на мнениях Консультативного комитета по безопасности. и «Здоровье на рабочем месте» (ACSH), созданное решением Совета от 22 июля 2003 г. (9).

(14)

Доступные в настоящее время технологии измерения асбестовых волокон не позволяют проводить измерения при очень низких концентрациях при подсчете тонких волокон. Поэтому, чтобы обеспечить высокий уровень защиты здоровья работников и при этом учитывать возможность проведения измерений, при использовании таких технологий необходимо выбирать, считать ли тонкие волокна или применять низкие пределы концентрации. Некоторые государства-члены выбрали более низкое предельное значение без учета более тонких волокон, в то время как другие выбрали более высокое предельное значение и учитывают тонкие волокна. Чтобы гарантировать сбалансированный подход, следует установить различные предельные значения в зависимости от размера волокна, принимаемого во внимание при измерении содержания асбестовых волокон в воздухе, а именно волокон шириной от 0,2 до 3 микрометров. поскольку с момента технологического перехода на электронную микроскопию волокна шириной менее 0,2 микрометра.

(15)

Принимая во внимание соответствующий научный опыт и сбалансированный подход, который в то же время обеспечивает адекватную защиту работников на уровне Союза, следует установить пересмотренные предельные значения, которые, в зависимости от метода подсчета волокон, используемого в конкретном государстве-члене, должно быть равно 0,002 волокна на см3 при подсчете волокон шириной от 0,2 до 3 микрометров или 0,01 волокна на см3 при учете волокон также шириной менее 0,2 микрометра, как 8- средневзвешенное по времени время (TWA).

(16)

Комиссия провела двухэтапные консультации руководства и трудящихся на уровне Союза в соответствии со статьей 154 Договора о функционировании Европейского Союза. Он также проконсультировался с ACSH, который принял заключение, содержащее информацию для успешной реализации вариантов пересмотренных предельных значений. Европейский парламент принял резолюцию 20 октября 2021 года (10), призывающую внести предложение об обновлении Директивы 2009/148/EC с целью усиления мер Союза по защите работников от угрозы асбеста.

(17)

Хотя оптическая микроскопия не позволяет подсчитать самые тонкие волокна, вредные для здоровья, в настоящее время это наиболее используемый метод регулярного измерения содержания асбеста. Поскольку с помощью фазово-контрастной микроскопии (ФКМ) можно измерить предельное значение, равное 0,01 волокна на см3, для достижения этого предельного значения не требуется никакого переходного периода. По мнению ACSH, следует использовать более современный и более чувствительный метод, основанный на электронной микроскопии или любом другом методе, дающем эквивалентные или более точные результаты, принимая во внимание необходимость соответствующего периода технической адаптации и более высокая согласованность между различными методологиями, применяемыми в настоящее время в Союзе. Чтобы иметь достаточно времени для соблюдения новых требований, касающихся измерения содержания асбестовых волокон, должен быть установлен период переноса продолжительностью шесть лет. Комиссия имеет хорошие возможности для поддержки и содействия государствам-членам в вопросах замены методологии, в частности, посредством разработки руководящих принципов.

(18)

Измерение содержания асбестовых волокон в воздухе с использованием аналитических методов, основанных на электронной микроскопии, станет значительным улучшением в плане мониторинга асбеста, поскольку позволит подсчитывать более тонкие волокна. Переход к электронной микроскопии или к любому другому методу, дающему эквивалентные или более точные результаты, может привести к идентификации значительно большего количества волокон, чем те, которые можно обнаружить с помощью ПКМ. Государствам-членам и работодателям необходимо время, чтобы накопить опыт подсчета волокон, проводимого с помощью электронной микроскопии, внедрить улучшенные профилактические меры и собрать новые данные о воздействии, полученные в результате комбинированного применения предельного значения и метода, основанного на электронной микроскопии. Этот опыт будет иметь важное значение для того, чтобы проложить путь для оценки возможности дальнейшего снижения предельных значений.

(19)

Отбор проб асбеста должен отражать личное воздействие асбеста на работника. Поэтому пробы следует отбирать через регулярные промежутки времени на определенных этапах эксплуатации в репрезентативных и реалистичных ситуациях, в которых работники подвергаются воздействию асбестовой пыли.

(20)

Принимая во внимание требования по минимизации воздействия, изложенные в Директивах 2009/148/EC и 2004/37/EC, работодатели должны обеспечить, чтобы риски, связанные с воздействием асбеста на рабочих, были сведены к минимуму и в любом случае до минимального уровня. настолько низком уровне, насколько это технически возможно.

(21)

Специальные меры контроля и меры предосторожности, в том числе с помощью современных технологий, необходимы для работников, подвергающихся или потенциально подвергающихся воздействию асбеста, чтобы снизить концентрацию асбестовых волокон в воздухе до настолько низкого уровня, насколько это технически возможно ниже. предельное значение с помощью таких мер, как отсасывание пыли у источника, а также уборка и техническое обслуживание помещений. Для работы в условиях изоляции необходимы специальные меры по защите работников, такие как пылеподавление, подача свежего воздуха и использование фильтров HEPA. Проведение процедур дезактивации работников и ужесточение требований к соответствующему обучению являются важными элементами, позволяющими внести значительный вклад в снижение рисков, связанных с таким воздействием.

(22)

Важное значение имеют профилактические меры по защите здоровья работников, подвергающихся воздействию асбеста, а также обязательства, предусмотренные для государств-членов в отношении наблюдения за их здоровьем, в частности, продолжение наблюдения за здоровьем после прекращения воздействия. Приложение I к Директиве 2009/148/EC, касающееся медицинского наблюдения за работниками, должно быть обновлено с учетом текущих знаний о заболеваниях, которые могут быть вызваны воздействием асбеста. Важно, чтобы Приложение I регулярно пересматривалось, чтобы отражать эволюцию научных знаний.

(23)

Система уведомлений важна для того, чтобы дать возможность компетентным органам государств-членов контролировать работы, в ходе которых может быть нарушен асбест, и позволить, при необходимости, вмешательство компетентных органов для обеспечения защиты задействованных работников.

(24)

Работодатели должны принять все необходимые меры для выявления предполагаемых материалов, содержащих асбест, при необходимости, получив информацию от владельцев помещений, а также из других источников информации, включая соответствующие реестры. Если такая информация недоступна, работодатель должен обеспечить проведение проверки квалифицированным оператором в соответствии с национальным законодательством и практикой наличия материалов, содержащих асбест, и получить результаты такой проверки до начала работ. работа. На основании полученной информации работодатель должен зафиксировать до начала любого проекта по удалению асбеста или любых работ по сносу, техническому обслуживанию или реконструкции информацию, касающуюся присутствия или предполагаемого присутствия асбеста в зданиях, кораблях, самолетах или других объектах. установки, построенные до вступления в силу запрета на асбест в государстве-члене. Важно, чтобы работодатели сообщали эту информацию работникам, которые могут подвергнуться воздействию асбеста в результате работы с ним, работ по техническому обслуживанию или других видов деятельности. Идентификация материалов, содержащих асбест, не должна освобождать работодателя от проведения оценки риска, как это предусмотрено настоящей Директивой.

(25)

Директиву 2009/148/EC следует регулярно обновлять, чтобы учитывать новейшие научные знания и технические разработки. Любые такие обновления должны учитывать оценку различных типов асбестовых волокон и их неблагоприятного воздействия на здоровье. В контексте следующей оценки в соответствии со статьей 22 этой Директивы Комиссия должна оценить, существует ли необходимость расширить сферу действия этой Директивы, в частности, на эрионит, рибекит, винхит, рихтерит и фторэденит, и есть ли является необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению защиты от вторичного воздействия асбеста на рабочем месте. Комиссия должна представить отчет Европейскому парламенту и Совету, изложив результаты своей оценки, после консультации с социальными партнерами. При необходимости отчет должен сопровождаться законодательным предложением о внесении соответствующих поправок в Директиву 2009/148/EC.

(26)

Существует необходимость предоставить достаточную и целенаправленную техническую поддержку, чтобы помочь работодателям, в частности малым и средним предприятиям, реализовать данную Директиву.

(27)

Прежде чем приступить к работам по сносу или удалению асбеста, предприятия должны получить от компетентных органов разрешения, которые могут быть продлены в соответствии с национальным законодательством и практикой.

(28)

Пожарные и сотрудники служб экстренной помощи подвергаются риску воздействия асбеста в ходе своей работы. Поэтому важно, чтобы работодатели этих работников оценили в соответствии с настоящей Директивой риск воздействия асбеста для работников и приняли необходимые меры для защиты безопасности и здоровья этих работников. Чтобы поддержать работодателей в принятии таких мер, важно, чтобы Комиссия разработала руководящие принципы, учитывающие особенности деятельности этих работников и информацию, касающуюся рисков их воздействия. Такие руководящие принципы должны основываться на передовой практике, имеющейся в государствах-членах ЕС, и на консультациях с соответствующими заинтересованными сторонами. С этой целью следует наладить более систематический обмен передовым опытом между государствами-членами.

(29)

Важно, чтобы Комиссия в сотрудничестве с ACSH разработала и выпустила руководящие принципы не позднее, чем через два года с даты вступления в силу настоящей Директивы, чтобы облегчить реализацию настоящей Директивы. Эти руководящие принципы должны, где это возможно, включать решения для конкретных секторов. Эти руководящие принципы должны также включать указания для работодателей о том, как расставить приоритеты в удалении асбеста или асбестосодержащих материалов по сравнению с другими формами обращения с асбестом при оценке риска воздействия асбеста или асбестосодержащих материалов. Эти руководящие принципы следует, при необходимости, пересматривать каждые пять лет с учетом, в частности, технологических и научных разработок в области технологий идентификации, измерения и предупреждения об асбесте.

(30)

Агрессивная война России против Украины причиняет не только страдания украинскому народу, но и значительный ущерб инфраструктуре, жилью и антропогенной среде в целом. Поскольку Украина не запрещала использование асбеста до 2017 года, предстоящая реконструкция страны представляет значительный риск для работников, особенно для тех, кто занимается обработкой щебня. Поэтому важно, чтобы работодатели Союза надлежащим образом учитывали риски воздействия асбеста на работников при проведении восстановительных работ в третьих странах.

(31)

Ввиду предстоящего увеличения количества тепловых обновлений зданий существует острая необходимость поддержки исследований и разработок, чтобы обеспечить максимально возможный уровень защиты работников, которые подвергаются или могут подвергаться воздействию асбеста.

(32)

Поскольку цель настоящей Директивы, а именно защита работников от рисков для их здоровья и безопасности, возникающих или могущих возникнуть в результате воздействия асбеста на работе, включая предотвращение таких рисков, не может быть в достаточной степени достигнута государствами-членами, а скорее может Поскольку масштабы и последствия настоящей Директивы лучше достигаются на уровне Союза, Союз может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, изложенным в статье 5 Договора о Европейском Союзе. В соответствии с принципом пропорциональности, изложенным в этой статье, настоящая Директива не выходит за рамки того, что необходимо для достижения этой цели.

(33)

Поэтому в Директиву 2009/148/EC следует внести соответствующие поправки,

ПРИНЯЛИ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:

Статья 1

Поправки к Директиве 2009/148/EC

В Директиву 2009/148/EC внесены следующие поправки:

(1)

в статью 1(1) добавлен следующий подпункт:

«Положения Директивы 2004/37/EC Европейского парламента и Совета (*1) применяются везде, где они более благоприятны для здоровья и безопасности работников на работе.

(*1)  Директива 2004/37/EC Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 г. о защите работников от рисков, связанных с воздействием канцерогенов, мутагенов или репротоксических веществ на рабочем месте (Шестая индивидуальная директива по смыслу Статья 16(1) Директивы Совета 89/391/EEC) (OJ L 158, 30 апреля 2004 г., стр. 50).';"

(2)

Статья 2 заменена следующей:

«Статья 2

Для целей настоящей Директивы «асбест» означает следующие волокнистые силикаты, которые классифицируются как канцерогены 1А в соответствии с Приложением VI, Часть 3, к Регламенту (ЕС) № 1272/2008 Европейского Парламента и Совета (*2 ):

(а)

асбест, актинолит, номер CAS (*3) 77536-66-4;

(б)

асбест, амозит (грюнерит), CAS № 12172-73-5;

(с)

асбест, антофиллит, CAS № 77536-67-5;

(г)

асбест, хризотил, № CAS 12001-29-5;

(е)

асбест, крокидолит, № CAS 12001-28-4;

(е)

асбест, тремолит, номер CAS 77536-68-6.

(*2) Регламент (ЕС) № 1272/2008 Европейского парламента и Совета от 16 декабря 2008 г. о классификации, маркировке и упаковке веществ и смесей, вносящий поправки и отменяющий Директивы 67/548/EEC и 1999/45/EC и вносящие поправки в Регламент (ЕС) № 1907/2006 (OJ L 353, 31 декабря 2008 г., стр. 1)».

(*3)  Номер в Химической реферативной службе (CAS).’;"

(3)

В статью 3 внесены следующие изменения:

(а)

пункт 2 заменен следующим:

'2. В случае любой деятельности, которая может включать в себя риск воздействия пыли, образующейся от асбеста или материалов, содержащих асбест, этот риск должен оцениваться таким образом, чтобы определить характер и степень воздействия на работников пыли, образующейся от асбеста или асбеста. материалов, содержащих асбест, и отдать приоритет удалению асбеста или материалов, содержащих асбест, по сравнению с другими формами обращения с асбестом».

; (б)

в пункте 3 вводную часть заменить следующей:

'3. При условии, что воздействие на работников является спорадическим и низкой интенсивности, и если из результатов оценки риска, упомянутой в пункте 2 настоящей статьи, ясно, что соответствующее предельное значение, установленное в статье 8, не будет превышено в воздухе рабочей области, государства-члены могут отступить от статьи 4, если работа включает в себя:'

; (4)

в статье 4(3) второй подабзац заменен следующим:

«Уведомление должно включать, по крайней мере, краткое описание:

(а)

расположение места проведения работ и, при необходимости, конкретные участки, на которых будут выполняться работы;

(б)

тип и количество используемого или обрабатываемого асбеста;

(с)

соответствующие действия и процессы, в том числе в отношении защиты и дезактивации работников, удаления отходов и, при необходимости, воздухообмена при работе в условиях изоляции;

(г)

количество задействованных работников, список работников, которые могут быть направлены на соответствующий объект, сертификаты индивидуального обучения работников и дату последней оценки здоровья работников в соответствии со статьей 18;

(е)

дата начала и продолжительность работ;

(е)

принятые меры, включая обзор используемого оборудования, для ограничения воздействия асбеста на работников.

Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы компетентные органы хранили информацию, указанную в пункте (d) второго подпараграфа, в соответствии с национальным законодательством не дольше, чем это необходимо с целью обеспечения надлежащего обучения работников, выполняющих работу, связанную с асбестом. , уделяя должное внимание долгосрочному воздействию асбеста на здоровье работников.';

(5)

Статья 6 заменена следующей:

«Статья 6

Для всех видов деятельности, упомянутых в Статье 3(1), воздействие на работников пыли, образующейся от асбеста или материалов, содержащих асбест, на месте работы должно быть снижено до минимума и в любом случае до настолько низкого уровня, насколько это технически возможно ниже соответствующее предельное значение, как указано в Статье 8, в частности, посредством следующих мер:

(а)

количество работников, подвергающихся или потенциально подвергающихся воздействию пыли, образующейся от асбеста или асбестсодержащих материалов, должно быть ограничено минимально возможным показателем;

(б)

Рабочие процессы должны быть спроектированы так, чтобы не производить асбестовую пыль или, если это окажется невозможным, избегать выброса асбестовой пыли в воздух путем принятия таких мер, как:

(я)

подавление асбестовой пыли;

(ii)

всасывание асбестовой пыли у источника;

(iii)

постоянное осаждение асбестовых волокон, взвешенных в воздухе;

(ба)

работники должны пройти соответствующую процедуру дезактивации;

(бб)

для работ, выполняемых в условиях изоляции, должна быть обеспечена адекватная защита;

(с)

все помещения и оборудование, задействованные в обработке асбеста, должны обеспечивать возможность регулярной и эффективной очистки и обслуживания, а также подлежать регулярной чистке и техническому обслуживанию;

(г)

асбест или асбестосодержащие пылеобразующие материалы следует хранить и транспортировать в соответствующей герметичной упаковке;

(е)

отходы, за исключением отходов, образующихся в результате горнодобывающей деятельности, должны собираться и вывозиться с места работы как можно скорее в подходящей герметичной упаковке с этикетками, указывающими, что они содержат асбест, а затем обращаться с ними в соответствии с Директивой 2008/98/EC. Европейского Парламента и Совета (*4).

(*4)  Директива 2008/98/EC Европейского Парламента и Совета от 19 ноября 2008 г. об отходах и отмене некоторых Директив (OJ L 312, 22.11.2008, стр. 3)’;"

(6)

В статью 7 внесены следующие изменения:

(а)

абзацы 1 и 2 заменены следующим:

'1. В зависимости от результатов первоначальной оценки риска и для обеспечения соблюдения соответствующего предельного значения, указанного в Статье 8, измерение содержания асбестовых волокон в воздухе на месте работы должно проводиться через регулярные промежутки времени во время определенных этапы эксплуатации.

2.   Отбор проб должен отражать личное воздействие работника на пыль, образующуюся от асбеста или материалов, содержащих асбест.’

; (б)

пункт 5 заменить следующим:

'5. Продолжительность отбора проб должна быть такой, чтобы можно было установить репрезентативное воздействие для 8-часового учетного периода (одна смена) посредством измерений или расчетов, взвешенных по времени».

; (с)

пункт 6 заменен следующим:

'6. Подсчет волокон должен проводиться с помощью электронной микроскопии или любого альтернативного метода, который обеспечивает эквивалентные или более точные результаты».

; (г)

добавляется следующий абзац:

'7. Для целей измерения асбестовых волокон в воздухе, как указано в пункте 1, следует брать только волокна длиной более 5 микрометров, шириной менее 3 микрометров и соотношением длины к ширине более 3:1. во внимание.

Несмотря на первый подпункт настоящего параграфа, волокна шириной менее 0,2 микрометра также должны приниматься во внимание для целей статьи 8(2), пункта (a) с 21 декабря 2029 года».

; (7)

Статья 8 заменена следующей:

«Статья 8

1.   До 20 декабря 2029 года работодатели должны обеспечить, чтобы ни один работник не подвергался воздействию концентрации асбеста в воздухе, превышающей 0,01 волокна на см3 в виде средневзвешенного по времени 8-часового показателя (TWA).

2.   С 21 декабря 2029 года работодатели должны обеспечить, чтобы ни один работник не подвергался воздействию концентрации асбеста в воздухе, превышающей:

(а)

0,01 волокна на см3 в качестве 8-часового средневзвешенного значения в соответствии со статьей 7(7), второй подпараграф; или

(б)

0,002 волокна на см3 в расчете на 8-часовую СВВ.

3.   Государства-члены должны гарантировать, что работодатели подчиняются хотя бы одному из предельных значений, установленных в параграфе 2.’

; (8)

В статью 10 внесены следующие изменения:

(а)

пункт 1 заменен следующим:

'1. В случае превышения соответствующего предельного значения, указанного в Статье 8, или если есть основания полагать, что материалы, содержащие асбест, которые не были идентифицированы до начала работ, были повреждены и образовали пыль, работа должна быть немедленно прекращена.

Работы не должны продолжаться в пострадавшем районе до тех пор, пока не будут приняты адекватные меры для защиты соответствующих работников.

В случае превышения соответствующего предельного значения, указанного в статье 8, должны быть выявлены причины превышения предельного значения и как можно скорее приняты соответствующие меры по исправлению ситуации».

; (б)

пункт 3 заменен следующим:

'3. Если воздействие не может быть уменьшено другими способами и если соблюдение предельного значения требует ношения индивидуальных средств защиты органов дыхания, это не должно быть постоянным и должно сводиться к строгому минимуму, необходимому для каждого работника. В течение периодов работы, требующих использования такого оборудования, должны быть предусмотрены регулярные перерывы в соответствии с физическими и климатическими условиями и, при необходимости, по согласованию с работниками и/или их представителями на предприятии или в учреждении, в соответствии с национальное законодательство и практика».

; (9)

в статье 11 первый абзац заменен следующим:

«Прежде чем начать работы по сносу, техническому обслуживанию или реконструкции помещений, построенных до вступления в силу запрета на использование асбеста в государстве-члене, работодатели должны принять все необходимые меры для выявления предполагаемых материалов, содержащих асбест, в частности, путем получения информации от владельцев помещений, от других работодателей и из других источников, включая соответствующие реестры. Если такая информация недоступна, работодатель должен обеспечить проверку квалифицированным оператором в соответствии с национальным законодательством и практикой наличия материалов, содержащих асбест, и получить результат такой проверки до начала работы. Работодатель обязан предоставить другому работодателю по запросу и исключительно в целях выполнения обязательства, предусмотренного настоящим пунктом, любую информацию, полученную в рамках такой проверки.»;

(10)

в статье 12 абзац первый изложить в следующей редакции:

(а)

вводная часть заменяется следующей:

«В случае определенных видов деятельности, таких как снос, работы по удалению асбеста, ремонт и техническое обслуживание, в отношении которых можно предвидеть, что соответствующее предельное значение, указанное в статье 8, будет превышено, несмотря на использование всех возможных технических профилактических мер для ограничивая концентрацию асбеста в воздухе, работодатель определяет меры, направленные на обеспечение защиты работников при выполнении ими такой деятельности, в частности следующие:';

(б)

пункт (а) заменяется следующим:

'(а)

работникам должны быть выданы подходящие средства индивидуальной защиты, с которыми необходимо обращаться надлежащим образом, и, в частности, в отношении респираторного оборудования, которое должно быть индивидуально отрегулировано, в том числе посредством проверок примерки, в соответствии с Директивой Совета 89/656/EEC ( *5);

(*5) Директива Совета 89/656/EEC от 30 ноября 1989 г. о минимальных требованиях по охране труда и технике безопасности при использовании работниками средств индивидуальной защиты на рабочем месте (третья индивидуальная директива в значении статьи 16(1) Директивы 89 /391/EEC) (ОЖ L 393, 30.12.1989, стр. 18).';"

(с)

пункт (с) заменяется следующим:

'(с)

распространение пыли, образующейся от асбеста или асбестсодержащих материалов, за пределы помещения или места проведения мероприятий должно быть предотвращено, а для работ, выполняемых в закрытых условиях, помещение должно быть герметичным и иметь механическую вытяжную вентиляцию.»;

(11)

в статье 13(2), второй подабзац, пункт (c) заменен следующим:

'(с)

после завершения работ по сносу или удалению асбеста отсутствие рисков воздействия асбеста на месте работы должно быть проверено в соответствии с национальным законодательством и практикой, прежде чем возобновится другая деятельность.»;

(12)

В статью 14 внесены следующие изменения:

(а)

пункт 2 заменен следующим:

'2. Содержание обучения должно быть легко понятно работникам. Это позволит им приобрести необходимые знания и навыки в области профилактики и безопасности в соответствии с национальным законодательством и практикой, применимой там, где проводится работа».

; (б)

пункт 3 заменен следующим:

'3. Минимальные требования в отношении содержания, продолжительности и частоты обучения, предоставляемого в соответствии с настоящей статьей, и связанной с ним документации изложены в Приложении Ia».

; (13)

Статья 15 заменена следующей:

«Статья 15

1.   Предприятия, намеревающиеся провести работы по сносу или удалению асбеста, должны получить разрешение компетентного органа до начала работ. С этой целью они должны предоставить этому компетентному органу как минимум доказательство соблюдения статьи 6 и сертификаты, подтверждающие прохождение обучения в соответствии со статьей 14 и Приложением Ia.

2.   Государства-члены должны сделать список предприятий, получивших разрешение в соответствии с параграфом 1, общедоступным в соответствии с национальным законодательством и практикой».

; (14)

в статье 18 абзац 1 исключен;

(15)

вставлена ​​следующая статья:

«Статья 18c

1.   В контексте следующей оценки в соответствии со Статьей 22 Комиссия должна оценить, существует ли необходимость в обновлении списка волокнистых силикатов, изложенного в Статье 2, в свете научных знаний, а также в принятии дополнительных мер для обеспечения защита от вторичного воздействия асбеста на работе.

2.   После оценки, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и после консультации с ACSH, Комиссия должна оценить, уместно или необходимо обновить список волокнистых силикатов, изложенный в Статье 2. Комиссия должна оценить, в частности, является ли это целесообразно включить в сферу действия настоящей Директивы дополнительные волокнистые силикаты, такие как эрионит, рибекит, винчит, рихтерит и фторэденит, а также целесообразность принятия дополнительных мер для обеспечения защиты от вторичного воздействия асбеста на производстве. . Комиссия должна, при необходимости, представить Европейскому парламенту и Совету законодательные предложения в этом отношении».

; (16)

В статью 19 внесены следующие изменения:

(а)

абзац 1 исключить;

(б)

пункт 2 заменен следующим:

'2. Работодатель вносит сведения о работниках, осуществляющих деятельность, указанную в статье 3(1), в реестр. Эта информация должна указывать характер и продолжительность деятельности, а также воздействие, которому они подверглись. Врач и/или орган, ответственный за медицинское наблюдение, должны иметь доступ к этому реестру. Работники должны иметь доступ к результатам в реестре, которые касаются их лично. Работники и/или их представители должны иметь доступ к анонимной коллективной информации в реестре».

; (17)

Статья 21 заменена следующей:

«Статья 21

Государства-члены должны вести реестр всех случаев профессиональных заболеваний, диагностированных с медицинской точки зрения, связанных с асбестом. Ориентировочный список заболеваний, которые могут быть вызваны воздействием асбеста, приведен в Приложении I».

; (18)

вставлена ​​следующая статья:

«Статья 22а

1.   К 31 декабря 2028 года Комиссия должна оценить возможность дальнейшего снижения предельных значений на основе отчетов государств-членов, представленных в соответствии со Статьей 22, наличия научных данных, технических разработок и взаимосвязи между новыми аналитическими методы и численное предельное значение.

2.   Комиссия должна предоставить соответствующую техническую поддержку работодателям, выполняющим требования настоящей Директивы, а также информацию о соответствующих фондах Союза с целью оказания помощи государствам-членам ЕС в наилучшем использовании этих средств и облегчении доступа к ним, в частности для малые и средние предприятия, включая микропредприятия».

; (19)

в Приложении I пункт 1 заменен следующим:

'1.

Современные знания показывают, что воздействие свободных асбестовых волокон может вызвать как минимум следующие заболевания:

асбестоз,

мезотелиома,

рак легких,

рак желудочно-кишечного тракта,

рак гортани,

рак яичника,

доброкачественные заболевания плевры.’;

(20)

текст, изложенный в Приложении к настоящей Директиве, включен как Приложение Ia.

Статья 2

1.   Государства-члены должны ввести в действие законы, постановления и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, к 21 декабря 2025 года. Они должны немедленно сообщить текст этих мер Комиссии.

2.   В порядке отступления от пункта 1 настоящей статьи государства-члены должны ввести в действие законы, нормативные акты и административные положения, необходимые для соблюдения статьи 1, пункта (6)(c) и (d) (в отношении статьи 7( 7), второй подпункт Директивы 2009/148/EC) и пункта (7) (в отношении статьи 8(2) и (3) Директивы 2009/148/EC) к 21 декабря 2029 года. Они должны немедленно сообщить текст этих мер Комиссии.

Государства-члены должны, до тех пор, пока они не введут в силу законы, нормативные акты и административные положения в соответствии с первым подпараграфом, проводить подсчет клетчатки, где это возможно, с помощью PCM в соответствии с методом, рекомендованным в 1997 году Всемирной организацией здравоохранения, или любым другим методом. который обеспечивает эквивалентные или более точные результаты.

3.   Когда государства-члены принимают меры, указанные в параграфах 1 и 2, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в ​​случае их официальной публикации. Методы такой ссылки устанавливаются государствами-членами.

4.   Государства-члены должны сообщить Комиссии текст основных мер национального законодательства, которые они принимают в области, охватываемой настоящей Директивой.

Статья 3

Настоящая Директива вступает в силу на двадцатый день после ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза.

Статья 4

Данная Директива адресована государствам-членам.

Совершено в Страсбурге 22 ноября 2023 г.

За Европейский Парламент

Президент

Р. МЕТСОЛА

Для Совета

Президент

П. РЕКИ НАВАРРО

(1) OJ C 100, 16 марта 2023 г., стр. 100. 118.

(2) OJ C 188, 30 мая 2023 г., стр. 70.

(3)  Позиция Европейского парламента от 3 октября 2023 г. (ещё не опубликованная в Официальном журнале) и решение Совета от 23 октября 2023 г.

(4) Директива 2009/148/EC Европейского парламента и Совета от 30 ноября 2009 г. о защите работников от рисков, связанных с воздействием асбеста на работе (OJ L 330, 16.12.2009, стр. 28).

(5) Директива 2004/37/EC Европейского Парламента и Совета от 29 апреля 2004 г. о защите работников от рисков, связанных с воздействием канцерогенов, мутагенов или репротоксических веществ на работе (Шестая индивидуальная Директива по смыслу статьи 16(1) Директивы Совета 89/391/EEC) (OJ L 158, 30 апреля 2004 г., стр. 50).

(6) Регламент (ЕС) № 1272/2008 Европейского парламента и Совета от 16 декабря 2008 г. о классификации, маркировке и упаковке веществ и смесей, вносящий поправки и отменяющий Директивы 67/548/EEC и 1999/45/EC, и внесение изменений в Регламент (ЕС) № 1907/2006 (OJ L 353, 31 декабря 2008 г., стр. 1).

(7) Директива Совета 89/391/EEC от 12 июня 1989 г. о введении мер, способствующих улучшению безопасности и здоровья работников на работе (OJ L 183, 29 июня 1989 г., стр. 1).

(8) Регламент (ЕС) № 1907/2006 Европейского парламента и Совета от 18 декабря 2006 г. о регистрации, оценке, разрешении и ограничении химических веществ (REACH), учреждающий Европейское химическое агентство и вносящий поправки в Директиву 1999/45/ ЕС и отменяет Регламент Совета (ЕЭС) № 793/93 и Регламент Комиссии (ЕС) № 1488/94, а также Директиву Совета 76/769/ЕЕС и Директивы Комиссии 91/155/ЕЕС, 93/67/ЕЕС, 93/105 /EC и 2000/21/EC (ОЖ L 396, 30.12.2006, стр. 1).

(9)  Решение Совета от 22 июля 2003 г. о создании Консультативного комитета по безопасности и гигиене труда (OJ C 218, 13 сентября 2003 г., стр. 1).

(10)  Резолюция Европейского парламента от 20 октября 2021 г. с рекомендациями Комиссии по защите работников от асбеста (OJ C 184, 5 мая 2022 г., стр. 45).

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ Ia

Минимальные требования для обучения

Работники, которые подвергаются или могут подвергаться воздействию пыли от асбеста или материалов, содержащих асбест, должны пройти обязательное обучение, включающее как минимум следующие минимальные требования:

(1)

Обучение должно проводиться в начале трудовых отношений и всякий раз, когда выявляются потребности в дополнительном обучении.

(2)

Продолжительность обучения должна быть адекватной задачам соответствующих работников.

(3)

Обучение проводит инструктор, чья квалификация признана в соответствии с национальным законодательством и практикой.

(4)

Каждый работник, прошедший обучение удовлетворительным образом, должен получить свидетельство о прохождении обучения, в котором указывается все следующее:

(а)

дата обучения;

(б)

продолжительность обучения;

(с)

содержание обучения;

(г)

язык обучения;

(е)

имя, квалификация и контактные данные инструктора или учреждения, проводящего обучение, или и того, и другого.

(5)

Работники, которые подвергаются или могут подвергаться воздействию пыли от асбеста или материалов, содержащих асбест, должны пройти теоретическую и практическую подготовку, по крайней мере, по следующим вопросам:

(а)

применимое право государства-члена, в котором выполняются работы;

(б)

свойства асбеста и его влияние на здоровье, включая синергетический эффект курения;

(с)

типы продуктов или материалов, которые могут содержать асбест;

(г)

операции, которые могут привести к воздействию асбеста, и важность профилактического контроля для сведения к минимуму такого воздействия;

(е)

безопасные методы работы, средства контроля и защитное оборудование;

(е)

соответствующая роль, выбор, выбор, ограничения и правильное использование защитного оборудования, с особым вниманием к респираторному оборудованию;

(г)

аварийные процедуры;

(час)

процедуры дезактивации;

(я)

утилизация отходов;

(к)

Требования к медицинскому наблюдению.

Обучение должно быть максимально адаптировано к особенностям профессии работников, а также к конкретным задачам и методам работы этой профессии.

(6)

Работники, участвующие в работах по сносу или удалению асбеста, должны пройти обучение в дополнение к обучению, предусмотренному в соответствии с пунктом (5), относительно использования технологического оборудования и машин для сдерживания выделения и распространения асбестовых волокон во время рабочих процессов, в соответствии с настоящей Директивой.

’. ЭЛИ: http://data.europa.eu/eli/dir/2023/2668/oj

ISSN 1977-0677 (электронное издание)

Вершина