14 марта 2009 г.
В
Официальный журнал Европейского Союза
Л 70/11
ДИРЕКТИВА 2009/12/EC ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА
от 11 марта 2009 г.
по аэропортовым сборам
(Текст, имеющий отношение к ЕЭЗ)
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,
Принимая во внимание Договор о создании Европейского Сообщества и, в частности, его статью 80(2),
Принимая во внимание предложение Комиссии,
Принимая во внимание мнение Европейского экономического и социального комитета (1),
Принимая во внимание мнение Комитета регионов (2),
Действуя в порядке, предусмотренном статьей 251 Договора (3),
Тогда как:
(1)
Основной задачей и коммерческой деятельностью аэропортов является обеспечение обслуживания воздушных судов от посадки до взлета, пассажиров и грузов с целью предоставления возможности авиаперевозчикам оказывать услуги воздушного транспорта. С этой целью аэропорты предлагают ряд возможностей и услуг, связанных с эксплуатацией воздушных судов и обработкой пассажиров и грузов, стоимость которых они обычно возмещают за счет аэропортовых сборов. Органы управления аэропортами, предоставляющие средства и услуги, за которые взимаются аэропортовые сборы, должны стремиться работать на экономически эффективной основе.
(2)
Необходимо создать общую основу, регулирующую существенные характеристики аэропортовых сборов и порядок их установления, поскольку в отсутствие такой основы основные требования во взаимоотношениях между органами управления аэропортом и пользователями аэропорта могут не соблюдаться. Такая основа не должна наносить ущерба возможности государства-члена ЕС определять, могут ли и в какой степени доходы от коммерческой деятельности аэропорта учитываться при установлении аэропортовых сборов.
(3)
Настоящая Директива должна применяться к расположенным в Сообществе аэропортам, размеры которых превышают минимальный размер, поскольку управление и финансирование небольших аэропортов не требуют применения рамок Сообщества.
(4)
Кроме того, в государстве-члене, где ни один аэропорт не достигает минимального размера для применения настоящей Директивы, аэропорт с наибольшим пассажиропотоком пользуется таким привилегированным положением в качестве пункта въезда в это государство-член, что необходимо применять настоящую Директиву. этому аэропорту, чтобы гарантировать соблюдение определенных основных принципов в отношениях между органом управления аэропортом и пользователями аэропорта, в частности, в отношении прозрачности сборов и недискриминации среди пользователей аэропорта.
(5)
Чтобы способствовать территориальной сплоченности, государства-члены должны иметь возможность применять общую систему взимания сборов для покрытия сети аэропортов. Экономические трансферы между аэропортами в таких сетях должны соответствовать законодательству Сообщества.
(6)
По причинам распределения трафика государства-члены должны иметь возможность разрешить органу управления аэропортами, обслуживающими один и тот же город или агломерацию, применять общую и прозрачную систему взимания сборов. Экономические трансферы между этими аэропортами должны соответствовать соответствующему законодательству Сообщества.
(7)
Стимулы для открытия новых маршрутов, например, для содействия, среди прочего, развитию неблагополучных и отдаленных регионов, должны предоставляться только в соответствии с законодательством Сообщества.
(8)
Сбор сборов за предоставление аэронавигационного обслуживания и услуг по наземному обслуживанию уже урегулирован Регламентом Комиссии (ЕС) № 1794/2006 от 6 декабря 2006 года, устанавливающим общую схему взимания сборов за аэронавигационное обслуживание (4), и Директивой Совета. 96/67/EC от 15 октября 1996 г. о доступе к рынку наземного обслуживания в аэропортах Сообщества (5) соответственно. Сборы, взимаемые для финансирования помощи пассажирам-инвалидам и пассажирам с ограниченной подвижностью, регулируются Регламентом (ЕС) № 1107/2006 Европейского парламента и Совета от 5 июля 2006 г. о правах инвалидов и лиц с ограниченной подвижностью. при путешествии по воздуху (6).
(9)
Совет Международной организации гражданской авиации (Совет ИКАО) в 2004 году принял политику в отношении аэропортовых сборов, которая включала, среди прочего, принципы соотнесенности затрат, недискриминации и независимого механизма экономического регулирования аэропортов.
(10)
Совет ИКАО счел, что аэропортовый сбор представляет собой сбор, который разработан и применяется специально для возмещения затрат на предоставление средств и услуг для гражданской авиации, тогда как налог представляет собой сбор, предназначенный для увеличения доходов национального или местного правительства, которые обычно не применяются к гражданской авиации в целом или на основе конкретных затрат.
(11)
Аэропортовые сборы не должны быть дискриминационными. Должна быть установлена обязательная процедура регулярных консультаций между органами управления аэропортом и пользователями аэропорта с возможностью для любой из сторон обращаться в независимый надзорный орган в случае, если решение по аэропортовым сборам или изменению системы взимания оспаривается пользователями аэропорта. .
(12)
Чтобы гарантировать беспристрастность решений, а также правильное и эффективное применение настоящей Директивы, в каждом государстве-члене ЕС должен быть создан независимый надзорный орган. Орган должен располагать всеми необходимыми ресурсами с точки зрения кадров, опыта и финансовых средств для выполнения своих задач.
(13)
Пользователям аэропорта крайне важно регулярно получать от органа управления аэропортом информацию о том, как и на какой основе рассчитываются аэропортовые сборы. Такая прозрачность позволит авиаперевозчикам получить представление о расходах, понесенных аэропортом, и эффективности инвестиций аэропорта. Чтобы позволить органу управления аэропортом должным образом оценить потребности в отношении будущих инвестиций, пользователи аэропорта должны быть обязаны своевременно предоставлять органу управления аэропортом все свои эксплуатационные прогнозы, проекты развития, а также конкретные требования и предложения.
(14)
Органы управления аэропортами должны информировать пользователей аэропорта о крупных инфраструктурных проектах, поскольку они оказывают существенное влияние на систему или уровень аэропортовых сборов. Такая информация должна предоставляться для того, чтобы сделать возможным мониторинг расходов на инфраструктуру и с целью предоставления подходящих и экономически эффективных объектов в соответствующем аэропорту.
(15)
Органы управления аэропортом должны иметь возможность применять аэропортовые сборы, соответствующие инфраструктуре и/или уровню предоставляемых услуг, поскольку авиаперевозчики имеют законный интерес требовать от органа управления аэропортом услуг, соответствующих соотношению цена/качество. Однако доступ к дифференцированному уровню инфраструктуры или услуг должен быть открыт для всех перевозчиков, желающих воспользоваться ими на недискриминационной основе. Если спрос превышает предложение, доступ должен определяться на основе объективных и недискриминационных критериев, которые будут разработаны органом управления аэропортом. Любая дифференциация аэропортовых сборов должна быть прозрачной, объективной и основываться на четких критериях.
(16)
Пользователи аэропорта и орган управления аэропортом должны иметь возможность заключить соглашение об уровне обслуживания в отношении качества обслуживания, предоставляемого в обмен на аэропортовые сборы. Переговоры о качестве обслуживания, предоставляемого в обмен на аэропортовые сборы, могли бы проводиться в рамках регулярных консультаций.
(17)
В разных государствах-членах ЕС существуют разные системы предварительного финансирования инвестиций в аэропорты. В государствах-членах, где применяется предварительное финансирование, государства-члены или органы управления аэропортами должны руководствоваться политикой ИКАО и/или устанавливать свои собственные меры безопасности.
(18)
Настоящая Директива не должна наносить ущерба Договору, в частности его статьям с 81 по 89.
(19)
Поскольку цель настоящей Директивы, а именно установление общих принципов взимания аэропортовых сборов в аэропортах Сообщества, не может быть в достаточной степени достигнута государствами-членами, поскольку системы аэропортовых сборов не могут быть внедрены на национальном уровне единообразным образом на протяжении всего периода Сообщества и, следовательно, в силу своих масштабов и последствий лучше достигаться на уровне Сообщества, Сообщество может принимать меры в соответствии с принципом субсидиарности, изложенным в статье 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, изложенным в этой статье, настоящая Директива не выходит за рамки того, что необходимо для достижения этой цели.
ПРИНЯЛИ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:
Статья 1
Тема сообщения
1. Настоящая Директива устанавливает общие принципы взимания аэропортовых сборов в аэропортах Сообщества.
2. Настоящая Директива применяется к любому аэропорту, расположенному на территории, подпадающей под действие Договора и открытому для коммерческих перевозок, годовой пассажиропоток которого превышает пять миллионов пассажиропотоков, а также к аэропорту с самым высоким пассажиропотоком в каждом государстве-члене.
3. Государства-члены должны опубликовать список аэропортов на своей территории, к которым применяется настоящая Директива. Этот список основывается на данных Комиссии (Евростата) и обновляется ежегодно.
4. Настоящая Директива не применяется к сборам, взимаемым за вознаграждение за аэронавигационное обслуживание на маршруте и в районе аэродрома в соответствии с Регламентом (ЕС) № 1794/2006, или к сборам, взимаемым за вознаграждение за услуги по наземному обслуживанию, упомянутым в Приложении. Директиве 96/67/EC или к сборам, взимаемым для финансирования помощи пассажирам-инвалидам и пассажирам с ограниченной подвижностью, указанным в Регламенте (ЕС) № 1107/2006.
5. Настоящая Директива не наносит ущерба праву каждого государства-члена ЕС применять дополнительные меры регулирования, которые не являются несовместимыми с настоящей Директивой или другими соответствующими положениями законодательства Сообщества, в отношении любого органа управления аэропортом, расположенного на его территории. Это может включать меры экономического надзора, такие как утверждение систем взимания сборов и/или уровня сборов, включая методы взимания стимулирующих сборов или регулирование верхнего предела цен.
Статья 2
Определения
Для целей настоящей Директивы:
1.
«аэропорт» означает любую наземную территорию, специально приспособленную для посадки, взлета и маневрирования воздушных судов, включая вспомогательные сооружения, которые могут использоваться в этих операциях для нужд движения и обслуживания воздушных судов, включая сооружения, необходимые для содействия коммерческим воздушным перевозкам;
2.
«Орган управления аэропортом» означает орган, который, в сочетании с другой деятельностью или без нее, в зависимости от обстоятельств, имеет своей целью в соответствии с национальными законами, правилами или контрактами администрирование и управление инфраструктурой аэропорта или сети аэропортов, а также координацию и контроль. о деятельности различных операторов, присутствующих в соответствующих аэропортах или сети аэропортов;
3.
«пользователь аэропорта» означает любое физическое или юридическое лицо, ответственное за перевозку пассажиров, почты и/или грузов по воздуху в соответствующий аэропорт или из него;
4.
«аэропортовый сбор» означает сбор, взимаемый в пользу органа управления аэропортом и уплачиваемый пользователями аэропорта за использование средств и услуг, которые предоставляются исключительно органом управления аэропортом и которые связаны с посадкой, взлетом, освещение и стоянка самолетов, обработка пассажиров и грузов;
5.
«сеть аэропортов» означает группу аэропортов, должным образом назначенных как таковые государством-членом и управляемых одним и тем же органом управления аэропортами.
Статья 3
Недискриминация
Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы аэропортовые сборы не дискриминировали пользователей аэропортов в соответствии с законодательством Сообщества. Это не препятствует изменению аэропортовых сборов по вопросам, представляющим общественный и общий интерес, включая экологические проблемы. Критерии, используемые для такой модуляции, должны быть актуальными, объективными и прозрачными.
Статья 4
Сеть аэропортов
Государства-члены могут разрешить органу управления сетью аэропортов ввести общую и прозрачную систему аэропортовых сборов для всей сети аэропортов.
Статья 5
Общие системы зарядки
После информирования Комиссии и в соответствии с законодательством Сообщества государства-члены могут разрешить органу управления аэропортом применять общую и прозрачную систему взимания сборов в аэропортах, обслуживающих один и тот же город или агломерацию, при условии, что каждый аэропорт полностью соответствует установленным требованиям прозрачности. в статье 7.
Статья 6
Консультация и лечение
1. Государства-члены обеспечивают установление обязательной процедуры регулярных консультаций между органом управления аэропортом и пользователями аэропорта или представителями или ассоциациями пользователей аэропорта в отношении функционирования системы аэропортовых сборов, уровня аэропортовых сборов и, при необходимости, качество предоставляемых услуг. Такие консультации проводятся не реже одного раза в год, если иное не согласовано на последней консультации. При наличии многолетнего соглашения между органом управления аэропортом и пользователями аэропорта консультации проводятся в порядке, предусмотренном таким соглашением. Государства-члены сохраняют за собой право требовать более частых консультаций.
2. Государства-члены обеспечивают, чтобы, где это возможно, изменения в системе или уровне аэропортовых сборов производились по согласованию между органом управления аэропортом и пользователями аэропорта. С этой целью орган управления аэропортом должен представить пользователям аэропорта любое предложение по изменению системы или уровня аэропортовых сборов вместе с причинами предлагаемых изменений не позднее, чем за четыре месяца до их вступления в силу, если не имеется исключительные обстоятельства, которые необходимо обосновать для пользователей аэропорта. Орган управления аэропортом проводит консультации по предлагаемым изменениям с пользователями аэропорта и учитывает их мнение до принятия решения. Орган управления аэропортом обычно публикует свое решение или рекомендацию не позднее, чем за два месяца до его вступления в силу. Орган управления аэропортом обосновывает свое решение с учетом мнения пользователей аэропорта в случае, если между органом управления аэропортом и пользователями аэропорта не достигнуто соглашение о предлагаемых изменениях.
3. Государства-члены должны обеспечить, чтобы в случае разногласий по поводу решения об аэропортовых сборах, принятого органом управления аэропортом, любая из сторон могла обратиться за вмешательством в независимый надзорный орган, упомянутый в Статье 11, который должен изучить обоснования внесения изменений. системы или уровня аэропортовых сборов.
4. Изменение системы или уровня аэропортовых сборов, принятое органом управления аэропортом, если оно передано на рассмотрение независимого надзорного органа, не вступит в силу до тех пор, пока этот орган не рассмотрит вопрос. Независимый надзорный орган должен в течение четырех недель с момента рассмотрения вопроса принять временное решение о вступлении в силу изменения аэропортовых сборов, если только окончательное решение не может быть принято в тот же срок.
5. Государство-член может принять решение не применять параграфы 3 и 4 в отношении изменений уровня или структуры аэропортовых сборов в тех аэропортах, для которых:
(а)
согласно национальному законодательству существует обязательная процедура, согласно которой аэропортовые сборы или их максимальный уровень определяются или утверждаются независимым надзорным органом; или
(б)
В соответствии с национальным законодательством существует обязательная процедура, в соответствии с которой независимый надзорный орган проверяет на регулярной основе или в ответ на запросы заинтересованных сторон, подвергаются ли такие аэропорты эффективной конкуренции. Во всех случаях, когда это оправдано на основании такой проверки, государство-член принимает решение о том, что аэропортовые сборы или их максимальный уровень должны определяться или утверждаться независимым надзорным органом. Это решение применяется до тех пор, пока это необходимо на основании проверки, проведенной этим органом.
Процедуры, условия и критерии, применяемые государством-членом для целей настоящего параграфа, должны быть релевантными, объективными, недискриминационными и прозрачными.
Статья 7
Прозрачность
1. Государства-члены обеспечивают, чтобы орган управления аэропортом предоставлял каждому пользователю аэропорта или представителям или ассоциациям пользователей аэропорта каждый раз, когда проводятся консультации, упомянутые в статье 6(1), информацию о компонентах, служащих основой для определение системы или размера всех сборов, взимаемых в каждом аэропорту органом управления аэропортом. Информация должна включать как минимум:
(а)
список различных услуг и инфраструктуры, предоставляемых в обмен на взимаемые аэропортовые сборы;
(б)
методология установления аэропортовых сборов;
(с)
общую структуру затрат на объекты и услуги, к которым относятся аэропортовые сборы;
(г)
доход от различных сборов и общая стоимость покрываемых ими услуг;
(е)
любое финансирование со стороны государственных органов объектов и услуг, к которым относятся аэропортовые сборы;
(е)
прогнозы ситуации в аэропорту по сборам, росту трафика и предполагаемым инвестициям;
(г)
фактическое использование инфраструктуры и оборудования аэропорта за определенный период; и
(час)
прогнозируемый результат любых крупных предлагаемых инвестиций с точки зрения их воздействия на пропускную способность аэропортов.
2. Государства-члены должны обеспечить, чтобы пользователи аэропорта предоставляли органу управления аэропортом информацию перед каждой консультацией, как это предусмотрено в статье 6(1), касающуюся, в частности:
(а)
прогнозы по трафику;
(б)
прогнозы состава и предполагаемого использования своего флота;
(с)
свои проекты развития в соответствующем аэропорту; и
(г)
свои требования в соответствующем аэропорту.
3. В соответствии с национальным законодательством информация, предоставляемая на основании настоящей статьи, считается конфиденциальной или экономически чувствительной и обрабатывается соответствующим образом. В случае органов управления аэропортом, акции которых котируются на фондовой бирже, должны соблюдаться, в частности, правила фондовой биржи.
Статья 8
Новая инфраструктура
Государства-члены должны обеспечить, чтобы орган управления аэропортом консультировался с пользователями аэропорта до завершения разработки планов новых инфраструктурных проектов.
Статья 9
Стандарты качества
1. В целях обеспечения бесперебойной и эффективной работы в аэропорту государства-члены принимают необходимые меры, позволяющие органу управления аэропортом и представителям или ассоциациям пользователей аэропорта в аэропорту вступать в переговоры с целью заключения соглашения об уровне обслуживания. соглашение относительно качества обслуживания, предоставляемого в аэропорту. Эти переговоры по качеству обслуживания могут проводиться в рамках консультаций, упомянутых в статье 6(1).
2. Любое такое соглашение об уровне обслуживания должно определять уровень обслуживания, предоставляемого органом управления аэропортом, с учетом фактической системы или уровня аэропортовых сборов, а также уровня обслуживания, на которое имеют право пользователи аэропорта в обмен на аэропортовые сборы. обвинения.
Статья 10
Дифференциация услуг
1. Государства-члены принимают необходимые меры, чтобы позволить органу управления аэропортом изменять качество и объем конкретных аэропортовых услуг, терминалов или частей терминалов с целью предоставления индивидуальных услуг или выделенного терминала или части терминала. Уровень аэропортовых сборов может быть дифференцирован в зависимости от качества и объема таких услуг и их стоимости или любого другого объективного и прозрачного обоснования. Без ущерба для статьи 3 органы управления аэропортом сохраняют право устанавливать любые такие дифференцированные аэропортовые сборы.
2. Государства-члены принимают необходимые меры, чтобы позволить любому пользователю аэропорта, желающему использовать специализированные услуги или выделенный терминал или часть терминала, иметь доступ к этим услугам и терминалу или части терминала.
В случае, если больше пользователей аэропорта желают иметь доступ к специализированным услугам и/или выделенному терминалу или части терминала, чем это возможно из-за ограничений пропускной способности, доступ определяется на основе соответствующих, объективных, прозрачных и непрозрачных данных. дискриминационные критерии. Эти критерии могут быть установлены органом управления аэропортом, и государства-члены могут потребовать, чтобы эти критерии были одобрены независимым надзорным органом.
Статья 11
Независимый надзорный орган
1. Государства-члены должны назначить или учредить независимый орган в качестве своего национального независимого надзорного органа, чтобы обеспечить правильное применение мер, принятых для соблюдения настоящей Директивы, и взять на себя, по крайней мере, задачи, возложенные в соответствии со Статьей 6. Такой орган может быть тем же органом, которому государство-член поручило применять дополнительные меры регулирования, указанные в статье 1(5), в том числе с утверждением системы взимания сборов и/или уровня аэропортовых сборов, при условии, что он соответствует требования пункта 3 настоящей статьи.
2. В соответствии с национальным законодательством настоящая Директива не должна препятствовать независимому надзорному органу делегировать под своим надзором и полной ответственностью реализацию настоящей Директивы другим независимым надзорным органам при условии, что реализация происходит в соответствии с теми же стандартами.
3. Государства-члены гарантируют независимость независимого надзорного органа, гарантируя, что он юридически отличен и функционально независим от любого органа управления аэропортом и авиаперевозчика. Государства-члены, которые сохраняют право собственности на аэропорты, органы управления аэропортами или авиаперевозчиков или контроль над органами управления аэропортами или авиаперевозчиками, должны гарантировать, что функции, относящиеся к такому владению или контролю, не передаются независимому надзорному органу. Государства-члены ЕС должны гарантировать, что независимый надзорный орган осуществляет свои полномочия беспристрастно и прозрачно.
4. Государства-члены должны уведомить Комиссию о названии и адресе независимого надзорного органа, возложенных на него задачах и обязанностях, а также о мерах, принятых для обеспечения соблюдения пункта 3.
5. Государства-члены могут создать механизм финансирования независимого надзорного органа, который может включать взимание сборов с пользователей аэропорта и органов управления аэропортом.
6. Государства-члены должны гарантировать, что в отношении разногласий, упомянутых в статье 6(3), принимаются меры для:
(а)
установить порядок разрешения разногласий между органом управления аэропортом и пользователями аэропорта;
(б)
определить условия, при которых разногласия могут быть переданы в независимый надзорный орган. В частности, орган власти отклоняет жалобы, которые, по его мнению, не являются должным образом обоснованными или надлежащим образом документально подтверждены; и
(с)
определить критерии, по которым разногласия будут оцениваться для разрешения.
Эти процедуры, условия и критерии должны быть недискриминационными, прозрачными и объективными.
7. При проведении расследования обоснования изменения системы или уровня аэропортовых сборов, как указано в Статье 6, независимый надзорный орган должен иметь доступ к необходимой информации от заинтересованных сторон и обязан консультироваться со сторонами. заинтересованное лицо для принятия своего решения. Без ущерба для статьи 6(4) он выносит окончательное решение как можно скорее, и в любом случае в течение четырех месяцев с момента подачи вопроса на его рассмотрение. Этот срок может быть продлен на два месяца в исключительных и надлежащим образом обоснованных случаях. Решения независимого надзорного органа имеют обязательную силу без ущерба для парламентского или судебного контроля, применимого в государствах-членах.
8. Независимый надзорный орган публикует годовой отчет о своей деятельности.
Статья 12
Отчет и редакция
1. Комиссия должна представить Европейскому парламенту и Совету до 15 марта 2013 года отчет о применении настоящей Директивы с оценкой прогресса, достигнутого в достижении ее цели, а также, при необходимости, любое подходящее предложение.
2. Государства-члены и Комиссия должны сотрудничать в применении настоящей Директивы, особенно в отношении сбора информации для отчета, упомянутого в параграфе 1.
Статья 13
Транспонирование
1. Государства-члены должны ввести в действие законы, нормативные акты и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, к 15 марта 2011 года. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.
Когда государства-члены ЕС принимают такие меры, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в случае их официальной публикации. Методы такой ссылки устанавливаются государствами-членами.
2. Государства-члены должны сообщить Комиссии текст основных положений национального законодательства, которые они принимают в области, охватываемой настоящей Директивой.
Статья 14
Вступление в силу
Настоящая Директива вступает в силу на следующий день после ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза.
Статья 15
Адресаты
Данная Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Страсбурге 11 марта 2009 г.
За Европейский Парламент
Президент
Х.-Г. ГОНЧАРСТВО
Для Совета
Президент
А. ВОНДРА
(1) ОЖ C 10, 15 января 2008 г., с. 35.
(2) OJ C 305, 15.12.2007, с. 11.
(3) Заключение Европейского парламента от 15 января 2008 г. (еще не опубликованное в Официальном журнале), Общая позиция Совета от 23 июня 2008 г. (OJ C 254 E, 7.10.2008, стр. 18) и Позиция Европейского парламента 23 октября 2008 г. (пока не опубликовано в Официальном журнале). Решение Совета от 19 февраля 2009 г.
(4) OJ L 341, 7 декабря 2006 г., с. 3.
(5) ОЖ L 272, 25.10.1996, с. 36.
(6) ОЖ L 204, 26 июля 2006 г., с. 1.
Вершина
Директивы по годам
- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- 2003
- 2002
- 2001
- 2000
- 1999
- 1998
- 1997
- 1996
- 1995
- 1994
- 1993
- 1992
- 1991
- 1990
- 1989
- 1988
- 1987
- 1986
- 1985
- 1984
- 1983
- 1982
- 1981
- 1980
- 1979
- 1978
- 1977
- 1976
- 1975
- 1974
- 1973
- 1972
- 1971
- 1970
- 1969
- 1968
- 1967
- 1966
- 1965
- 1964
- 1963
- 1962
- 1961
- 1960
- 1959