Директива 2013/14/ЕС Европейского парламента и Совета от 21 мая 2013 г., вносящая поправки в Директиву 2003/41/EC о деятельности и надзоре за учреждениями профессионального пенсионного обеспечения, Директиву 2009/65/EC о координации законов и постановлений и административные положения, касающиеся предприятий по коллективному инвестированию в переводные ценные бумаги (UCITS), и Директивы 2011/61/EU об управляющих альтернативными инвестиционными фондами в отношении чрезмерной зависимости от кредитных рейтингов. Текст имеет отношение к ЕЭЗ.



Директива доступна на следующих языках

Язык Название
en Directive 2013/14/EU of the European Parliament and of the Council of 21 May 2013 amending Directive 2003/41/EC on the activities and supervision of institutions for occupational retirement provision, Directive 2009/65/EC on the coordination of laws, regulations and administrative provisions relating to undertakings for collective investment in transferable securities (UCITS) and Directive 2011/61/EU on Alternative Investment Funds Managers in respect of over-reliance on credit ratings Text with EEA relevance
ru Директива 2013/14/ЕС Европейского парламента и Совета от 21 мая 2013 г., вносящая поправки в Директиву 2003/41/EC о деятельности и надзоре за учреждениями профессионального пенсионного обеспечения, Директиву 2009/65/EC о координации законов и постановлений и административные положения, касающиеся предприятий по коллективному инвестированию в переводные ценные бумаги (UCITS), и Директивы 2011/61/EU об управляющих альтернативными инвестиционными фондами в отношении чрезмерной зависимости от кредитных рейтингов. Текст имеет отношение к ЕЭЗ.

31 мая 2013 г.

В

Официальный журнал Европейского Союза

Л 145/1

ДИРЕКТИВА 2013/14/ЕС ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА

от 21 мая 2013 г.

вносящая поправки в Директиву 2003/41/EC о деятельности и надзоре за учреждениями профессионального пенсионного обеспечения, Директиву 2009/65/EC о координации законов, постановлений и административных положений, касающихся предприятий по коллективному инвестированию в переводные ценные бумаги (UCITS) и Директиву 2011 /61/ЕС об управляющих альтернативными инвестиционными фондами в отношении чрезмерной зависимости от кредитных рейтингов

(Текст, имеющий отношение к ЕЭЗ)

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,

Принимая во внимание Договор о функционировании Европейского Союза и, в частности, его статью 53(1),

Принимая во внимание предложение Европейской комиссии,

После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам,

Принимая во внимание мнение Европейского центрального банка (1),

Принимая во внимание мнение Европейского экономического и социального комитета (2),

Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой (3),

Тогда как:

(1)

Директива 2003/41/EC Европейского парламента и Совета (4) предусматривает регулирование на уровне Союза учреждений профессионального пенсионного обеспечения (IORPs). Директива 2009/65/EC Европейского парламента и Совета (5) предусматривает регулирование на уровне Союза предприятий по коллективному инвестированию в переводные ценные бумаги (UCITS). Аналогичным образом, Директива 2011/61/EU Европейского парламента и Совета (6) предусматривает регулирование на уровне Союза управляющих альтернативными инвестиционными фондами (AIFM). Все три Директивы устанавливают пруденциальные требования в отношении управления рисками IORP, управляющими и инвестиционными компаниями в отношении UCITS и AIFM соответственно.

(2)

Последствием финансового кризиса стало то, что инвесторы, в том числе IORP, UCITS и альтернативные инвестиционные фонды (AIF), стали чрезмерно полагаться на кредитные рейтинги при осуществлении своих инвестиций в долговые инструменты, не обязательно проводя собственную оценку кредитоспособность эмитентов таких долговых инструментов. Чтобы улучшить качество инвестиций IORP, UCITS и AIF и, следовательно, защитить инвесторов в эти фонды, уместно потребовать от IORP, управляющих и инвестиционных компаний в отношении UCITS и AIFM избегать полагаться исключительно или механически на кредитных рейтингах или используя их в качестве единственного параметра при оценке риска, связанного с инвестициями IORP, UCITS и AIF. Таким образом, общий принцип против чрезмерной зависимости от кредитных рейтингов должен быть интегрирован в процессы и системы управления рисками IORP, управляющих и инвестиционных компаний в отношении UCITS и AIFM и адаптирован к их особенностям.

(3)

В целях дальнейшего уточнения общего принципа против чрезмерной зависимости от кредитных рейтингов, который должен быть включен в Директивы 2009/65/EC и 2011/61/EU, право принимать акты в соответствии со статьей 290 Договора о функционировании Европейского Союза должны быть переданы Комиссии для обеспечения того, чтобы управляющие и инвестиционные компании в отношении UCITS и AIFM эффективно предотвращали чрезмерную зависимость от кредитных рейтингов для оценки кредитоспособности имеющихся активов. В этом отношении целесообразно внести поправки в полномочия Комиссии в этих Директивах по принятию делегированных актов в отношении общих положений, касающихся процессов и систем управления рисками, используемых управляющими и инвестиционными компаниями в отношении UCITS и AIFM. Особенно важно, чтобы Комиссия проводила соответствующие консультации в ходе своей подготовительной работы, в том числе на экспертном уровне, и публиковала результаты таких консультаций. Комиссия при подготовке и составлении делегированных актов должна обеспечить одновременную, своевременную и соответствующую передачу соответствующих документов в Европейский парламент и Совет.

(4)

Соответствующие меры, изложенные в настоящей Директиве, должны дополнять другие положения Регламента (ЕС) № 1060/2009 Европейского Парламента и Совета от 16 сентября 2009 года о кредитно-рейтинговых агентствах (7). Эти положения устанавливают общую цель снижения чрезмерной зависимости инвесторов от кредитных рейтингов и должны способствовать достижению этой цели.

(5)

Поскольку цель настоящей Директивы, а именно способствовать уменьшению чрезмерной зависимости IORP, UCITS и AIF от кредитных рейтингов при осуществлении инвестиций, не может быть в достаточной степени достигнута на уровне государств-членов, действующих скоординированным образом, и, следовательно, может, Поскольку общесоюзная структура и влияние деятельности IORP, UCITS, AIF и кредитно-рейтинговых агентств лучше достигаются на уровне Союза, Союз может принимать меры в соответствии с принципом субсидиарности, изложенным в Статье 5. Договора о Европейском Союзе. В соответствии с принципом пропорциональности, изложенным в этой статье, настоящая Директива не выходит за рамки того, что необходимо для достижения этой цели.

(6)

Поэтому в директивы 2003/41/EC, 2009/65/EC и 2011/61/EU следует внести соответствующие поправки.

(7)

В соответствии с Совместной политической декларацией государств-членов и Комиссии от 28 сентября 2011 г. о пояснительных документах (8), государства-члены обязались в обоснованных случаях сопровождать уведомление о своих мерах по транспозиции одним или несколькими документами, разъясняющими взаимосвязь между компоненты директивы и соответствующие части национальных инструментов транспонирования. Применительно к настоящей Директиве законодатель считает обоснованной передачу таких документов,

ПРИНЯЛИ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:

Статья 1

Поправка к Директиве 2003/41/EC

В статью 18 Директивы 2003/41/EC вставлен следующий параграф:

'1а. Принимая во внимание характер, масштаб и сложность деятельности поднадзорных учреждений, государства-члены должны обеспечить, чтобы компетентные органы контролировали адекватность процессов кредитной оценки учреждений, оценивали использование ссылок на кредитные рейтинги, присвоенные кредитными рейтинговыми агентствами, как определены в статье 3(1)(b) Регламента (ЕС) № 1060/2009 Европейского парламента и Совета от 16 сентября 2009 г. о кредитно-рейтинговых агентствах (9), в их инвестиционной политике и, при необходимости, поощрять смягчение последствий влияния таких ссылок с целью уменьшения исключительной и механистической зависимости от таких кредитных рейтингов.

Статья 2

Поправки к Директиве 2009/65/EC

В статью 51 Директивы 2009/65/EC внесены следующие поправки:

(1)

в пункте 1 абзац первый заменен следующим:

'1. Управляющая или инвестиционная компания должна использовать процесс управления рисками, который позволяет ей в любое время отслеживать и измерять риск позиций и их вклад в общий профиль риска портфеля UCITS. В частности, он не должен исключительно или механически полагаться на кредитные рейтинги, присвоенные рейтинговыми агентствами, как это определено в статье 3(1)(b) Регламента (ЕС) № 1060/2009 Европейского Парламента и Совета от 16 сентября 2009 г. о кредитно-рейтинговых агентствах (10) для оценки кредитоспособности активов UCITS.

(2)

вставляется следующий абзац:

'3а. Принимая во внимание характер, масштаб и сложность деятельности UCITS, компетентные органы должны контролировать адекватность процессов оценки кредитоспособности управляющих или инвестиционных компаний, оценивать использование ссылок на кредитные рейтинги, как указано в первом пункте. подпункт параграфа 1 в инвестиционной политике UCITS и, где это уместно, поощрять смягчение воздействия таких ссылок с целью уменьшения исключительной и механистической зависимости от таких кредитных рейтингов.';

(3)

пункт 4 изложить в следующей редакции:

(а)

пункт (а) заменяется следующим:

'(а)

критерии оценки адекватности процесса управления рисками, применяемого управляющей или инвестиционной компанией в соответствии с абзацем первым пункта 1;»;

(б)

добавляется следующий подпункт:

«Критерии, указанные в пункте (a) первого подпараграфа, должны гарантировать, что управляющая или инвестиционная компания не сможет полагаться исключительно или механически на кредитные рейтинги, как указано в первом подабзаце пункта 1, для оценки кредитоспособности Активы UCITS.'.

Статья 3

Поправки к Директиве 2011/61/ЕС

В статью 15 Директивы 2011/61/ЕС внесены следующие поправки:

(1)

в пункте 2 абзац первый заменен следующим:

'2. AIFM должны внедрять адекватные системы управления рисками для того, чтобы идентифицировать, измерять, управлять и контролировать все риски, имеющие отношение к каждой инвестиционной стратегии AIF и которым каждый AIF подвержен или может подвергаться. В частности, AIFM не должны исключительно или механически полагаться на кредитные рейтинги, присвоенные рейтинговыми агентствами, как это определено в статье 3(1)(b) Регламента (ЕС) № 1060/2009 Европейского Парламента и Совета от 16 сентября 2009 г. о кредитно-рейтинговых агентствах (11) для оценки кредитоспособности активов АИФ.

(2)

вставляется следующий абзац:

'3а. Принимая во внимание характер, масштаб и сложность деятельности АИФ, компетентные органы контролируют адекватность процессов кредитной оценки АИФ, оценивают использование ссылок на кредитные рейтинги, как указано в первом подпункте пункта 2, в инвестиционной политике АИФ и, где это уместно, поощрять смягчение воздействия таких ссылок с целью уменьшения исключительной и механистической зависимости от таких кредитных рейтингов.';

(3)

пункт 5 дополнить следующим подпунктом:

«Меры, определяющие системы управления рисками, упомянутые в пункте (a) первого подпараграфа, должны гарантировать, что AIFM не смогут полагаться исключительно или механически на кредитные рейтинги, как указано в первом подпункте пункта 2, для оценки кредитоспособность активов АИФ.».

Статья 4

Транспонирование

1.   Государства-члены должны ввести в действие законы, постановления и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, к 21 декабря 2014 года. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.

Когда государства-члены ЕС принимают такие меры, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в ​​случае их официальной публикации. Методы такой ссылки устанавливаются государствами-членами.

2.   Государства-члены должны сообщить Комиссии текст основных положений национального законодательства, которые они принимают в области, охватываемой настоящей Директивой.

Статья 5

Вступление в силу

Настоящая Директива вступает в силу на двадцатый день после ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза.

Статья 6

Адресаты

Данная Директива адресована государствам-членам.

Совершено в Страсбурге 21 мая 2013 г.

За Европейский Парламент

Президент

М. ШУЛЬЦ

Для Совета

Президент

Л. КРЕЙТОН

(1)  ОЖ C 167, 13 июня 2012 г., стр. 2.

(2)  ОЖ C 229, 31 июля 2012 г., стр. 64.

(3)  Позиция Европейского парламента от 16 января 2013 г. (еще не опубликованная в Официальном журнале) и решение Совета от 13 мая 2013 г.

(4) OJ L 235, 23 сентября 2003 г., с. 10.

(5) OJ L 302, 17.11.2009, с. 32.

(6) OJ L 174, 1 июля 2011 г., с. 1.

(7) OJ L 302, 17.11.2009, с. 1.

(8)  OJ C 369, 17 декабря 2011 г., стр. 14.

(9) OJ L 302, 17.11.2009, с. 1.'

(10) OJ L 302, 17.11.2009, с. 1.';

(11) OJ L 302, 17.11.2009, с. 1.';

Вершина