27 апреля 2006 г.
В
Официальный журнал Европейского Союза
Л 114/64
ДИРЕКТИВА 2006/32/EC ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА
от 5 апреля 2006 г.
об эффективности конечного использования энергии и энергетических услугах и отмене Директивы Совета 93/76/EEC.
(Текст, имеющий отношение к ЕЭЗ)
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,
Принимая во внимание Договор о создании Европейского сообщества, и в частности его статью 175(1),
Принимая во внимание предложение Комиссии,
Принимая во внимание мнение Европейского экономического и социального комитета (1),
Принимая во внимание мнение Комитета регионов (2),
Действуя в порядке, предусмотренном статьей 251 Договора (3),
Тогда как:
(1)
В Сообществе существует потребность в повышении эффективности конечного использования энергии, регулировании спроса на энергию и стимулировании производства возобновляемой энергии, поскольку возможности для любого другого влияния на условия энергоснабжения и распределения в краткосрочной и среднесрочной перспективе относительно ограничены. либо за счет создания новых мощностей, либо за счет улучшения передачи и распределения. Таким образом, настоящая Директива способствует повышению безопасности поставок.
(2)
Повышение эффективности конечного использования энергии также будет способствовать сокращению потребления первичной энергии, смягчению последствий выбросов CO2 и других парниковых газов и, тем самым, предотвращению опасного изменения климата. Эти выбросы продолжают увеличиваться, что делает выполнение обязательств Киотского протокола все более и более трудным. Человеческая деятельность, связанная с энергетическим сектором, является причиной 78 % выбросов парниковых газов в Сообществе. Шестая программа действий Сообщества по охране окружающей среды, изложенная Решением № 1600/2002/EC Европейского парламента и Совета (4), предусматривает, что дальнейшие сокращения необходимы для достижения долгосрочной цели Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата: стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на уровне, исключающем опасное антропогенное вмешательство в климатическую систему. Поэтому необходимы конкретные политика и меры.
(3)
Повышение эффективности конечного использования энергии позволит использовать потенциальную экономию энергии экономически эффективным способом. Меры по повышению энергоэффективности могли бы реализовать эту экономию энергии и, таким образом, помочь Сообществу снизить его зависимость от импорта энергии. Кроме того, переход к более энергоэффективным технологиям может повысить инновационность и конкурентоспособность Сообщества, как подчеркнуто в Лиссабонской стратегии.
(4)
В сообщении Комиссии о реализации первой фазы Европейской программы по изменению климата директива по управлению спросом на энергию указана в качестве одной из приоритетных мер по изменению климата, которые должны быть приняты на уровне Сообщества.
(5)
Настоящая Директива соответствует Директиве 2003/54/EC Европейского Парламента и Совета от 26 июня 2003 г. об общих правилах для внутреннего рынка электроэнергии (5), а также Директиве 2003/55/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 26 июня 2003 г. Совет от 26 июня 2003 г. об общих правилах внутреннего рынка природного газа (6), которые предусматривают возможность использования энергоэффективности и управления спросом в качестве альтернатив новым поставкам и для защиты окружающей среды, позволяя органам государств-членов, среди прочего , провести тендер на новые мощности или сделать выбор в пользу энергоэффективности и мер по повышению спроса, включая системы белых сертификатов.
(6)
Настоящая Директива не наносит ущерба статье 3 Директивы 2003/54/EC, которая требует, чтобы государства-члены ЕС обеспечивали, чтобы все домашние потребители и, если государства-члены сочтут это целесообразным, малые предприятия, пользовались универсальными услугами, то есть правом на получение электроэнергию определенного качества на своей территории по разумным, легко и четко сопоставимым и прозрачным ценам.
(7)
Целью этой Директивы является не только дальнейшее развитие предложения энергетических услуг, но и создание более сильных стимулов для стороны спроса. Таким образом, государственный сектор в каждом государстве-члене должен подавать хороший пример в отношении инвестиций, технического обслуживания и других расходов на энергопотребляющее оборудование, энергетические услуги и другие меры по повышению энергоэффективности. Поэтому государственный сектор следует поощрять к включению вопросов повышения энергоэффективности в свои инвестиции, амортизационные отчисления и операционные бюджеты. Кроме того, государственный сектор должен стремиться использовать критерии энергоэффективности в тендерных процедурах государственных закупок, практика, разрешенная Директивой 2004/17/EC Европейского парламента и Совета от 31 марта 2004 года, координирующей процедуры закупок организаций, действующих в водный, энергетический, транспортный и почтовый секторы (7) и Директива 2004/18/EC Европейского парламента и Совета от 31 марта 2004 г. о координации процедур заключения контрактов на общественные работы, контракты на государственные поставки и контракты на общественные услуги (8), принцип которой был подтвержден решением Суда от 17 сентября 2002 г. по делу C-513/99 (9). Учитывая тот факт, что административные структуры сильно различаются в разных государствах-членах ЕС, различные типы мер, которые может принять государственный сектор, должны приниматься на соответствующем национальном, региональном и/или местном уровне.
(8)
Существует большое разнообразие способов, с помощью которых государственный сектор может выполнять свою образцовую роль: помимо применимых мер, перечисленных в Приложениях III и VI, государственный сектор может, например, инициировать пилотные проекты по энергоэффективности и стимулировать энергоэффективное поведение сотрудники. Для достижения желаемого мультипликативного эффекта о ряде таких действий следует эффективно доводить до сведения отдельных граждан и/или компаний, подчеркивая при этом экономическую выгоду.
(9)
Либерализация розничных рынков для конечных потребителей электроэнергии, природного газа, угля и бурого угля, отопления, а в некоторых случаях даже централизованного отопления и охлаждения почти всегда привела к повышению эффективности и снижению затрат на производство, преобразование и распределение энергии. . Эта либерализация не привела к значительной конкуренции в сфере продуктов и услуг, которая могла бы привести к повышению энергоэффективности со стороны спроса.
(10)
В своей Резолюции от 7 декабря 1998 года об энергоэффективности в Европейском Сообществе (10) Совет одобрил цель Сообщества в целом по повышению энергоемкости конечного потребления еще на один процентный пункт в год до 2010 года.
(11)
Поэтому государства-члены должны принять национальные индикативные цели для повышения эффективности конечного использования энергии и обеспечения дальнейшего роста и жизнеспособности рынка энергетических услуг и, таким образом, внести свой вклад в реализацию Лиссабонской стратегии. Принятие национальных ориентировочных целей по повышению эффективности конечного использования энергии обеспечивает эффективную синергию с другим законодательством Сообщества, которое, при его применении, будет способствовать достижению этих национальных целей.
(12)
Настоящая Директива требует, чтобы государства-члены ЕС предпринимали действия, причем достижение ее целей зависит от последствий, которые такие действия оказывают на конечных потребителей энергии. Конечный результат действий государств-членов зависит от многих внешних факторов, которые влияют на поведение потребителей в отношении использования ими энергии и их готовность внедрять методы энергосбережения и использовать энергосберегающие устройства. Таким образом, даже несмотря на то, что государства-члены обязуются приложить усилия для достижения целевого показателя в 9 %, национальная цель по энергосбережению носит ориентировочный характер и не влечет за собой никаких юридически закрепленных обязательств для государств-членов по ее достижению.
(13)
Стремясь достичь своей национальной ориентировочной цели, государства-члены могут установить для себя целевой показатель выше 9%.
(14)
Повышение энергоэффективности выиграет от обмена информацией, опытом и передовой практикой на всех уровнях, включая, в частности, государственный сектор. Таким образом, государства-члены должны перечислить меры, предпринятые в контексте настоящей Директивы, и, насколько это возможно, рассмотреть их эффект в планах действий по энергоэффективности.
(15)
При стремлении к энергоэффективности на основе технологических, поведенческих и/или экономических изменений следует избегать существенного негативного воздействия на окружающую среду и уважать социальные приоритеты.
(16)
Финансирование предложения и затраты со стороны спроса играют важную роль в сфере энергетических услуг. Создание фондов для субсидирования реализации программ энергоэффективности и других мер по повышению энергоэффективности, а также для содействия развитию рынка энергетических услуг может стать подходящим инструментом для предоставления недискриминационного стартового финансирования на таком рынке.
(17)
Повышение эффективности конечного использования энергии может быть достигнуто за счет увеличения доступности энергетических услуг и спроса на них или за счет других мер по повышению энергоэффективности.
(18)
Чтобы реализовать потенциал энергосбережения в определенных сегментах рынка, где энергоаудиты обычно не продаются на коммерческой основе, например, в домашних хозяйствах, государства-члены должны обеспечить доступность энергоаудитов.
(19)
В Заключениях Совета от 5 декабря 2000 г. продвижение энергетических услуг посредством разработки стратегии Сообщества названо приоритетным направлением действий по повышению энергоэффективности.
(20)
Распределители энергии, операторы систем распределения и компании по розничной продаже энергии могут повысить энергоэффективность в Сообществе, если энергетические услуги, которые они продают, включают эффективное конечное использование, такое как тепловой комфорт в помещении, горячее водоснабжение, охлаждение, производство продукции, освещение и движущая сила. Таким образом, максимизация прибыли для энергораспределителей, операторов распределительных систем и компаний по розничной продаже энергии становится более тесно связана с продажей энергетических услуг как можно большему числу клиентов, чем с продажей как можно большего количества энергии каждому потребителю. Государства-члены должны стремиться избегать любого искажения конкуренции в этой области, чтобы гарантировать равные условия для всех поставщиков энергетических услуг; однако они могут делегировать эту задачу национальному регулирующему органу.
(21)
Принимая во внимание национальную организацию участников рынка в энергетическом секторе и в целях содействия реализации энергетических услуг и мер по повышению энергоэффективности, предусмотренных в настоящей Директиве, государства-члены должны иметь возможность сделать это обязательным для энергетики. дистрибьюторам, операторам распределительных систем или компаниям по розничной продаже энергии или, при необходимости, двум или всем этим участникам рынка предоставлять такие услуги и участвовать в таких мерах.
(22)
Использование сторонних механизмов финансирования является инновационной практикой, которую следует стимулировать. В них бенефициар избегает инвестиционных затрат, используя часть финансовой стоимости экономии энергии, полученной в результате инвестиций третьей стороны, для погашения инвестиционных и процентных затрат третьей стороны.
(23)
Чтобы сделать тарифы и другие правила для чистой энергии более благоприятными для эффективного конечного использования энергии, необходимо отменить неоправданные стимулы, стимулирующие объемы.
(24)
Продвижение рынка энергетических услуг может осуществляться различными способами, в том числе нефинансовыми.
(25)
Энергетические услуги, программы повышения энергоэффективности и другие меры по повышению энергоэффективности, реализуемые для достижения цели энергосбережения, могут поддерживаться и/или реализовываться посредством добровольных соглашений между заинтересованными сторонами и органами государственного сектора, назначенными государствами-членами.
(26)
Добровольные соглашения, на которые распространяется настоящая Директива, должны быть прозрачными и содержать, где это применимо, информацию, по крайней мере, по следующим вопросам: количественные и поэтапные цели, мониторинг и отчетность.
(27)
Секторы моторного топлива и транспорта призваны сыграть важную роль в обеспечении энергоэффективности и энергосбережения.
(28)
При определении мер по повышению энергоэффективности следует принимать во внимание повышение эффективности, полученное за счет широкого использования экономически эффективных технологических инноваций, например электронных счетчиков. В контексте настоящей Директивы отдельные счетчики по конкурентоспособным ценам включают точные калориметры.
(29)
Чтобы конечные потребители могли принимать более обоснованные решения относительно своего индивидуального энергопотребления, им следует предоставить разумный объем информации об этом, а также другую соответствующую информацию, такую как информация о доступных мерах по повышению энергоэффективности, сравнительные профили конечных потребителей. или объективные технические характеристики энергопотребляющего оборудования, которые могут включать «Фактор Четыре» или подобное оборудование. Напомним, что некоторая такая ценная информация уже должна быть доступна конечным потребителям в соответствии со статьей 3(6) Директивы 2003/54/EC. Кроме того, потребителей следует активно поощрять регулярно проверять показания своих счетчиков.
(30)
Все виды информации, касающиеся энергоэффективности, должны широко распространяться в соответствующей форме, в том числе посредством выставления счетов, среди соответствующих целевых аудиторий. Это может включать информацию о финансовой и правовой базе, коммуникационных и рекламных кампаниях, а также широкий обмен передовым опытом на всех уровнях.
(31)
С принятием этой Директивы все основные положения Директивы Совета 93/76/EEC от 13 сентября 1993 года об ограничении выбросов углекислого газа за счет повышения энергоэффективности (SAVE) (11) подпадают под действие другого законодательства Сообщества и, следовательно, Директивы 93/76/ ЕЭС следует отменить.
(32)
Поскольку цели настоящей Директивы, а именно повышение эффективности конечного использования энергии и развитие рынка энергетических услуг, не могут быть в достаточной степени достигнуты государствами-членами и могут быть лучше достигнуты на уровне Сообщества, Сообщество может принять меры в соответствии с принцип субсидиарности, изложенный в статье 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, изложенным в этой статье, настоящая Директива не выходит за рамки того, что необходимо для достижения этих целей.
(33)
Меры, необходимые для реализации настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением Совета 1999/468/EC от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуры осуществления полномочий по реализации, предоставленных Комиссии (12),
ПРИНЯЛИ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:
ГЛАВА I
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕМ
Статья 1
Цель
Целью настоящей Директивы является повышение рентабельности повышения эффективности конечного использования энергии в государствах-членах путем:
(а)
обеспечение необходимых ориентировочных целей, а также механизмов, стимулов и институциональных, финансовых и правовых рамок для устранения существующих рыночных барьеров и недостатков, которые препятствуют эффективному конечному использованию энергии;
(б)
создание условий для развития и продвижения рынка энергетических услуг, а также для реализации других мер по повышению энергоэффективности конечным потребителям.
Статья 2
Объем
Настоящая Директива применяется к:
(а)
поставщики мер по повышению энергоэффективности, дистрибьюторы энергии, операторы распределительных систем и компании по розничной продаже энергии. Однако государства-члены могут исключить мелких распределительных сетей, небольших операторов распределительных систем и небольшие компании по розничной продаже энергии из применения статей 6 и 13;
(б)
конечные клиенты. Однако настоящая Директива не применяется к предприятиям, участвующим в категориях деятельности, перечисленных в Приложении I к Директиве 2003/87/EC Европейского Парламента и Совета от 13 октября 2003 г., устанавливающей схему торговли квотами на выбросы парниковых газов в Сообществе. (13);
(с)
вооруженных сил только в той мере, в какой его применение не противоречит характеру и основной цели деятельности вооруженных сил, и за исключением материалов, используемых исключительно в военных целях.
Статья 3
Определения
Для целей настоящей Директивы применяются следующие определения:
(а)
«Энергия»: все формы коммерчески доступной энергии, включая электричество, природный газ (включая сжиженный природный газ), сжиженный нефтяной газ, любое топливо для отопления и охлаждения (включая централизованное отопление и охлаждение), уголь и бурый гнит, торф, транспортное топливо ( за исключением авиационного и морского бункерного топлива) и биомассы, как это определено в Директиве 2001/77/EC Европейского парламента и Совета от 27 сентября 2001 г. о продвижении электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников энергии, на внутреннем рынке электроэнергии (14);
(б)
«энергоэффективность»: соотношение между результатом деятельности, услуг, товаров или энергии и затратой энергии;
(с)
«повышение энергоэффективности»: повышение эффективности конечного использования энергии в результате технологических, поведенческих и/или экономических изменений;
(г)
«экономия энергии»: количество сэкономленной энергии, определенное путем измерения и/или оценки потребления до и после реализации одной или нескольких мер по повышению энергоэффективности, обеспечивая при этом нормализацию внешних условий, влияющих на потребление энергии;
(е)
«энергетическая услуга»: физическая выгода, полезность или товар, получаемые в результате сочетания энергии с энергоэффективной технологией и/или действий, которые могут включать операции, техническое обслуживание и контроль, необходимые для предоставления услуги, которая предоставляется на основе контракт и в нормальных обстоятельствах доказали, что приводят к проверяемому и измеримому или оцениваемому повышению энергоэффективности и/или экономии первичной энергии;
(е)
«механизмы энергоэффективности»: общие инструменты, используемые правительствами или государственными органами для создания вспомогательной структуры или стимулов для участников рынка для предоставления и приобретения энергетических услуг и других мер по повышению энергоэффективности;
(г)
«программы повышения энергоэффективности»: деятельность, ориентированная на группы конечных потребителей и обычно приводящая к проверяемому и измеримому или оцениваемому повышению энергоэффективности;
(час)
«меры по повышению энергоэффективности»: все действия, которые обычно приводят к поддающемуся проверке и измерению или оценке повышению энергоэффективности;
(я)
«энергосервисная компания» (ЭСКО): физическое или юридическое лицо, которое предоставляет энергетические услуги и/или другие меры по повышению энергоэффективности на объекте или в помещениях пользователя и принимает при этом определенную степень финансового риска. Оплата за оказанные услуги основана (полностью или частично) на достижении повышения энергоэффективности и соблюдении других согласованных критериев эффективности;
(к)
«контракт на повышение энергоэффективности»: договорное соглашение между бенефициаром и поставщиком (обычно ЭСКО) мер по повышению энергоэффективности, при котором инвестиции в эту меру оплачиваются в соответствии с согласованным в контракте уровнем повышения энергоэффективности;
(к)
«финансирование третьей стороны»: договорное соглашение с участием третьей стороны — помимо поставщика энергии и бенефициара меры по повышению энергоэффективности — которая предоставляет капитал для этой меры и взимает с бенефициара комиссию, эквивалентную части экономия энергии, достигнутая в результате мероприятий по повышению энергоэффективности. Эта третья сторона может быть или не быть ЭСКО;
(л)
«энергетический аудит»: систематическая процедура для получения адекватных знаний о существующем профиле энергопотребления здания или группы зданий, промышленного предприятия и/или установки или частной или государственной службы, выявления и количественной оценки экономически эффективной экономии энергии. возможности и сообщить о результатах;
(м)
«финансовые инструменты энергосбережения»: все финансовые инструменты, такие как фонды, субсидии, налоговые скидки, кредиты, финансирование третьих сторон, контракты на энергосбережение, гарантии контрактов по энергосбережению, энергетический аутсорсинг и другие соответствующие контракты, которые доступны на рынке. размещение государственными или частными организациями для частичного или полного покрытия первоначальных затрат проекта по реализации мер по повышению энергоэффективности;
(н)
«конечный потребитель»: физическое или юридическое лицо, приобретающее энергию для собственного конечного использования;
(о)
«распределитель энергии»: физическое или юридическое лицо, ответственное за транспортировку энергии с целью ее доставки конечным потребителям и на распределительные станции, которые продают энергию конечным потребителям. Это определение исключает операторов систем распределения электроэнергии и природного газа, указанных в пункте (p);
(п)
«оператор системы распределения»: физическое или юридическое лицо, ответственное за эксплуатацию, обеспечение технического обслуживания и, при необходимости, развитие системы распределения электроэнергии или природного газа на определенной территории и, где это применимо, ее взаимосвязей с другими системами, а также за обеспечение долгосрочной способности системы удовлетворять разумные потребности в распределении электроэнергии или природного газа;
(к)
«розничная энергосбытовая компания»: физическое или юридическое лицо, которое продает энергию конечным потребителям;
(р)
«мелкий дистрибьютор, небольшой оператор распределительной системы и небольшая компания по розничной продаже энергии»: физическое или юридическое лицо, которое распределяет или продает энергию конечным потребителям и которое распределяет или продает менее 75 ГВтч энергии в год или нанимает менее 10 человек. лица или годовой оборот и/или сумма годового баланса которых не превышает 2 000 000 евро;
(с)
«белые сертификаты»: сертификаты, выданные независимыми сертифицирующими органами, подтверждающие заявления участников рынка об экономии энергии в результате мер по повышению энергоэффективности.
ГЛАВА II
ЦЕЛИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 4
Общая цель
1. Государства-члены должны принять и стремиться к достижению общей национальной ориентировочной цели по энергосбережению в размере 9 % на девятый год применения настоящей Директивы, которая должна быть достигнута посредством энергетических услуг и других мер по повышению энергоэффективности. Государства-члены должны принять экономически эффективные, практические и разумные меры, призванные способствовать достижению этой цели.
Этот национальный ориентировочный целевой показатель энергосбережения должен быть установлен и рассчитан в соответствии с положениями и методологией, изложенными в Приложении I. Для целей сравнения энергосбережения и для перевода в сопоставимую единицу измерения коэффициенты перевода, указанные в Приложении II, должны применяться, за исключением случаев, когда использование других коэффициентов пересчета может быть оправдано. Примеры приемлемых мер по повышению энергоэффективности приведены в Приложении III. Общая основа измерения и проверки энергосбережения приведена в Приложении IV. Национальная экономия энергии по отношению к национальному ориентировочному целевому показателю экономии энергии должна измеряться с 1 января 2008 года.
2. Для целей первого Плана действий по энергоэффективности (EEAP), который должен быть представлен в соответствии со Статьей 14, каждое государство-член должно установить промежуточный национальный ориентировочный целевой показатель энергосбережения на третий год применения настоящей Директивы и предоставить обзор своей стратегии по достижению промежуточных и общих целей. Эта промежуточная цель должна быть реалистичной и соответствовать общей национальной ориентировочной цели по энергосбережению, указанной в пункте 1.
Комиссия должна дать заключение о том, является ли промежуточная национальная индикативная цель реалистичной и соответствующей общей цели.
3. Каждое государство-член должно разработать программы и меры по повышению энергоэффективности.
4. Государства-члены должны возложить на один или несколько новых или существующих органов или агентств общий контроль и ответственность за надзор за структурой, созданной в отношении цели, упомянутой в параграфе 1. Эти органы должны впоследствии проверить экономию энергии в результате энергосбережения. услуги и другие меры по повышению энергоэффективности, включая существующие национальные меры по повышению энергоэффективности, и сообщать о результатах.
5. После рассмотрения и составления отчета о первых трех годах применения настоящей Директивы Комиссия должна изучить, целесообразно ли выступить с предложением о директиве для дальнейшего развития рыночного подхода в повышении энергоэффективности посредством белых сертификатов. .
Статья 5
Эффективность конечного использования энергии в государственном секторе
1. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы государственный сектор выполнял образцовую роль в контексте настоящей Директивы. С этой целью они должны эффективно доводить до сведения граждан и/или компаний, в зависимости от обстоятельств, образцовую роль и действия государственного сектора.
Государства-члены ЕС должны гарантировать, что меры по повышению энергоэффективности принимаются государственным сектором, уделяя особое внимание экономически эффективным мерам, которые обеспечивают наибольшую экономию энергии в кратчайшие сроки. Такие меры должны приниматься на соответствующем национальном, региональном и/или местном уровне и могут состоять из законодательных инициатив и/или добровольных соглашений, как указано в статье 6(2)(b), или других схем с эквивалентным эффектом. Без ущерба национальному законодательству о государственных закупках и законодательству Сообщества:
—
должны использоваться как минимум две меры из списка, приведенного в Приложении VI;
—
Государства-члены должны способствовать этому процессу, публикуя руководящие принципы по энергоэффективности и энергосбережению в качестве возможного критерия оценки при проведении конкурсных торгов на государственные контракты.
Государства-члены должны способствовать и обеспечивать обмен передовым опытом между органами государственного сектора, например, в области энергоэффективной практики государственных закупок, как на национальном, так и на международном уровне; с этой целью организация, указанная в параграфе 2, должна сотрудничать с Комиссией в отношении обмена передовым опытом, как указано в Статье 7(3).
2. Государства-члены должны возложить на новую или существующую организацию или организации административную, управленческую и исполнительную ответственность за интеграцию требований по повышению энергоэффективности, как указано в пункте 1. Это могут быть те же органы или агентства, которые указаны в статье 4(4).
ГЛАВА III
ПРОДВИЖЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНЕЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Статья 6
Энергораспределители, операторы распределительных систем и розничные энергосбытовые компании
1. Государства-члены должны обеспечить, чтобы дистрибьюторы энергии, операторы распределительных систем и/или компании по розничной продаже энергии:
(а)
предоставлять по запросу, но не чаще одного раза в год, агрегированную статистическую информацию о своих конечных потребителях органам или агентствам, указанным в статье 4(4), или другому назначенному органу, при условии, что последний, в свою очередь, передает первому информацию полученный. Эта информация должна быть достаточной для правильной разработки и реализации программ повышения энергоэффективности, а также для продвижения и мониторинга энергетических услуг и других мер по повышению энергоэффективности. Он может включать историческую информацию и должен включать текущую информацию о потреблении конечными пользователями, включая, где это применимо, профили нагрузки, сегментацию клиентов и географическое расположение клиентов, сохраняя при этом целостность и конфиденциальность информации, которая носит либо частный характер, либо коммерческую тайну. в соответствии с применимым законодательством Сообщества;
(б)
воздерживаться от любой деятельности, которая может препятствовать спросу и предоставлению энергетических услуг и другим мерам по повышению энергоэффективности или препятствовать развитию рынков энергетических услуг и другим мерам по повышению энергоэффективности. Заинтересованное государство-член должно принять необходимые меры для прекращения такой деятельности там, где она имеет место.
2. Государства-члены обязаны:
(а)
выберите одно или несколько из следующих требований, которые должны соблюдать распределители энергии, операторы распределительных систем и/или компании по розничной продаже энергии, прямо и/или косвенно через других поставщиков энергетических услуг или меры по повышению энергоэффективности:
(я)
обеспечить предложение конечным потребителям и продвижение энергетических услуг по конкурентоспособным ценам; или
(ii)
обеспечивать доступность для своих конечных потребителей и продвижение энергоаудитов по конкурентоспособным ценам, проводимых независимым образом, и/или мер по повышению энергоэффективности в соответствии со статьей 9(2) и статьей 12; или
(iii)
вносить вклады в фонды и механизмы финансирования, указанные в статье 11. Уровень таких взносов должен как минимум соответствовать сметным затратам на предложение любого вида деятельности, упомянутого в настоящем параграфе, и должен быть согласован с органами или агентствами, указанными в Статья 4(4); и/или
(б)
обеспечить существование или создание добровольных соглашений и/или других рыночных схем, таких как белые сертификаты, действие которых эквивалентно одному или нескольким требованиям, указанным в пункте (а). Добровольные соглашения должны оцениваться, контролироваться и отслеживаться государством-членом ЕС, чтобы гарантировать, что они на практике имеют эффект, эквивалентный одному или нескольким требованиям, указанным в пункте (а).
С этой целью добровольные соглашения должны иметь четкие и недвусмысленные цели, а требования к мониторингу и отчетности должны быть связаны с процедурами, которые могут привести к пересмотру и/или дополнительным мерам, когда цели не достигнуты или маловероятно, что они будут достигнуты. В целях обеспечения прозрачности добровольные соглашения должны быть доступны для общественности и опубликованы до их применения в той степени, в которой это позволяют применимые положения о конфиденциальности, и содержать приглашение для заинтересованных сторон высказать свои комментарии.
3. Государства-члены должны обеспечить наличие достаточных стимулов, равной конкуренции и равных условий для участников рынка, за исключением дистрибьюторов энергии, операторов распределительных систем и компаний по розничной продаже энергии, таких как ЭСКО, монтажники, консультанты по энергетике и консультанты по энергетике, чтобы они могли самостоятельно предлагать и реализовать энергетические услуги, энергоаудиты и меры по повышению энергоэффективности, описанные в пункте 2(a)(i) и (ii).
4. В соответствии с параграфами 2 и 3 государства-члены могут возлагать ответственность на операторов распределительных систем только в том случае, если это соответствует требованиям, касающимся разделения счетов, изложенным в статье 19(3) Директивы 2003/54/EC и в статье 17. (3) Директивы 2003/55/EC.
5. Реализация настоящей статьи не должна наносить ущерба отступлениям или освобождениям, предоставленным в соответствии с Директивами 2003/54/EC и 2003/55/EC.
Статья 7
Доступность информации
1. Государства-члены должны обеспечить, чтобы информация о механизмах энергоэффективности, а также финансовых и правовых рамках, принятых с целью достижения национальной ориентировочной цели по энергосбережению, была прозрачной и широко распространялась среди соответствующих участников рынка.
2. Государства-члены должны гарантировать, что будут предприняты более активные усилия по повышению эффективности конечного использования энергии. Они должны создать соответствующие условия и стимулы для операторов рынка, чтобы они предоставляли конечным потребителям больше информации и рекомендаций по вопросам эффективности конечного использования энергии.
3. Комиссия должна обеспечить обмен и широкое распространение информации о лучших практиках энергосбережения в государствах-членах.
Статья 8
Наличие схем квалификации, аккредитации и сертификации
В целях достижения высокого уровня технической компетентности, объективности и надежности государства-члены должны обеспечить, где они считают это необходимым, наличие соответствующих схем квалификации, аккредитации и/или сертификации для поставщиков энергетических услуг, энергетических аудитов и энергоэффективности. меры по улучшению, указанные в статье 6(2)(a) (i) и (ii).
Статья 9
Финансовые инструменты энергосбережения
1. Государства-члены должны отменить или изменить национальное законодательство и правила, за исключением тех, которые имеют явно фискальный характер, которые излишне или непропорционально затрудняют или ограничивают использование финансовых инструментов для энергосбережения на рынке энергетических услуг или других мер по повышению энергоэффективности.
2. Государства-члены должны предоставить типовые контракты для этих финансовых инструментов существующим и потенциальным покупателям энергетических услуг и других мер по повышению энергоэффективности в государственном и частном секторах. Они могут быть выданы органом или агентством, указанным в статье 4(4).
Статья 10
Энергоэффективные тарифы и другие правила для чистой энергии
1. Государства-члены должны обеспечить отмену тех стимулов в тарифах на передачу и распределение, которые неоправданно увеличивают объем распределяемой или передаваемой энергии. В этом отношении, в соответствии со статьей 3(2) Директивы 2003/54/EC и статьей 3(2) Директивы 2003/55/EC, государства-члены могут налагать обязательства по оказанию общественных услуг, связанные с энергоэффективностью, на предприятия, работающие в электроэнергетический и газовый секторы соответственно.
2. Государства-члены могут разрешать компоненты схем и тарифных структур, преследующих социальные цели, при условии, что любые разрушительные воздействия на систему передачи и распределения сводятся к необходимому минимуму и не являются непропорциональными социальным целям.
Статья 11
Фонды и механизмы финансирования
1. Без ущерба для статей 87 и 88 Договора, государства-члены могут создать фонд или фонды для субсидирования реализации программ повышения энергоэффективности и других мер по повышению энергоэффективности, а также для содействия развитию рынка мер по повышению энергоэффективности. Такие меры должны включать продвижение энергоаудита, финансовых инструментов для энергосбережения и, при необходимости, улучшенных измерений и информативного выставления счетов. Фонды также будут нацелены на секторы конечного потребления с более высокими транзакционными издержками и более высокими рисками.
2. Если фонды созданы, они могут предоставлять гранты, кредиты, финансовые гарантии и/или другие виды финансирования, гарантирующие результаты.
3. Фонды должны быть открыты для всех поставщиков мер по повышению энергоэффективности, таких как ЭСКО, независимые консультанты по энергетике, дистрибьюторы энергии, операторы распределительных систем, компании по розничной продаже энергии и монтажники. Государства-члены могут принять решение открыть фонды для всех конечных клиентов. Тендеры или эквивалентные методы, обеспечивающие полную прозрачность, должны проводиться в полном соответствии с действующими правилами государственных закупок. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы такие фонды дополняли, а не конкурировали с коммерчески финансируемыми мерами по повышению энергоэффективности.
Статья 12
Энергоаудит
1. Государства-члены должны обеспечить доступность эффективных, высококачественных схем энергоаудита, которые предназначены для определения потенциальных мер по повышению энергоэффективности и которые выполняются независимым образом для всех конечных потребителей, включая более мелкие бытовые, коммерческие и мелкие и средние промышленные потребители.
2. Сегменты рынка с более высокими транзакционными издержками и несложными возможностями можно охватить с помощью других мер, таких как анкеты и компьютерные программы, доступные в Интернете и/или рассылаемые клиентам по почте. Государства-члены должны обеспечить доступность энергетических аудитов для сегментов рынка, где они не продаются на коммерческой основе, принимая во внимание Статью 11(1).
3. Сертификация в соответствии со статьей 7 Директивы 2002/91/EC Европейского парламента и Совета от 16 декабря 2002 г. об энергетической эффективности зданий (15) должна рассматриваться как эквивалент энергетического аудита, отвечающего изложенным требованиям. в пунктах 1 и 2 настоящей статьи и как эквивалент энергетического аудита, указанного в Приложении VI(e) к настоящей Директиве. Кроме того, аудиты, проводимые в результате схем, основанных на добровольных соглашениях между организациями заинтересованных сторон и назначенным органом, контролируемых и отслеживаемых соответствующим государством-членом ЕС в соответствии со статьей 6(2)(b) настоящей Директивы, также должны рассматриваться как выполненные. требованиям, установленным пунктами 1 и 2 настоящей статьи.
Статья 13
Учет и информативный учет энергопотребления
1. Государства-члены должны обеспечить, чтобы, насколько это технически возможно, финансово разумно и соразмерно потенциальной экономии энергии, конечным потребителям электроэнергии, природного газа, централизованного отопления и/или охлаждения, а также горячей воды для бытового потребления были предоставлены Отдельные счетчики по конкурентоспособным ценам, которые точно отражают фактическое потребление энергии конечным потребителем и предоставляют информацию о фактическом времени использования.
При замене существующего счетчика всегда должны быть установлены такие отдельные счетчики по конкурентоспособной цене, за исключением случаев, когда это технически невозможно или экономически неэффективно по сравнению с предполагаемой потенциальной экономией в долгосрочной перспективе. Когда новое подключение осуществляется в новом здании или в здании проводится капитальный ремонт, как указано в Директиве 2002/91/EC, всегда должны быть предусмотрены такие индивидуальные счетчики по конкурентоспособной цене.
2. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы, где это необходимо, выставление счетов энергораспределителями, операторами распределительных систем и компаниями по розничной продаже энергии основывалось на фактическом потреблении энергии и было представлено в ясных и понятных терминах. Соответствующая информация должна быть доступна вместе со счетом, чтобы предоставить конечным потребителям полный отчет о текущих затратах на электроэнергию. Выставление счетов на основе фактического потребления должно осуществляться достаточно часто, чтобы позволить потребителям регулировать собственное потребление энергии.
3. Государства-члены должны обеспечить, чтобы, где это уместно, следующая информация предоставлялась конечным потребителям в ясной и понятной форме дистрибьюторами энергии, операторами распределительных систем или компаниями по розничной продаже энергии в своих счетах, контрактах, сделках и/или поступления на распределительных станциях:
(а)
текущие фактические цены и фактическое потребление энергии;
(б)
сравнение текущего потребления энергии конечным потребителем с потреблением за тот же период предыдущего года, желательно в графической форме;
(с)
там, где это возможно и полезно, сравнение со средним нормализованным или эталонным пользователем энергии в той же категории пользователей;
(г)
контактная информация организаций потребителей, энергетических агентств или аналогичных органов, включая адреса веб-сайтов, на которых можно получить информацию о доступных мерах по повышению энергоэффективности, сравнительных профилях конечных пользователей и/или объективных технических характеристиках энергопотребляющего оборудования.
ГЛАВА IV
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 14
Отчеты
1. Государства-члены, которые уже используют для каких-либо целей методы расчета для измерения экономии энергии, аналогичные тем, которые описаны в Приложении IV, на момент вступления в силу настоящей Директивы, могут предоставлять в Комиссию информацию с соответствующим уровнем детализации. Такие представления должны быть поданы как можно скорее, желательно не позднее 17 ноября 2006 г. Эта информация позволит Комиссии должным образом принять во внимание существующую практику.
2. Государства-члены должны представить Комиссии следующие EEAP:
—
первый EEAP не позднее 30 июня 2007 г.;
—
второй EEAP не позднее 30 июня 2011 г.;
—
третий EEAP не позднее 30 июня 2014 г.
Во всех ПДЭЭ должны быть описаны меры по повышению энергоэффективности, запланированные для достижения целей, изложенных в Статье 4(1) и (2), а также для соблюдения положений об образцовой роли государственного сектора и предоставлении информации и рекомендаций конечные потребители, указанные в статьях 5(1) и 7(2) соответственно.
Второй и третий ПЭПД должны:
—
включить тщательный анализ и оценку предыдущего ПДООС;
—
включить окончательные результаты в отношении достижения целей по энергосбережению, изложенных в Статье 4(1) и (2);
—
включать планы и информацию об ожидаемых последствиях дополнительных мер, направленных на устранение любого существующего или ожидаемого отставания от цели;
—
в соответствии со статьей 15(4) использовать и постепенно расширять использование гармонизированных показателей и контрольных показателей эффективности как для оценки прошлых мер, так и для оценки эффектов запланированных будущих мер;
—
основываться на имеющихся данных, дополненных оценками.
3. Не позднее 17 мая 2008 года Комиссия опубликует оценку воздействия затрат/выгод, в которой будут рассмотрены связи между стандартами ЕС, правилами, политикой и мерами по энергоэффективности конечного использования.
4. ПДУЭ должны оцениваться в соответствии с процедурой, указанной в Статье 16(2):
—
первые EEAP должны быть рассмотрены до 1 января 2008 г.;
—
второй EEAP должен быть рассмотрен до 1 января 2012 г.;
—
третий EEAP должен быть рассмотрен до 1 января 2015 г.
5. На основе EEAP Комиссия должна оценить, в какой степени государства-члены добились прогресса в достижении своих национальных ориентировочных целей по энергосбережению. Комиссия публикует отчеты со своими выводами:
—
о первых EEAP до 1 января 2008 г.;
—
по вторым EEAP до 1 января 2012 г.;
—
по третьему EEAP до 1 января 2015 г.
Эти отчеты должны включать информацию о соответствующих действиях на уровне Сообщества, включая действующее законодательство и будущее законодательство. В отчетах должна учитываться система сравнительного анализа, указанная в статье 15(4), выявляться лучшие практики, выявляться случаи, когда государства-члены и/или Комиссия не достигают достаточного прогресса, и могут содержать рекомендации.
За вторым отчетом, по мере необходимости и необходимости, должны следовать предложения Европейскому парламенту и Совету о дополнительных мерах, включая возможное продление периода применения целевых показателей. Если в отчете будет сделан вывод о недостаточном прогрессе в достижении национальных ориентировочных целей, эти предложения должны касаться уровня и характера целей.
Статья 15
Обзор и адаптация структуры
1. Значения и методы расчета, указанные в Приложениях II, III, IV и V, должны быть адаптированы к техническому прогрессу в соответствии с процедурой, указанной в Статье 16(2).
2. До 1 января 2008 года Комиссия в соответствии с процедурой, указанной в Статье 16(2), должна дополнительно уточнить и дополнить при необходимости пункты 2–6 Приложения IV, соблюдая при этом общую структуру, изложенную в Приложении IV.
3. До 1 января 2012 года Комиссия в соответствии с процедурой, указанной в Статье 16(2), должна повысить процентную долю гармонизированных вычислений «снизу вверх», используемых в гармонизированной модели расчета, указанной в пункте 1 Приложения IV, без ущерб тем схемам государств-членов, которые уже используют более высокий процент. Новая гармонизированная модель расчета со значительно более высоким процентом вычислений «снизу вверх» должна впервые использоваться с 1 января 2012 года.
Там, где это практически осуществимо и возможно, для измерения общей экономии за общий период применения Директивы должна использоваться эта гармонизированная модель расчета, без ущерба для тех схем государств-членов, которые используют более высокий процент восходящих расчетов.
4. Не позднее 30 июня 2008 года Комиссия в соответствии с процедурой, установленной в статье 16(2), должна разработать набор гармонизированных показателей энергоэффективности и контрольных показателей на их основе, принимая во внимание имеющиеся данные или данные, которые могут собираться экономически эффективным способом для каждого государства-члена. Для разработки этих гармонизированных показателей и показателей энергоэффективности Комиссия должна использовать в качестве справочного руководства ориентировочный список, приведенный в Приложении V. Государства-члены должны постепенно интегрировать эти показатели и показатели в статистические данные, включенные в их EEAP, как указано в Статье 14, и использовать их в качестве одного из имеющихся в их распоряжении инструментов для принятия решений о будущих приоритетных областях EEAP.
Не позднее 17 мая 2011 г. Комиссия должна представить Европейскому Парламенту и Совету ЕС отчет о прогрессе в установлении индикаторов и контрольных показателей.
Статья 16
комитет
1. Комиссии помогает Комитет.
2. При ссылке на настоящий параграф применяются статьи 5 и 7 Решения 1999/468/EC с учетом положений его статьи 8.
Срок, указанный в статье 5(6) Решения 1999/468/EC, устанавливается в размере трех месяцев.
3. Комитет принимает свои правила процедуры.
Статья 17
Отменить
Директива 93/76/EEC отменяется.
Статья 18
Транспонирование
1. Государства-члены должны ввести в действие законы, нормативные акты и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, не позднее 17 мая 2008 г., за исключением положений статьи 14(1), (2) и (4), для датой транспозиции должна быть не позднее 17 мая 2006 г. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.
Когда государства-члены ЕС принимают эти меры, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в случае их официальной публикации. Методы такой ссылки устанавливаются государствами-членами.
2. Государства-члены должны сообщить Комиссии текст основных положений национального законодательства, которые они принимают в области, охватываемой настоящей Директивой.
Статья 19
Вступление в силу
Настоящая Директива вступает в силу на 20-й день после ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза.
Статья 20
Адресаты
Данная Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Страсбурге 5 апреля 2006 г.
За Европейский Парламент
Президент
Ж. БОРРЕЛЬ ФОНТЕЛЬЕС
Для Совета
Президент
Х. ВИНКЛЕР
(1) OJ C 120, 20 мая 2005 г., стр. 115.
(2) ОЖ C 318, 22.12.2004, стр. 19.
(3) Заключение Европейского парламента от 7 июня 2005 г. (еще не опубликованное в Официальном журнале), Общая позиция Совета от 23 сентября 2005 г. (OJ C 275 E, 8.11.2005, стр. 19) и Позиция Европейского парламента 13 декабря 2005 г. (пока не опубликовано в Официальном журнале), Решение Совета от 14 марта 2006 г.
(4) OJ L 242, 10 сентября 2002 г., с. 1.
(5) OJ L 176, 15 июля 2003 г., с. 37. Директива с поправками, внесенными Директивой Совета 2004/85/EC (OJ L 236, 7 июля 2004 г., стр. 10).
(6) OJ L 176, 15 июля 2003 г., с. 57.
(7) OJ L 134, 30 апреля 2004 г., с. 1. Директива с последними поправками, внесенными Регламентом Комиссии (ЕС) № 2083/2005 (OJ L 333, 20.12.2005, стр. 28).
(8) OJ L 134, 30 апреля 2004 г., с. 114. Директива с последними поправками, внесенными Регламентом (ЕС) № 2083/2005.
(9) C-513/99: Concordia Bus Finland Oy Ab, ранее называвшаяся Stagecoach Finland Oy Ab против города Хельсинки и HKL-Bussiliikenne (2002 ECR I-7213).
(10) OJ C 394, 17.12.1998, стр. 10. 1.
(11) OJ L 237, 22 сентября 1993 г., с. 28.
(12) OJ L 184, 17 июля 1999 г., с. 23.
(13) OJ L 275, 25.10.2003, с. 32. Директива с поправками, внесенными Директивой 2004/101/EC (OJ L 338, 13.11.2004, стр. 18).
(14) OJ L 283, 27.10.2001, с. 33. Директива с поправками, внесенными Актом о присоединении 2003 года.
(15) ОЖ L 1, 4 января 2003 г., с. 65.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Методика расчета национальной ориентировочной цели по энергосбережению
Методика, используемая для расчета национальной ориентировочной цели по энергосбережению, указанной в Статье 4, должна быть следующей:
1.
Государства-члены ЕС должны использовать годовое конечное внутреннее потребление энергии всеми потребителями энергии, подпадающими под действие настоящей Директивы, за последний пятилетний период, предшествовавший введению в действие настоящей Директивы, для которого доступны официальные данные, для расчета среднегодового объема потребления. . Это конечное потребление энергии должно представлять собой количество энергии, распределенной или проданной конечным потребителям в течение пятилетнего периода, без поправки на градусо-дни, структурные изменения или изменения в производстве.
На основе этого среднегодового объема потребления один раз рассчитывается национальный ориентировочный целевой показатель энергосбережения, и полученное в результате абсолютное количество энергии, подлежащей экономии, применяется в течение всего срока действия настоящей Директивы.
Национальная ориентировочная цель по энергосбережению должна:
(а)
составляют 9 % от среднегодового объема потребления, упомянутого выше;
(б)
измеряться после девятого года применения настоящей Директивы;
(с)
быть результатом совокупной годовой экономии энергии, достигнутой в течение девятилетнего периода применения настоящей Директивы;
(г)
быть достигнуто посредством энергетических услуг и других мер по повышению энергоэффективности.
Эта методология измерения энергосбережения гарантирует, что общая экономия энергии, предписанная настоящей Директивой, является фиксированной суммой и, таким образом, не зависит от будущего роста ВВП и любого будущего увеличения энергопотребления.
2.
Национальный ориентировочный целевой показатель энергосбережения должен быть выражен в абсолютных величинах в ГВтч или эквиваленте, рассчитанном в соответствии с Приложением II.
3.
Экономия энергии в конкретном году после вступления в силу настоящей Директивы, являющаяся результатом мер по повышению энергоэффективности, начатых в предыдущем году, не ранее 1995 года, и имеющих длительный эффект, может быть принята во внимание при расчете годовой экономии энергии. В отдельных случаях, когда обстоятельства могут это оправдать, могут быть приняты во внимание меры, начатые до 1995 года, но не ранее 1991 года. Меры технологического характера должны были либо быть обновлены с учетом технического прогресса, либо оцениваться по отношению к контрольным показателям для таких мер. Комиссия должна предоставить руководящие указания о том, как следует измерять или оценивать эффект всех таких мер по повышению энергоэффективности, основываясь, где это возможно, на существующем законодательстве Сообщества, таком как Директива 2004/8/EC Европейского парламента и Совета 11 стран. Февраль 2004 г. о продвижении когенерации на основе полезного спроса на тепло на внутреннем энергетическом рынке (1) и Директивы 2002/91/EC.
Во всех случаях получаемая экономия энергии должна быть поддающейся проверке и измерению или оценке в соответствии с общей структурой, приведенной в Приложении IV.
(1) OJ L 52, 21 февраля 2004 г., с. 50.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Энергетическая ценность выбранных видов топлива для конечного использования — таблица преобразования (1)
Энергетический товар
кДж (NCV)
корова (NCV)
кВтч (NCV)
1 кг кокса
28 500
0,676
7917
1 кг каменного угля
17 200 — 30 700
0,411 — 0,733
4778 — 8528
1 кг брикетов бурого угля
20 000
0,478
5,556
1 кг черного бурого угля
10 500 — 21 000
0,251 — 0,502
2917 — 5833
1 кг бурого угля
5 600 — 10 500
0,134 — 0,251
1556 — 2917
1 кг сланца
8 000 — 9 000
0,191 — 0,215
2222 — 2500
1 кг торфа
7 800 — 13 800
0,186 — 0,330
2167 — 3833
1 кг торфяных брикетов
16 000 — 16 800
0,382 — 0,401
4444 — 4667
1 кг мазута (мазута)
40 000
0,955
11 111
1 кг легкого мазута
42 300
1010
11750
1 кг моторного спирта (бензина)
44 000
1051
12 222
1 кг парафина
40 000
0,955
11 111
1 кг сжиженного нефтяного газа
46 000
1099
12 778
1 кг природного газа (2)
47 200
1126
13,10
1 кг сжиженного природного газа
45 190
1079
12 553
1 кг древесины (влажность 25 %) (3)
13 800
0,330
3833
1 кг пеллет/древесного кирпича
16 800
0,401
4667
1 кг отходов
7 400 — 10 700
0,177 — 0,256
2056 — 2972
1 МДж полученного тепла
1 000
0,024
0,278
1 кВтч электроэнергии
3 600
0,086
1 (4)
Источник: Евростат.
(1) Государства-члены ЕС могут применять разные коэффициенты пересчета, если это может быть оправдано.
(2) 93 % метана.
(3) Государства-члены могут применять другие значения в зависимости от типа древесины, наиболее используемого в соответствующем государстве-члене.
(4) Для экономии кВтч электроэнергии государства-члены могут применять коэффициент по умолчанию 2,5, отражающий расчетную 40 % среднюю эффективность выработки электроэнергии в ЕС в течение целевого периода. Государства-члены ЕС могут применять другой коэффициент при условии, что они могут это обосновать.
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Ориентировочный список примеров приемлемых мер по повышению энергоэффективности
В настоящем Приложении представлены примеры областей, в которых программы повышения энергоэффективности и другие меры по повышению энергоэффективности могут быть разработаны и реализованы в контексте Статьи 4.
Чтобы быть принятыми во внимание, эти меры по повышению энергоэффективности должны привести к экономии энергии, которую можно четко измерить, проверить или оценить в соответствии с руководящими принципами, указанными в Приложении IV, и их влияние на энергосбережение не должно уже учитываться в других конкретных мерах. Следующие списки не являются исчерпывающими, но предназначены для ознакомления.
Примеры приемлемых мер по повышению энергоэффективности:
Жилой и третичный секторы
(а)
отопление и охлаждение (например, тепловые насосы, новые эффективные котлы, установка/эффективное обновление систем централизованного отопления/охлаждения);
(б)
изоляция и вентиляция (например, изоляция стен и крыши, двойное/тройное остекление окон, пассивное отопление и охлаждение);
(с)
горячая вода (например, установка новых устройств, прямое и эффективное использование для отопления помещений, стиральные машины);
(г)
освещение (например, новые эффективные лампы и балласты, цифровые системы управления, использование датчиков движения для систем освещения в коммерческих зданиях);
(е)
приготовление пищи и охлаждение (например, новые эффективные устройства, системы рекуперации тепла);
(е)
другое оборудование и приборы (например, комбинированные теплоэнергетические приборы, новые эффективные устройства, контроль времени для оптимизации использования энергии, снижение потерь в режиме ожидания, установка конденсаторов для снижения реактивной мощности, трансформаторы с низкими потерями);
(г)
внутреннее производство возобновляемых источников энергии, в результате чего количество покупаемой энергии уменьшается (например, солнечные тепловые установки, горячее водоснабжение, отопление и охлаждение помещений с помощью солнечной энергии);
Промышленный сектор
(час)
процессы производства продукции (например, более эффективное использование сжатого воздуха, конденсата, переключателей и клапанов, использование автоматических и интегрированных систем, эффективные режимы ожидания);
(я)
двигатели и приводы (например, увеличение использования электронного управления, приводов с регулируемой скоростью, интегрированного прикладного программирования, преобразования частоты, электродвигателя с высоким КПД);
(к)
вентиляторы, приводы с регулируемой скоростью и вентиляция (например, новые устройства/системы, использование естественной вентиляции);
(к)
управление реагированием на спрос (например, управление нагрузкой, системы контроля пиковых нагрузок);
(л)
высокоэффективная когенерация (например, комбинированные теплоэлектростанции);
Транспортный сектор
(м)
используемый способ передвижения (например, продвижение энергоэффективных транспортных средств, энергоэффективное использование транспортных средств, включая схемы регулировки давления в шинах, устройства энергоэффективности и дополнительные устройства для транспортных средств, топливные присадки, которые повышают энергоэффективность, масла с высокой смазывающей способностью и масла с низким содержанием топлива). резистивные шины);
(н)
модальные изменения в поездках (например, транспортировка домой/в офис без использования автомобиля, совместное использование автомобилей, модальный переход от более энергоемких видов транспорта к менее энергоемким, на пассажиро-километр или тонно-км);
(о)
дни без автомобиля;
Межсекторальные меры
(п)
стандарты и нормы, направленные прежде всего на повышение энергоэффективности продуктов и услуг, включая здания;
(к)
схемы энергетической маркировки;
(р)
учет, интеллектуальные системы учета, такие как индивидуальные приборы учета, управляемые дистанционно, и информативный биллинг;
(с)
обучение и образование, ведущие к применению энергоэффективных технологий и/или методов;
Горизонтальные меры
(т)
нормативные акты, налоги и т. д., которые приводят к снижению конечного потребления энергии;
(ты)
целенаправленные информационные кампании, продвигающие повышение энергоэффективности и меры по повышению энергоэффективности.
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
Общая основа измерения и проверки энергосбережения
1. Измерения и расчеты энергосбережения и их нормализация
1.1. Измерение экономии энергии
Общий
При измерении реализованной экономии энергии, как указано в статье 4, с целью учета общего повышения энергоэффективности и определения влияния отдельных мер, используется гармонизированная модель расчета, в которой используется комбинация методов расчета «сверху вниз» и «снизу вверх». должны использоваться для измерения ежегодного повышения энергоэффективности для EEAP, упомянутых в Статье 14.
При разработке гармонизированной модели расчета в соответствии со статьей 15(2) Комитет должен стремиться использовать, насколько это возможно, данные, которые уже регулярно предоставляются Евростатом и/или национальными статистическими агентствами.
Расчеты сверху вниз
Метод расчета «сверху вниз» означает, что объем экономии энергии рассчитывается с использованием национального или более масштабного агрегированного отраслевого уровня экономии энергии в качестве отправной точки. Затем в годовые данные вносятся поправки с учетом посторонних факторов, таких как градусо-дни, структурные изменения, ассортимент продукции и т. д., чтобы получить показатель, который дает достоверное представление об общем повышении энергоэффективности, как описано в пункте 1.2. Этот метод не обеспечивает точных измерений на детальном уровне и не показывает причинно-следственных связей между мерами и получаемой ими экономией энергии. Однако он обычно проще и дешевле, и его часто называют «показателями энергоэффективности», поскольку он дает представление о развитии событий.
При разработке метода расчета «сверху вниз», используемого в настоящей гармонизированной модели расчета, Комитет должен основывать свою работу, насколько это возможно, на существующих методологиях, таких как модель ODEX (1).
Расчеты снизу вверх
Метод расчета «снизу вверх» означает, что экономия энергии, полученная в результате реализации конкретной меры по повышению энергоэффективности, измеряется в киловатт-часах (кВтч), в джоулях (Дж) или в килограммах нефтяного эквивалента (кг.э.) и добавляется к результатам экономии энергии. от других конкретных мер по повышению энергоэффективности. Органы власти или агентства, упомянутые в статье 4(4), обеспечат предотвращение двойного учета энергосбережения, возникающего в результате сочетания мер по повышению энергоэффективности (включая механизмы). Для метода расчета «снизу вверх» могут использоваться данные и методы, указанные в пунктах 2.1 и 2.2.
До 1 января 2008 года Комиссия должна разработать гармонизированную модель «снизу вверх». Эта модель должна охватывать уровень от 20 до 30 % годового конечного внутреннего потребления энергии для секторов, подпадающих под действие настоящей Директивы, при условии надлежащего учета факторов, указанных в пунктах (a), (b) и (c). ниже.
До 1 января 2012 года Комиссия продолжит разработку этой гармонизированной восходящей модели, которая должна охватывать значительно более высокий уровень годового конечного внутреннего потребления энергии для секторов, подпадающих под действие настоящей Директивы, при условии надлежащего учета упомянутых факторов. в пунктах (a), (b) и (c) ниже.
При разработке гармонизированной восходящей модели Комиссия принимает во внимание следующие факторы и соответствующим образом обосновывает свое решение:
(а)
опыт работы с гармонизированной моделью расчета в течение первых лет ее применения;
(б)
ожидаемое потенциальное повышение точности в результате увеличения доли вычислений «снизу вверх»;
(с)
предполагаемые потенциальные дополнительные затраты и/или административное бремя.
При разработке этой гармонизированной восходящей модели в соответствии со статьей 15(2) Комитет должен стремиться использовать стандартизированные методы, которые влекут за собой минимальную административную нагрузку и затраты, в частности, используя методы измерения, указанные в пунктах 2.1 и 2.2, и сосредоточив внимание на тех секторах, где гармонизированная восходящая модель может быть применена наиболее экономически эффективно.
Государства-члены, которые того пожелают, могут использовать дополнительные измерения «снизу вверх» в дополнение к части, предписанной гармонизированной моделью «снизу вверх», при условии согласия Комиссии, в соответствии с процедурой, указанной в Статье 16(2), на основании описания методологии, представленной соответствующим государством-членом.
Если для отдельных отраслей расчеты «снизу вверх» отсутствуют, в отчетах Комиссии с согласия Комиссии в соответствии с порядком используются нисходящие показатели или смеси расчетов «сверху вниз» и «снизу вверх». упомянутое в статье 16(2). В частности, при оценке запросов на этот счет в контексте первого EEAP, описанного в статье 14(2), Комиссия должна продемонстрировать соответствующую гибкость. Для измерения влияния мер, принятых после 1995 года (а в некоторых случаях уже в 1991 году), которые продолжают оказывать влияние, потребуются некоторые нисходящие расчеты.
1.2. Как следует нормализовать измерения энергосбережения
Экономия энергии должна определяться путем измерения и/или оценки потребления до и после реализации меры, обеспечивая при этом корректировку и нормализацию внешних условий, обычно влияющих на использование энергии. Условия, обычно влияющие на использование энергии, также могут со временем меняться. Такие условия могут быть вероятным воздействием одного или нескольких вероятных факторов, таких как:
(а)
погодные условия, такие как градусные дни;
(б)
уровень занятости;
(с)
часы работы нежилых зданий;
(г)
интенсивность установленного оборудования (производительность установки); ассортимент продукции;
(е)
пропускная способность завода, уровень производства, объем или добавленная стоимость, включая изменения уровня ВВП ;
(е)
графики монтажа и транспортных средств;
(г)
взаимоотношения с другими подразделениями.
2. Данные и методы, которые можно использовать (измеримость)
Существует несколько методов сбора данных для измерения и/или оценки экономии энергии. Во время оценки энергетических услуг или мер по повышению энергоэффективности зачастую невозможно полагаться только на измерения. Поэтому проводится различие между методами измерения энергосбережения и методами оценки энергосбережения, причем последние являются более распространенной практикой.
2.1. Данные и методы, основанные на измерениях
Счета от дистрибьюторских компаний или розничных торговцев
Счета за электроэнергию, измеренные счетчиками, могут служить основой для измерения за репрезентативный период до введения мер по повышению энергоэффективности. Затем их можно сравнить со счетами по счетчикам за период после введения и применения этой меры, а также за репрезентативный период времени. Результаты следует сравнить с контрольной группой (группой неучастия), если это возможно, или, альтернативно, нормализовать, как описано в пункте 1.2.
Данные о продажах энергии
Потребление различных видов энергии (например, электроэнергии, газа, печного топлива) может быть измерено путем сравнения данных о продажах от розничного продавца или дистрибьютора, полученных до введения мер по повышению энергоэффективности, с данными о продажах со времени после принятия меры. Можно использовать контрольную группу или нормализовать данные.
Данные о продажах оборудования и бытовой техники
Производительность оборудования и приборов может быть рассчитана на основе информации, полученной непосредственно от производителя. Данные о продажах оборудования и бытовой техники обычно можно получить у розничных продавцов. Также могут быть проведены специальные обследования и измерения. Доступные данные можно сравнить с показателями продаж, чтобы определить размер экономии энергии. При использовании этого метода следует внести коррективы с учетом изменений в использовании оборудования или прибора.
Данные о конечной нагрузке
Использование энергии зданием или объектом может полностью контролироваться для регистрации спроса на энергию до и после введения мер по повышению энергоэффективности. Важные соответствующие факторы (например, производственный процесс, специальное оборудование, отопительные установки) могут измеряться более тщательно.
2.2. Данные и методы, основанные на оценках
Простые инженерно-расчетные данные: отсутствие проверок
Простой инженерно-оценочный расчет данных без проверки на месте является наиболее распространенным методом получения данных для измерения предполагаемой экономии энергии. Данные могут быть оценены с использованием инженерных принципов, без использования данных на месте, но с предположениями, основанными на спецификациях оборудования, характеристиках производительности, профилях работы установленных мер, статистике и т. д.
Расширенные инженерно-расчетные данные: Осмотр
Энергетические данные могут быть рассчитаны на основе информации, полученной внешним экспертом во время аудита или другого типа посещения одного или нескольких целевых объектов. На этой основе можно разработать более сложные алгоритмы/имитационные модели и применить их к более широкому кругу объектов (например, к зданиям, сооружениям, транспортным средствам). Этот тип измерений часто можно использовать для дополнения и калибровки простых инженерно-оценочных данных.
3. Как справиться с неопределенностью
Все методы, перечисленные в пункте 2, могут повлечь за собой некоторую степень неопределенности. Неопределенность может возникнуть из (2):
(а)
ошибки приборов: они обычно возникают из-за ошибок в спецификациях, предоставленных производителем продукта;
(б)
ошибки моделирования: обычно они относятся к ошибкам в модели, используемой для оценки параметров собранных данных;
(с)
ошибки выборки: обычно они относятся к ошибкам, возникающим в результате того, что наблюдалась выборка единиц, а не весь набор изучаемых единиц.
Неопределенность может также возникнуть из-за запланированных и незапланированных допущений; они обычно связаны с оценками, условиями и/или использованием инженерных данных. Возникновение ошибок также связано с выбранной системой сбора данных, указанной в пунктах 2.1 и 2.2. Рекомендуется дополнительная спецификация неопределенности.
Государства-члены ЕС могут по своему выбору использовать метод количественной неопределенности при составлении отчета о целях, установленных в настоящей Директиве. Количественная неопределенность затем должна быть выражена статистически значимым образом с указанием как точности, так и уровня достоверности. Например, «измеримая ошибка с 90 % достоверностью составляет ± 20 %».
Если используется метод количественной неопределенности, государства-члены также должны учитывать, что приемлемый уровень неопределенности, требуемый при расчетах энергосбережения, является функцией уровня экономии и экономической эффективности уменьшения неопределенности.
4. Согласованный срок действия мер по повышению энергоэффективности в расчетах по принципу «снизу вверх».
Некоторые меры по повышению энергоэффективности действуют десятилетиями, тогда как другие меры действуют в течение более короткого периода времени. В приведенном ниже списке приведены некоторые примеры среднего срока действия мер по повышению энергоэффективности:
Утепление чердаков частного жилья
30 лет
Утепление полых стен частных домов
40 лет
Остекление класса от E до C (в м2)
20 лет
Котлы с рейтингом от B до A
15 лет
Управление отоплением — модернизация с заменой котла
15 лет
КЛЛ — розничная торговля
16 лет
Источник: Обязательства по энергоэффективности, 2005–2008 гг., Великобритания.
Чтобы гарантировать, что все государства-члены применяют одинаковые сроки действия для аналогичных мер, эти сроки действия будут гармонизированы на европейском уровне. Таким образом, Комиссия при содействии Комитета, созданного в соответствии со статьей 16, должна заменить приведенный выше список согласованным предварительным списком среднего срока действия различных мер по повышению энергоэффективности не позднее 17 ноября 2006 г.
5. Как бороться с мультипликативным эффектом экономии энергии и как избежать двойного учета в смешанных методах расчета «сверху вниз» и «снизу вверх»
Реализация одной меры по повышению энергоэффективности, например. изоляция резервуара для горячей воды и труб в здании или другая мера с эквивалентным эффектом может иметь в будущем мультипликативный эффект на рынке, а это означает, что рынок примет меру автоматически без какого-либо дальнейшего участия со стороны органов или агентств, упомянутых в статье 4( 4) или любого частного поставщика энергетических услуг. Мера с потенциалом мультипликатора в большинстве случаев будет более рентабельной, чем меры, которые необходимо повторять на регулярной основе. Государства-члены должны оценить потенциал энергосбережения таких мер, включая их эффект мультипликатора, и проверить общий эффект в последующей оценке, используя индикаторы, когда это необходимо.
Что касается оценки горизонтальных мер, можно использовать показатели энергоэффективности при условии, что можно определить, каким образом они развивались бы без горизонтальных мер. Однако должна быть возможность исключить, насколько это возможно, двойной учет при экономии, достигаемой за счет целевых программ энергоэффективности, энергетических услуг и других инструментов политики. Это особенно относится к налогам на энергию или выбросы CO2 и информационным кампаниям.
Должны быть внесены поправки за двойной учет энергосбережения. Приветствуется использование матриц, позволяющих суммировать воздействие мер.
Потенциальная экономия энергии, возникающая после целевого периода, не должна приниматься во внимание, когда государства-члены отчитываются об общей цели, изложенной в Статье 4. В любом случае следует поощрять меры, способствующие долгосрочному рыночному эффекту, а также меры, которые уже привели к мультипликативному эффекту. Эффекты энергосбережения следует принимать во внимание при составлении отчета о достижении целей, изложенных в Статье 4, при условии, что их можно измерить и проверить с использованием указаний, приведенных в настоящем Приложении.
6. Как проверить экономию энергии
Если экономия энергии, полученная за счет конкретной энергетической услуги или другой меры по повышению энергоэффективности, считается экономически эффективной и необходимой, она должна быть проверена третьей стороной. Это могут сделать независимые консультанты, ЭСКО или другие участники рынка. Соответствующие органы или агентства государств-членов, упомянутые в статье 4(4), могут предоставить дополнительные инструкции по этому вопросу.
Источники: Европейское руководство по последующей оценке программ DSM и EE Service; МЭА, база данных INDEEP; IPMVP, Том 1 (версия от марта 2002 г.).
(1) Проект ODYSSEE-MURE, Программа SAVE. Комиссия 2005.
(2) Модель для установления уровня количественной неопределенности на основе этих трех ошибок приведена в Приложении B Международного протокола измерения и проверки эффективности (IPMVP).
ПРИЛОЖЕНИЕ V
Ориентировочный список рынков и субрынков преобразования энергии, для которых могут быть разработаны контрольные показатели:
1.
Рынок бытовой техники/информационных технологий и освещения:
1.1.
Кухонная техника (бытовая техника);
1.2.
Развлекательные/информационные технологии;
1.3.
Осветительные приборы.
2.
Рынок бытовой отопительной техники:
2.1.
Обогрев;
2.2.
Обеспечение горячей водой;
2.3.
Кондиционер;
2.4.
Вентиляция;
2.5.
Теплоизоляция;
2.6.
Окна.
3.
Рынок промышленных печей.
4.
Рынок моторизованной энергетики в промышленности.
5.
Рынок институтов государственного сектора:
5.1.
Школы/государственное управление;
5.2.
Больницы;
5.3.
Бассейны;
5.4.
Уличное освещение.
6.
Рынок транспортных услуг.
ПРИЛОЖЕНИЕ VI
Перечень приемлемых энергоэффективных мер государственных закупок
Без ущерба национальному законодательству о государственных закупках и законодательству Сообщества государства-члены ЕС должны гарантировать, что государственный сектор применяет как минимум два требования из следующего списка в контексте образцовой роли государственного сектора, как указано в статье 5:
(а)
требования, касающиеся использования финансовых инструментов для энергосбережения, включая контракты с гарантированными энергопоказателями, которые предусматривают обеспечение измеримой и заранее определенной экономии энергии (в том числе в тех случаях, когда государственные администрации передают обязанности сторонним подрядчикам);
(б)
требования к закупке оборудования и транспортных средств на основе перечней энергоэффективных технических характеристик различных категорий оборудования и транспортных средств, которые должны быть составлены органами власти или агентствами, указанными в статье 4(4), с использованием, где это применимо, минимальной стоимости жизненного цикла анализ или сопоставимые методы для обеспечения экономической эффективности;
(с)
требования к приобретению оборудования, которое имеет эффективное энергопотребление во всех режимах, в том числе в режиме ожидания, с использованием, где это применимо, анализа затрат минимального жизненного цикла или сопоставимых методов для обеспечения экономической эффективности;
(г)
требования по замене или дооснащению существующего оборудования и транспортных средств оборудованием, указанным в пунктах (б) и (в);
(е)
требования к использованию энергоаудитов и реализации полученных на их основе экономически эффективных рекомендаций;
(е)
требования о покупке или аренде энергоэффективных зданий или их частей, а также требования о замене или модернизации приобретенных или арендованных зданий или их частей, чтобы сделать их более энергоэффективными.
Вершина
Директивы по годам
- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- 2003
- 2002
- 2001
- 2000
- 1999
- 1998
- 1997
- 1996
- 1995
- 1994
- 1993
- 1992
- 1991
- 1990
- 1989
- 1988
- 1987
- 1986
- 1985
- 1984
- 1983
- 1982
- 1981
- 1980
- 1979
- 1978
- 1977
- 1976
- 1975
- 1974
- 1973
- 1972
- 1971
- 1970
- 1969
- 1968
- 1967
- 1966
- 1965
- 1964
- 1963
- 1962
- 1961
- 1960
- 1959