27.12.2017
В
Официальный журнал Европейского Союза
Л 345/96
ДИРЕКТИВА (ЕС) 2017/2399 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА
от 12 декабря 2017 г.
внесение поправок в Директиву 2014/59/ЕС в отношении ранжирования необеспеченных долговых инструментов в иерархии неплатежеспособности
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,
Принимая во внимание Договор о функционировании Европейского Союза и, в частности, его статью 114,
Принимая во внимание предложение Европейской комиссии,
После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам,
Принимая во внимание мнение Европейского центрального банка (1),
Принимая во внимание мнение Европейского экономического и социального комитета (2),
Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой (3),
Тогда как:
(1)
9 ноября 2015 года Совет по финансовой стабильности (FSB) опубликовал Соглашение об общей способности поглощать убытки (TLAC) («стандарт TLAC»), которое было одобрено «Большой двадцаткой» в ноябре 2015 года. Целью стандарта TLAC является обеспечить, чтобы глобальные системно значимые банки (G-SIB), называемые в рамках Союза глобальными системно значимыми институтами (G-SII), обладали возможностями поглощения убытков и рекапитализации, необходимыми для обеспечения того, чтобы во время и сразу после принятия резолюции, критически важные функции могут быть продолжены без риска для средств налогоплательщиков (государственных фондов) или финансовой стабильности. В своем сообщении от 24 ноября 2015 года, озаглавленном «На пути к завершению создания Банковского союза», Комиссия обязалась выдвинуть к концу 2016 года законодательное предложение, которое позволит внедрить стандарт TLAC в законодательство Союза международными организациями. согласованный срок — 2019 год.
(2)
Внедрение стандарта TLAC в законодательство Союза должно учитывать существующие минимальные требования к собственным средствам и приемлемым обязательствам (MREL), применимые ко всем учреждениям Союза, как это изложено в Директиве 2014/59/ЕС Европейского парламента и Совета (4). Поскольку TLAC и MREL преследуют одну и ту же цель – обеспечить, чтобы институты Союза имели достаточный потенциал поглощения убытков и рекапитализации, эти два требования должны быть взаимодополняющими элементами общей структуры. В частности, Комиссия предложила, чтобы гармонизированный минимальный уровень стандарта TLAC для G-SII («минимальное требование TLAC») и критерии приемлемости обязательств, используемых для соответствия этому стандарту, были включены в законодательство Союза посредством поправок к Регламенту (ЕС ) № 575/2013 Европейского парламента и Совета (5), в то время как необходимо рассмотреть надстройку для конкретного учреждения для G-SII и специфичное для учреждения требование для лиц, не входящих в G-SII, а также соответствующие критерии отбора. посредством целевых поправок к Директиве 2014/59/ЕС и Регламенту (ЕС) № 806/2014 Европейского парламента и Совета (6).
Эта Директива, которая касается ранжирования необеспеченных долговых инструментов в иерархии несостоятельности, дополняет вышеупомянутые законодательные акты с предлагаемыми поправками, а также Директиву 2013/36/EU Европейского Парламента и Совета (7).
(3)
Принимая во внимание эти предложения и в целях обеспечения правовой определенности для рынков и для организаций, подпадающих под действие MREL и TLAC, важно обеспечить своевременную ясность в отношении критериев приемлемости обязательств, используемых для соблюдения MREL и законодательства Союза, реализующего TLAC, а также ввести соответствующие положения о предоставлении права на обязательства, выпущенные до вступления в силу пересмотренных критериев приемлемости.
(4)
Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы институты обладали достаточным потенциалом поглощения убытков и рекапитализации, чтобы обеспечить плавное и быстрое поглощение убытков и рекапитализацию с минимальным воздействием на финансовую стабильность и стремясь избежать воздействия на налогоплательщиков. Это должно быть достигнуто за счет постоянного соблюдения учреждениями минимальных требований TLAC, которые должны быть реализованы в законодательстве Союза посредством поправки к Регламенту (ЕС) № 575/2013, а также требования к собственным средствам и приемлемым обязательствам, как это предусмотрено в Директива 2014/59/ЕС.
(5)
Стандарт TLAC требует, чтобы G-SII отвечали минимальным требованиям TLAC, за некоторыми исключениями, с субординированными обязательствами, которые имеют рейтинг неплатежеспособности ниже обязательств, исключенных из TLAC («требование субординации»). Согласно стандарту TLAC, подчинение должно достигаться посредством юридических последствий контракта (известного как договорное подчинение), законов данной юрисдикции (известное как установленное подчинение) или данной корпоративной структуры (известное как структурное подчинение). В тех случаях, когда этого требует Директива 2014/59/ЕС, учреждения, подпадающие под действие этой Директивы, должны выполнять требования, специфичные для конкретной фирмы, с помощью субординированных обязательств, чтобы свести к минимуму риск судебного иска со стороны кредиторов, на том основании, что убытки кредиторов в результате урегулирования превышают убытки, которые они понесли бы при обычном производстве по делу о несостоятельности (принцип отсутствия ухудшения состояния кредиторов).
(6)
Ряд государств-членов внесли поправки или находятся в процессе внесения поправок в правила определения статуса необеспеченного старшего долга в порядке несостоятельности в соответствии со своим национальным законодательством о несостоятельности, чтобы позволить своим учреждениям более эффективно соблюдать требование субординации, тем самым облегчая урегулирование.
(7)
Принятые к настоящему времени национальные правила существенно различаются. Отсутствие гармонизированных правил ЕС создает неопределенность как для эмитентов, так и для инвесторов, и, вероятно, затруднит применение инструмента финансовой помощи трансграничным учреждениям. Отсутствие гармонизированных правил Союза также может привести к диспропорциям в конкурентной борьбе на внутреннем рынке, учитывая, что затраты учреждений на соблюдение требования о субординации и затраты, которые несут инвесторы при покупке долговых инструментов, выпущенных учреждениями, могут значительно различаться в странах Союза. .
(8)
В своей резолюции от 10 марта 2016 г. о Банковском союзе (8) Европейский парламент призвал Комиссию представить предложения по дальнейшему снижению правовых рисков претензий в соответствии с принципом «не ухудшить положение кредитора», а в своих выводах от 17 июня 2016 г. Совет предложил Комиссии выдвинуть предложение по общему подходу к иерархии кредиторов банка для повышения правовой определенности в случае урегулирования.
(9)
Поэтому необходимо устранить существенные препятствия в функционировании внутреннего рынка и избежать искажений конкуренции, возникающих в результате отсутствия гармонизированных правил Союза в отношении иерархии кредиторов банков, а также предотвратить возникновение таких препятствий и искажений в будущем. Следовательно, подходящей правовой основой для этой Директивы является статья 114 Договора о функционировании Европейского Союза.
(10)
Чтобы свести к минимуму затраты на соблюдение требования о субординации и любое негативное влияние на стоимость финансирования, настоящая Директива должна позволить государствам-членам ЕС сохранять, где это применимо, существующий класс обычного необеспеченного старшего долга, который является менее дорогостоящим для учреждений. выпускать, чем любые другие субординированные обязательства. Тем не менее, чтобы повысить платежеспособность учреждений, настоящая Директива должна потребовать от государств-членов создать новый класс непривилегированных приоритетных долговых обязательств, которые должны иметь статус неплатежеспособности выше инструментов собственных фондов и субординированных обязательств, которые не квалифицируются как инструменты собственных фондов. но ниже прочих старших обязательств. Учреждения должны оставаться свободными в выпуске долговых обязательств как старшего, так и непривилегированного старшего класса. Из этих двух классов, без ущерба для других вариантов и исключений, предусмотренных стандартом TLAC для соответствия требованию подчинения, только непредпочтительный старший класс должен иметь право соответствовать требованию подчинения. Это предназначено для того, чтобы позволить учреждениям использовать менее дорогостоящий обычный старший долг для своего финансирования или любых других операционных целей, а также выпускать долговые обязательства нового непривилегированного старшего класса для получения финансирования, соблюдая при этом требование субординации. Государствам-членам ЕС должно быть разрешено создавать несколько классов для других обычных необеспеченных обязательств при условии, что они гарантируют, без ущерба для других вариантов и исключений, предусмотренных в стандарте TLAC, что только непривилегированный старший класс долговых инструментов имеет право на соблюдение субординации. требование.
(11)
Чтобы гарантировать, что новый непривилегированный старший класс долговых инструментов соответствует критериям приемлемости, описанным в стандарте TLAC и изложенным в Директиве 2014/59/ЕС, тем самым повышая правовую определенность, государства-члены должны обеспечить, чтобы эти долговые инструменты имели первоначальный договорный срок погашения составляет не менее одного года, не содержат встроенных деривативов и сами не являются деривативами, а также что в соответствующей договорной документации, связанной с их выпуском, и, где это применимо, в проспекте эмиссии прямо указано на их более низкий приоритет в рамках обычных процедур банкротства. Долговые инструменты с переменными процентами, полученными на основе широко используемой базовой ставки, такие как Euribor или Libor, а также долговые инструменты, не выраженные в национальной валюте эмитента, при условии, что основная сумма, погашение и проценты выражены в одной и той же валюте, не должны рассматриваться быть долговыми инструментами, содержащими встроенные производные инструменты, исключительно из-за этих особенностей. Настоящая Директива не должна наносить ущерба любому требованию национального законодательства о регистрации долговых инструментов в реестре компаний-эмитентов для обязательств, отвечающих условиям для непривилегированного старшего класса долговых инструментов, предусмотренных в настоящей Директиве.
(12)
Чтобы повысить правовую определенность для инвесторов, государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы обычные необеспеченные долговые инструменты и другие обычные необеспеченные обязательства, не являющиеся долговыми инструментами, имели более высокий приоритет в их национальных законах о несостоятельности, чем новый непредпочтительный старший класс долговых инструментов. Государства-члены ЕС должны также обеспечить, чтобы новый непривилегированный старший класс долговых инструментов имел более высокий приоритет, чем приоритет инструментов собственных средств и приоритет любых субординированных обязательств, которые не квалифицируются как собственные средства.
(13)
Поскольку цели настоящей Директивы, а именно установить гармонизированные правила ранжирования необеспеченных долговых инструментов в целях восстановления и урегулирования ситуации в Союзе и, в частности, повысить эффективность режима финансовой помощи, не могут быть в достаточной степени достигнутых государствами-членами, но, скорее, из-за масштаба действий, может быть лучше достигнуто на уровне Союза, Союз может принимать меры в соответствии с принципом субсидиарности, изложенным в статье 5 Договора о Европейском Союзе. . В соответствии с принципом пропорциональности, изложенным в этой статье, настоящая Директива не выходит за рамки того, что необходимо для достижения этих целей. В частности, настоящая Директива не должна наносить ущерба другим опциям и исключениям, предусмотренным в стандарте TLAC для соответствия требованию подчинения.
(14)
Поправки к Директиве 2014/59/ЕС, предусмотренные в настоящей Директиве, целесообразно применять к необеспеченным требованиям, возникающим в результате долговых инструментов, выпущенных на дату или после даты применения настоящей Директивы. Однако в целях правовой определенности и максимального снижения издержек переходного периода необходимо ввести соответствующие гарантии в отношении ранжирования требований о несостоятельности, вытекающих из долговых инструментов, выпущенных до этой даты. Таким образом, государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы рейтинг неплатежеспособности всех непогашенных необеспеченных требований, возникающих в результате долговых инструментов, выпущенных учреждениями до этой даты, регулировался законами государств-членов ЕС, принятыми на 31 декабря 2016 года. В той степени, в которой некоторые национальные законы, принятые По состоянию на 31 декабря 2016 года уже решена задача, позволяющая учреждениям выпускать субординированные обязательства, часть или все непогашенные необеспеченные требования, возникающие в результате долговых инструментов, выпущенных до даты применения настоящей Директивы, должны иметь возможность иметь тот же рейтинг неплатежеспособности, что и необеспеченные обязательства. -привилегированные приоритетные долговые инструменты, выпущенные в соответствии с условиями настоящей Директивы. Кроме того, после 31 декабря 2016 года и до даты вступления в силу настоящей Директивы государства-члены должны иметь возможность адаптировать свои национальные законы, регулирующие очередность в обычных процедурах банкротства необеспеченных требований, возникающих в результате долговых инструментов, выпущенных после даты применения Директивы. таких законов в целях соблюдения условий, изложенных в настоящей Директиве. В этом случае только необеспеченные требования, вытекающие из долговых инструментов, выпущенных до применения этого нового национального законодательства, должны продолжать регулироваться законами государств-членов, принятыми на 31 декабря 2016 года.
(15)
Данная Директива не должна препятствовать государствам-членам ЕС предусматривать, что настоящая Директива должна продолжать применяться, когда организации-эмитенты больше не подпадают под действие системы восстановления и урегулирования проблем Союза, в частности, из-за передачи своей кредитной или инвестиционной деятельности третьей стороне.
(16)
Данная Директива гармонизирует классификацию необеспеченных требований, вытекающих из долговых инструментов, в рамках обычного производства по делу о несостоятельности и не распространяется на классификацию депозитов по неплатежеспособности, выходящую за рамки существующих применимых положений Директивы 2014/59/ЕС. Таким образом, настоящая Директива не наносит ущерба любому существующему или будущему национальному законодательству государств-членов ЕС, регулирующему обычное производство по делу о несостоятельности, которое касается рейтинга неплатежеспособности депозитов, в той степени, в которой такой рейтинг не гармонизирован Директивой 2014/59/ЕС, независимо от даты принятия настоящей Директивы. на которых были сделаны вклады. К 29 декабря 2020 года Комиссия должна рассмотреть применение Директивы 2014/59/ЕС в отношении ранжирования депозитов при неплатежеспособности и оценить, в частности, необходимость внесения каких-либо дальнейших поправок к ней.
(17)
Чтобы обеспечить правовую определенность для рынков и отдельных учреждений, а также облегчить эффективное применение инструмента финансовой помощи, настоящая Директива должна вступить в силу на следующий день после ее публикации.
ПРИНЯЛИ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:
Статья 1
Поправки к Директиве 2014/59/ЕС
В Директиву 2014/59/ЕС внесены следующие поправки:
(1)
в статье 2(1) пункт (48) заменен следующим:
'(48)
«долговые инструменты»:
(я)
для целей пунктов (g) и (j) статьи 63(1) означают облигации и другие формы переводного долга, инструменты, создающие или признающие долг, и инструменты, дающие права на приобретение долговых инструментов; и
(ii)
для целей статьи 108 означают облигации и другие формы переводного долга, а также инструменты, создающие или признающие долг;»;
(2)
Статья 108 заменена следующей:
«Статья 108
Рейтинг в иерархии неплатежеспособности
1. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы в их национальном законодательстве, регулирующем обычное производство по делу о несостоятельности:
(а)
следующие имеют одинаковую очередность, которая выше, чем очередность, предусмотренная для требований обычных необеспеченных кредиторов:
(я)
та часть приемлемых вкладов физических лиц и микро-, малых и средних предприятий, которая превышает уровень покрытия, предусмотренный статьей 6 Директивы 2014/49/ЕС;
(ii)
вклады, которые были бы приемлемыми вкладами физических лиц и микро-, малых и средних предприятий, если бы они не были сделаны через филиалы, расположенные за пределами Союза, учреждений, созданных в Союзе;
(б)
Следующие лица имеют одинаковый приоритетный ранг, который выше, чем ранг, предусмотренный в пункте (a):
(я)
покрытые депозиты;
(ii)
схемы гарантирования вкладов, уступающие права и обязанности застрахованных вкладчиков в случае неплатежеспособности.
2. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы для организаций, упомянутых в пунктах (a) - (d) первого подпараграфа статьи 1(1), обычные необеспеченные требования имели в их национальном законодательстве, регулирующем обычное производство по делу о несостоятельности, более высокий приоритет. чем необеспеченные требования, возникающие из долговых инструментов, которые отвечают следующим условиям:
(а)
первоначальный договорной срок погашения долговых инструментов составляет не менее одного года;
(б)
долговые инструменты не содержат встроенных производных инструментов и сами по себе не являются производными финансовыми инструментами;
(с)
соответствующая договорная документация и, если применимо, проспект выпуска, относящийся к выпуску, явно относятся к более низкому рейтингу в соответствии с настоящим параграфом.
3. Государства-члены должны обеспечить, чтобы необеспеченные требования, возникающие из долговых инструментов, которые отвечают условиям, изложенным в пунктах (a), (b) и (c) пункта 2 настоящей статьи, имели более высокий приоритет в их национальных законах, регулирующих обычную несостоятельность. разбирательства, чем приоритетность требований, вытекающих из документов, упомянутых в пунктах (a) – (d) статьи 48(1).
4. Без ущерба для параграфов 5 и 7, государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы их национальные законы, регулирующие обычные процедуры банкротства, принятые 31 декабря 2016 года, применялись к очередности в обычных процедурах банкротства необеспеченных требований, вытекающих из долговых инструментов, выпущенных указанными организациями. в пунктах (a)–(d) первого подпараграфа статьи 1(1) настоящей Директивы до даты вступления в силу мер согласно национальному законодательству, транспонирующих Директиву (ЕС) 2017/2399 Европейского парламента и Совет (*1).
5. Если после 31 декабря 2016 г. и до 28 декабря 2017 г. государство-член приняло национальный закон, регулирующий очередность в обычном производстве по делу о несостоятельности необеспеченных требований, возникающих из долговых инструментов, выпущенных после даты применения такого национального закона, параграф 4 настоящего Статья не применяется к требованиям, вытекающим из долговых инструментов, выпущенных после даты применения этого национального законодательства, при условии, что соблюдены все следующие условия:
(а)
В соответствии с этим национальным законодательством, а также для организаций, упомянутых в пунктах (a)-(d) первого подпараграфа статьи 1(1), обычные необеспеченные требования имеют в обычном производстве по делу о несостоятельности более высокий приоритет, чем необеспеченные требования, возникающие в результате из долговых инструментов, отвечающих следующим условиям:
(я)
первоначальный договорной срок погашения долговых инструментов составляет не менее одного года;
(ii)
долговые инструменты не содержат встроенных производных инструментов и сами по себе не являются производными финансовыми инструментами; и
(iii)
соответствующая договорная документация и, если применимо, проспект эмиссии прямо ссылаются на более низкий рейтинг в соответствии с национальным законодательством;
(б)
В соответствии с этим национальным законодательством необеспеченные требования, возникающие из долговых инструментов, которые отвечают условиям, изложенным в пункте (а) настоящего подпункта, имеют в ходе обычного производства по делу о несостоятельности более высокий приоритет, чем приоритетность требований, возникающих из инструментов, упомянутых в пунктах ( а)-(d) Статьи 48(1).
На дату вступления в силу мер в соответствии с национальным законодательством, транспонирующих Директиву (ЕС) 2017/2399, необеспеченные требования, возникающие из долговых инструментов, упомянутых в пункте (b) первого подпараграфа, должны иметь тот же приоритетный приоритет, что и упомянутый в пунктах (а), (б) и (в) пункта 2 и в пункте 3 настоящей статьи.
6. Для целей пункта (b) пункта 2 и пункта (a)(ii) первого подпункта пункта 5 долговые инструменты с переменными процентами, полученными на основе широко используемой базовой ставки, и долговые инструменты, не номинированные в национальной валюте эмитента, при условии, что основная сумма долга, погашение и проценты выражены в одной и той же валюте, не должны рассматриваться как долговые инструменты, содержащие встроенные производные инструменты, исключительно из-за этих особенностей.
7. Государства-члены, которые до 31 декабря 2016 года приняли национальный закон, регулирующий обычные процедуры банкротства, согласно которым обычные необеспеченные требования, возникающие из долговых инструментов, выпущенных организациями, указанными в пунктах (a) - (d) первого подпараграфа статьи 1( 1) разделены на два или более различных очередности или в результате чего очередность простых необеспеченных требований, возникающих из таких долговых инструментов, изменяется по отношению ко всем другим обычным необеспеченным требованиям той же очередности, может предусматривать, что долговые инструменты с наименьшим приоритетом очередность среди таких обычных необеспеченных требований имеет такую же очередность, как и очередность требований, отвечающих условиям пунктов (а), (б) и (в) пункта 2 и пункта 3 настоящей статьи.
(*1) Директива (ЕС) 2017/2399 Европейского парламента и Совета от 12 декабря 2017 г., вносящая поправки в Директиву 2014/59/ЕС в отношении ранжирования необеспеченных долговых инструментов в иерархии несостоятельности (ОЖ L 345, 27.12.2017, стр. 96)».
Статья 2
Транспонирование
1. Государства-члены должны ввести в действие законы, нормативные акты и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, к 29 декабря 2018 года. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.
Государства-члены ЕС должны применять эти меры с даты их вступления в силу в национальном законодательстве.
2. Когда государства-члены принимают меры, указанные в параграфе 1, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в случае их официальной публикации. Методы такой ссылки устанавливаются государствами-членами.
3. Параграф 2 не применяется, если национальные меры государств-членов, действовавшие до даты вступления в силу настоящей Директивы, соответствуют настоящей Директиве. В таких случаях государства-члены должны уведомить Комиссию соответствующим образом.
4. Государства-члены должны сообщить Комиссии и Европейскому банковскому управлению текст основных мер национального законодательства, которые они принимают в области, охватываемой настоящей Директивой.
Статья 3
Обзор
К 29 декабря 2020 года Комиссия должна рассмотреть применение статьи 108(1) Директивы 2014/59/ЕС. Комиссия должна оценить, в частности, необходимость внесения каких-либо дальнейших поправок в отношении ранжирования депозитов в случае неплатежеспособности. Комиссия должна представить отчет по этому вопросу Европейскому Парламенту и Совету.
Статья 4
Вступление в силу
Настоящая Директива вступает в силу на следующий день после ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза.
Статья 5
Адресаты
Данная Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Страсбурге 12 декабря 2017 г.
За Европейский Парламент
Президент
А. ТАЯНИ
Для Совета
Президент
М. КЛУБНИКА
(1) ОЖ C 132, 26 апреля 2017 г., стр. 1.
(2) ОЖ C 173, 31 мая 2017 г., стр. 41.
(3) Позиция Европейского парламента от 30 ноября 2017 г. (еще не опубликованная в Официальном журнале) и решение Совета от 7 декабря 2017 г.
(4) Директива 2014/59/ЕС Европейского парламента и Совета от 15 мая 2014 г., устанавливающая рамки для восстановления и санации кредитных учреждений и инвестиционных фирм и вносящая поправки в Директиву Совета 82/891/EEC и Директивы 2001/24 /ЕС, 2002/47/ЕС, 2004/25/ЕС, 2005/56/ЕС, 2007/36/ЕС, 2011/35/ЕС, 2012/30/ЕС и 2013/36/ЕС, а также правила (ЕС) № 1093/2010 и (ЕС) № 648/2012 Европейского Парламента и Совета (ОЖ L 173, 12 июня 2014 г., стр. 190).
(5) Регламент (ЕС) № 575/2013 Европейского парламента и Совета от 26 июня 2013 г. о пруденциальных требованиях к кредитным учреждениям и инвестиционным фирмам и вносящий поправки в Регламент (ЕС) № 648/2012 (ОЖ L 176, 27.6.2013 г.) , стр. 1).
(6) Регламент (ЕС) № 806/2014 Европейского парламента и Совета от 15 июля 2014 г., устанавливающий единые правила и единую процедуру санации кредитных учреждений и некоторых инвестиционных фирм в рамках Единого механизма урегулирования и Фонд единой резолюции и Регламент о внесении изменений (ЕС) № 1093/2010 (OJ L 225, 30 июля 2014 г., стр. 1).
(7) Директива 2013/36/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 июня 2013 г. о доступе к деятельности кредитных учреждений и пруденциальном надзоре за кредитными учреждениями и инвестиционными фирмами, вносящая поправки в Директиву 2002/87/ЕС и отменяющая Директивы 2006/48/EC и 2006/49/EC (ОЖ L 176, 27 июня 2013 г., стр. 338).
(8) Еще не опубликовано в Официальном журнале.
Вершина
Директивы по годам
- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- 2003
- 2002
- 2001
- 2000
- 1999
- 1998
- 1997
- 1996
- 1995
- 1994
- 1993
- 1992
- 1991
- 1990
- 1989
- 1988
- 1987
- 1986
- 1985
- 1984
- 1983
- 1982
- 1981
- 1980
- 1979
- 1978
- 1977
- 1976
- 1975
- 1974
- 1973
- 1972
- 1971
- 1970
- 1969
- 1968
- 1967
- 1966
- 1965
- 1964
- 1963
- 1962
- 1961
- 1960
- 1959