Директива 2004/8/EC Европейского парламента и Совета от 11 февраля 2004 г. о продвижении когенерации, основанной на полезном спросе на тепло на внутреннем энергетическом рынке и вносящая поправки в Директиву 92/42/EEC



Директива доступна на следующих языках

Язык Название
en Directive 2004/8/EC of the European Parliament and of the Council of 11 February 2004 on the promotion of cogeneration based on a useful heat demand in the internal energy market and amending Directive 92/42/EEC
ru Директива 2004/8/EC Европейского парламента и Совета от 11 февраля 2004 г. о продвижении когенерации, основанной на полезном спросе на тепло на внутреннем энергетическом рынке и вносящая поправки в Директиву 92/42/EEC

Директива 2004/8/EC Европейского парламента и Совета

от 11 февраля 2004 г.

о продвижении когенерации на основе полезного спроса на тепло на внутреннем энергетическом рынке и внесении изменений в Директиву 92/42/EEC

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,

Принимая во внимание Договор о создании Европейского Сообщества и, в частности, его статью 175(1),

Принимая во внимание предложение Комиссии(1),

Принимая во внимание мнение Европейского экономического и социального комитета(2),

Принимая во внимание мнение Комитета регионов(3),

Действуя в порядке, предусмотренном статьей 251 Договора(4),

Тогда как:

(1) Потенциал использования когенерации как меры по экономии энергии в настоящее время в Сообществе используется недостаточно. Продвижение высокоэффективной когенерации, основанной на полезном спросе на тепло, является приоритетом Сообщества, учитывая потенциальные преимущества когенерации в отношении экономии первичной энергии, предотвращения потерь в сети и сокращения выбросов, в частности парниковых газов. Кроме того, эффективное использование энергии путем когенерации может также внести положительный вклад в безопасность энергоснабжения и конкурентную ситуацию Европейского Союза и его государств-членов. Поэтому необходимо принять меры для обеспечения более эффективного использования потенциала в рамках внутреннего энергетического рынка.

(2) Директива 2003/54/EC Европейского Парламента и Совета от 26 июня 2003(5) устанавливает общие правила для производства, передачи, распределения и поставки электроэнергии на внутреннем рынке электроэнергии. В этом контексте развитие когенерации способствует усилению конкуренции, в том числе в отношении новых участников рынка.

(3) В «Зеленой книге», озаглавленной «На пути к европейской стратегии безопасности энергоснабжения», отмечается, что Европейский Союз чрезвычайно зависит от своих внешних поставок энергии, на которые в настоящее время приходится 50 % потребностей, и, по прогнозам, к 2030 году эта цифра вырастет до 70 %, если текущие тенденции сохраняются. Зависимость от импорта и рост доли импорта повышают риск перебоев или трудностей с поставками. Однако надежность поставок не следует рассматривать просто как вопрос снижения зависимости от импорта и стимулирования внутреннего производства. Надежность поставок требует широкого спектра политических инициатив, направленных, среди прочего, на диверсификацию источников и технологий и улучшение международных отношений. В Зеленой книге также подчеркивается, что безопасность энергоснабжения имеет важное значение для будущего устойчивого развития. В «Зеленой книге» делается вывод, что принятие новых мер по снижению спроса на энергию имеет важное значение как с точки зрения снижения зависимости от импорта, так и с целью ограничения выбросов парниковых газов. В своей Резолюции от 15 ноября 2001 г. по Зеленой книге(6) Европейский Парламент призвал создать стимулы для поощрения перехода к эффективным установкам по производству энергии, включая комбинированное производство тепла и электроэнергии.

(4) В сообщении Комиссии «Устойчивая Европа для лучшего мира – Стратегия Европейского Союза по устойчивому развитию», представленном на Европейском совете в Гетеборге 15 и 16 июня 2001 г., изменение климата было названо одним из основных препятствий на пути устойчивого развития и подчеркнуто, что необходимость более широкого использования чистой энергии и четких действий по снижению спроса на энергию.

(5) Более широкое использование когенерации, направленной на экономию первичной энергии, может составлять важную часть пакета мер, необходимых для соблюдения Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, а также любого пакета политики для выполнения дальнейших обязательств. . Комиссия в своем сообщении о реализации первой фазы Европейской программы по изменению климата определила продвижение когенерации как одну из мер, необходимых для сокращения выбросов парниковых газов в энергетическом секторе, и объявила о своем намерении представить предложение по Директиве по продвижение когенерации в 2002 году.

(6) В своей Резолюции от 25 сентября 2002 г. о сообщении Комиссии о реализации первой фазы Европейской программы по изменению климата(7), Европейский парламент приветствует идею внесения предложения по усилению мер Сообщества по содействию использованию комбинированное производство тепла и электроэнергии (ТЭЦ) и призывает к скорейшему принятию Директивы о развитии ТЭЦ.

(7) Важность когенерации была также признана Резолюцией Совета от 18 декабря 1997(8) и Резолюцией Европейского Парламента от 15 мая 1998(9) о стратегии Сообщества по продвижению комбинированного производства тепла и электроэнергии.

(8) Совет в своих заключениях от 30 мая 2000 г. и от 5 декабря 2000 г. одобрил План действий Комиссии по энергоэффективности и определил продвижение когенерации как одно из краткосрочных приоритетных направлений. Европейский Парламент в своей Резолюции от 14 марта 2001 г. о Плане действий по энергоэффективности(10) призвал Комиссию представить предложения, устанавливающие общие правила для продвижения когенерации, если это имеет экологический смысл.

(9) Директива Совета 96/61/EC от 24 сентября 1996 г. о комплексном предотвращении и контроле загрязнения(11), Директива 2001/80/EC Европейского парламента и Совета от 23 октября 2001 г. об ограничении выбросов некоторых загрязняющих веществ. в воздух от крупных установок для сжигания(12) и Директива 2000/76/EC Европейского Парламента и Совета от 4 декабря 2000 г. о сжигании отходов(13) подчеркивают необходимость оценки потенциала когенерации на новых установках.

(10) Директива 2002/91/EC Европейского Парламента и Совета от 16 декабря 2002 г. об энергетической эффективности зданий(14) требует от государств-членов обеспечить, чтобы для новых зданий с общей полезной площадью более 1000 м2 , техническая, экологическая и экономическая осуществимость альтернативных систем, таких как когенерация тепла и электроэнергии, рассматривается и принимается во внимание до начала строительства.

(11) Высокоэффективная когенерация в настоящей Директиве определяется как экономия энергии, получаемая за счет комбинированного производства вместо раздельного производства тепла и электроэнергии. Экономия энергии более 10 % соответствует термину «высокоэффективная когенерация». Чтобы максимизировать энергосбережение и избежать потери энергосбережения, наибольшее внимание необходимо уделять условиям функционирования когенерационных установок.

(12) В контексте оценки экономии первичной энергии важно принимать во внимание ситуацию государств-членов ЕС, в которых большая часть потребления электроэнергии покрывается за счет импорта.

(13) Для прозрачности важно принять гармонизированное базовое определение когенерации. Если когенерационные установки оборудованы для отдельного производства электроэнергии или тепла, такое производство не должно определяться как когенерация для выдачи гарантии происхождения и для статистических целей.

(14) Чтобы гарантировать, что поддержка когенерации в контексте настоящей Директивы основана на полезной потребности в тепле и экономии первичной энергии, необходимо установить критерии для определения и оценки энергоэффективности когенерационного производства, определенного в базовом определении. .

(15) Общей целью настоящей Директивы должно быть установление гармонизированного метода расчета электроэнергии от когенерации и необходимых руководящих принципов для его реализации, принимая во внимание методологии, подобные тем, которые в настоящее время разрабатываются европейскими организациями по стандартизации. Этот метод должен быть корректируемым с учетом технического прогресса. Применение расчетов, приведенных в Приложениях II и III, к микрокогенерационным установкам может, в соответствии с принципом пропорциональности, основываться на значениях, полученных в результате типовых испытаний, сертифицированных компетентным независимым органом.

(16) Определения когенерации и высокоэффективной когенерации, используемые в настоящей Директиве, не предопределяют использование различных определений в национальном законодательстве для целей, отличных от тех, которые изложены в настоящей Директиве. Целесообразно дополнительно заимствовать соответствующие определения, содержащиеся в Директиве 2003/54/EC и Директиве 2001/77/EC Европейского Парламента и Совета от 27 сентября 2001 г. о продвижении электроэнергии, производимой из возобновляемых источников энергии в внутренний рынок электроэнергии(15).

(17) Измерение полезной тепловой мощности в месте производства когенерационной установки подчеркивает необходимость обеспечения того, чтобы преимущества когенерированного полезного тепла не терялись из-за высоких тепловых потерь из распределительных сетей.

(18) Коэффициент мощности и тепла является технической характеристикой, которую необходимо определить для расчета количества электроэнергии, вырабатываемой в результате когенерации.

(19) Для целей настоящей Директивы определение «когенерационные установки» может также включать оборудование, в котором может вырабатываться только электрическая или только тепловая энергия, например, установки вспомогательного сжигания и дожигания. Продукция такого оборудования не должна рассматриваться как когенерация для выдачи гарантии происхождения и для статистических целей.

(20) Определение «малой когенерации» включает, среди прочего, микрокогенерацию и распределенные когенерационные установки, такие как когенерационные установки, снабжающие изолированные территории или ограниченные жилые, коммерческие или промышленные потребности.

(21) В целях повышения прозрачности выбора потребителем между электроэнергией, полученной в результате когенерации, и электроэнергией, произведенной на основе других технологий, необходимо обеспечить, чтобы на основе гармонизированных эталонных значений эффективности можно было гарантировать возникновение высокоэффективной когенерации. . Схемы гарантий происхождения сами по себе не подразумевают права на получение выгод от национальных механизмов поддержки.

(22) Важно, чтобы все виды электроэнергии, производимой с помощью высокоэффективной когенерации, могли иметь гарантии происхождения. Важно четко отличать гарантии происхождения от обменных сертификатов.

(23) Для обеспечения увеличения проникновения на рынок когенерации в среднесрочной перспективе целесообразно потребовать от всех государств-членов ЕС принять и опубликовать отчет, анализирующий национальный потенциал высокоэффективной когенерации, и включить отдельный анализ барьеров для когенерации в отчет, а также о мерах, принятых для обеспечения надежности гарантийной системы.

(24) Общественная поддержка должна соответствовать положениям руководящих принципов Сообщества о государственной помощи на охрану окружающей среды(16), в том числе в отношении некумуляции помощи. Эти руководящие принципы в настоящее время допускают определенные виды государственной поддержки, если можно доказать, что меры поддержки выгодны с точки зрения защиты окружающей среды, поскольку эффективность преобразования особенно высока, поскольку меры позволят снизить потребление энергии или потому что производственный процесс будет меньше вредить окружающей среде. Такая поддержка в некоторых случаях будет необходима для дальнейшего использования потенциала когенерации, в частности, для учета необходимости интернализации внешних затрат.

(25) Схемы государственной поддержки продвижения когенерации должны быть сосредоточены главным образом на поддержке когенерации, основанной на экономически обоснованном спросе на тепло и охлаждение.

(26) Государства-члены ЕС используют различные механизмы поддержки когенерации на национальном уровне, включая инвестиционную помощь, налоговые льготы или скидки, зеленые сертификаты и схемы прямой ценовой поддержки. Одним из важных средств достижения цели настоящей Директивы является гарантия надлежащего функционирования этих механизмов до тех пор, пока не будет введена в действие гармонизированная структура Сообщества, чтобы поддерживать доверие инвесторов. Комиссия намерена следить за ситуацией и сообщать об опыте, полученном при применении национальных схем поддержки.

(27) Для передачи и распределения электроэнергии от высокоэффективной когенерации применяются положения статьи 7(1), (2) и (5) Директивы 2001/77/EC, а также соответствующие положения Директивы 2003/54/. ЕС должен применять. До тех пор, пока производитель когенерации не является правомочным потребителем в соответствии с национальным законодательством в значении статьи 21(1) Директивы 2003/54/EC, тарифы, связанные с закупкой дополнительной электроэнергии, иногда необходимой производителям когенерации, должны устанавливаться в соответствии с объективными, прозрачными и недискриминационные критерии. Доступ к энергосистеме электроэнергии, производимой высокоэффективными когенерационными установками, особенно для небольших и микро-когенерационных установок, может быть облегчен при условии уведомления Комиссии.

(28) В целом, когенерационные установки мощностью до 400 кВт, подпадающие под определения Директивы Совета 92/42/EEC от 21 мая 1992 года о требованиях к эффективности для новых водогрейных котлов, работающих на жидком или газообразном топливе(17), вряд ли будут соответствовать требованиям. содержащиеся в ней минимальные требования к эффективности, и поэтому должны быть исключены из этой Директивы.

(29) Следует принимать во внимание специфическую структуру сектора когенерации, в который входит множество малых и средних производителей, особенно при рассмотрении административных процедур для получения разрешения на строительство когенерационных мощностей.

(30) В рамках цели настоящей Директивы по созданию основы для продвижения когенерации важно подчеркнуть необходимость стабильной экономической и административной среды для инвестиций в новые когенерационные установки. Государства-члены следует поощрять удовлетворять эту потребность путем разработки схем поддержки продолжительностью не менее четырех лет и избегая частых изменений в административных процедурах и т. д. Кроме того, следует поощрять государства-члены обеспечивать, чтобы схемы государственной поддержки соблюдали принцип поэтапного отказа. .

(31) Общая эффективность и устойчивость когенерации зависит от многих факторов, таких как используемая технология, типы топлива, кривые нагрузки, размер установки, а также от свойств тепла. По практическим соображениям и на основании того факта, что использование тепловой мощности для разных целей требует разных температурных уровней тепла и что эти и другие различия влияют на эффективность когенерации, когенерацию можно разделить на такие классы, как: «промышленная когенерация», «когенерация отопления» и «сельскохозяйственная когенерация».

(32) В соответствии с принципами субсидиарности и пропорциональности, изложенными в Статье 5 Договора, общие принципы, обеспечивающие основу для продвижения когенерации на внутреннем энергетическом рынке, должны быть установлены на уровне Сообщества, но детальная реализация должна быть оставлено на усмотрение государств-членов, что позволяет каждому государству-члену выбирать режим, который лучше всего соответствует его конкретной ситуации. Настоящая Директива ограничивается минимумом, необходимым для достижения этих целей, и не выходит за рамки того, что необходимо для этой цели.

(33) Меры, необходимые для реализации настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением Совета 1999/468/EC от 28 июня, устанавливающим процедуры осуществления полномочий по реализации, предоставленных Комиссии(18),

ПРИНЯЛИ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:

Статья 1

Цель

Целью настоящей Директивы является повышение энергоэффективности и улучшение надежности энергоснабжения путем создания основы для продвижения и развития высокоэффективной когенерации тепла и электроэнергии на основе полезного спроса на тепло и экономии первичной энергии на внутреннем энергетическом рынке, принимая во внимание конкретные национальные условия, особенно касающиеся климатических и экономических условий.

Статья 2

Объем

Настоящая Директива применяется к когенерации, как она определена в Статье 3, и к технологиям когенерации, перечисленным в Приложении I.

Статья 3

Определения

Для целей настоящей Директивы применяются следующие определения:

(a) «когенерация» означает одновременное производство в одном процессе тепловой энергии и электрической и/или механической энергии;

(b) «полезное тепло» означает тепло, производимое в процессе когенерации для удовлетворения экономически обоснованного спроса на тепло или охлаждение;

(c) «экономически оправданный спрос» означает спрос, который не превышает потребности в тепле или охлаждении и который в противном случае был бы удовлетворен в рыночных условиях за счет процессов производства энергии, отличных от когенерации;

(d) «электричество от когенерации» означает электроэнергию, произведенную в процессе, связанном с производством полезного тепла и рассчитанную в соответствии с методологией, изложенной в Приложении II;

(e) «резервное электричество» означает электричество, подаваемое через электросеть всякий раз, когда процесс когенерации прерывается, включая периоды технического обслуживания, или выходит из строя;

(f) «дополнительная электроэнергия» означает электроэнергию, поставляемую через электросеть в случаях, когда спрос на электроэнергию превышает электрическую мощность процесса когенерации;

(g) «общая эффективность» означает годовую сумму производства электроэнергии, механической энергии и полезного тепла, разделенную на количество топлива, используемого для производства тепла в процессе когенерации, и валовое производство электроэнергии и механической энергии;

(h) «эффективность» означает эффективность, рассчитанную на основе «низшей теплоты сгорания» топлива (также называемой «низшей теплотой сгорания»);

(i) «высокоэффективная когенерация» означает когенерацию, отвечающую критериям Приложения III;

(j) «эталонное значение эффективности для отдельного производства» означает эффективность альтернативного отдельного производства тепла и электроэнергии, которое призван заменить процесс когенерации;

(k) «коэффициент мощности к теплу» означает соотношение между электроэнергией, полученной при когенерации, и полезным теплом при работе в режиме полной когенерации с использованием эксплуатационных данных конкретной установки;

(l) «когенерационная установка» означает установку, которая может работать в режиме когенерации;

(m) «микрокогенерационная установка» означает когенерационную установку с максимальной мощностью менее 50 кВтэ;

(n) «малая когенерация» означает когенерационные установки с установленной мощностью менее 1 МВт;

(o) «когенерационное производство» означает сумму электроэнергии, механической энергии и полезного тепла, полученного в результате когенерации.

Кроме того, применяются соответствующие определения Директивы 2003/54/EC и Директивы 2001/77/EC.

Статья 4

Критерии эффективности когенерации

1. В целях определения эффективности когенерации в соответствии с Приложением III Комиссия должна в соответствии с процедурой, указанной в Статье 14(2), не позднее 21 февраля 2006 г. установить гармонизированные контрольные значения эффективности для отдельного производства. электроэнергии и тепла. Эти согласованные эталонные значения эффективности должны состоять из матрицы значений, дифференцированных по соответствующим факторам, включая год постройки и типы топлива, и должны быть основаны на хорошо документированном анализе, учитывающем, среди прочего, данные об эксплуатационном использовании в реалистичных условиях. , трансграничный обмен электроэнергией, топливным балансом и климатическими условиями, а также применяемыми технологиями когенерации в соответствии с принципами Приложения III.

2. Комиссия должна, в соответствии с процедурой, указанной в Статье 14(2), пересматривать гармонизированные эталонные значения эффективности для раздельного производства электроэнергии и тепла, упомянутые в параграфе 1, впервые 21 февраля 2011 года, и каждый раз четыре года спустя, чтобы принять во внимание технологические разработки и изменения в распределении источников энергии.

3. Государства-члены ЕС, реализующие настоящую Директиву до установления Комиссией гармонизированных эталонных значений эффективности для раздельного производства электроэнергии и тепла, упомянутых в параграфе 1, должны до даты, указанной в параграфе 1, принять свои национальные эталонные значения эффективности для отдельных производств электроэнергии и тепла, упомянутых в параграфе 1. производство тепла и электроэнергии, которое будет использоваться для расчета экономии первичной энергии от когенерации в соответствии с методологией, изложенной в Приложении III.

Статья 5

Гарантия происхождения электроэнергии от высокоэффективной когенерации

1. На основе гармонизированных эталонных значений эффективности, указанных в статье 4(1), государства-члены должны не позднее чем через шесть месяцев после принятия этих значений гарантировать, что происхождение электроэнергии, произведенной с помощью высокоэффективной когенерации, может быть гарантировано. в соответствии с объективными, прозрачными и недискриминационными критериями, установленными каждым государством-членом. Они должны обеспечить, чтобы эта гарантия происхождения электроэнергии позволяла производителям продемонстрировать, что продаваемая ими электроэнергия производится с помощью высокоэффективной когенерации и выдается с этой целью в ответ на запрос производителя.

2. Государства-члены ЕС могут назначить один или несколько компетентных органов, независимых от деятельности по производству и распределению, для надзора за вопросом гарантии происхождения, упомянутой в параграфе 1.

3. Государства-члены или компетентные органы должны создать соответствующие механизмы для обеспечения того, чтобы гарантия происхождения была точной и надежной, и они должны изложить в отчете, указанном в статье 10(1), меры, принятые для обеспечения надежности гарантийная система.

4. Схемы гарантий происхождения сами по себе не подразумевают права на получение выгод от национальных механизмов поддержки.

5. Гарантия происхождения должна:

- указать низшую теплоту источника топлива, из которого была произведена электроэнергия, указать использование тепла, вырабатываемого вместе с электроэнергией, и, наконец, указать даты и места производства,

- указать количество электроэнергии от высокоэффективной когенерации в соответствии с Приложением II, которое представляет гарантия,

- указать экономию первичной энергии, рассчитанную в соответствии с Приложением III на основе гармонизированных эталонных значений эффективности, установленных Комиссией, как указано в Статье 4(1).

Государства-члены могут включать дополнительную информацию о гарантии происхождения.

6. Такие гарантии происхождения, выданные в соответствии с параграфом 1, должны взаимно признаваться государствами-членами исключительно в качестве доказательства элементов, указанных в параграфе 5. Любой отказ признать гарантию происхождения в качестве такого доказательства, в частности, по причинам, касающимся предотвращения мошенничества, должны основываться на объективных, прозрачных и недискриминационных критериях.

В случае отказа признать гарантию происхождения Комиссия может заставить отказывающуюся сторону признать ее, особенно в отношении объективных, прозрачных и недискриминационных критериев, на которых основано такое признание.

Статья 6

Национальный потенциал высокоэффективной когенерации

1. Государства-члены ЕС должны провести анализ национального потенциала применения высокоэффективной когенерации, включая высокоэффективную микрокогенерацию.

2. Анализ должен:

- основываться на хорошо документированных научных данных и соответствовать критериям, перечисленным в Приложении IV,

- определить весь потенциал полезных потребностей в отоплении и охлаждении, подходящих для применения высокоэффективной когенерации, а также наличие топлива и других энергетических ресурсов, которые будут использоваться в когенерации,

- включить отдельный анализ барьеров, которые могут помешать реализации национального потенциала высокоэффективной когенерации. В частности, этот анализ должен учитывать барьеры, связанные с ценами, затратами и доступом к топливу, барьеры, связанные с проблемами энергосистемы, барьеры, связанные с административными процедурами, а также барьеры, связанные с отсутствием интернализации внешних затрат в ценах на энергию. .

3. Государства-члены ЕС должны впервые не позднее 21 февраля 2007 г., а затем каждые четыре года, по запросу Комиссии, по крайней мере, за шесть месяцев до установленной даты, оценить прогресс в увеличении доли высокоэффективной когенерации.

Статья 7

Схемы поддержки

1. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы поддержка когенерации – существующих и будущих установок – основывалась на полезном потреблении тепла и экономии первичной энергии, с учетом имеющихся возможностей для снижения спроса на энергию посредством других экономически осуществимых или экологически выгодных мер, таких как другие меры по повышению энергоэффективности. меры.

2. Без ущерба для статей 87 и 88 Договора Комиссия должна оценить применение механизмов поддержки, используемых в государствах-членах ЕС, в соответствии с которыми производитель когенерации получает на основании постановлений государственных органов прямую или косвенную поддержку, что может привести к ограничению торговли.

Комиссия рассмотрит, способствуют ли эти механизмы достижению целей, изложенных в статьях 6 и 174(1) Договора.

3. Комиссия должна в отчете, указанном в Статье 11, представить хорошо документированный анализ опыта, полученного при применении и сосуществовании различных механизмов поддержки, упомянутых в параграфе 2 настоящей Статьи. В отчете оценивается успех, включая экономическую эффективность, систем поддержки в продвижении использования высокоэффективной когенерации в соответствии с национальным потенциалом, указанным в Статье 6. В отчете дополнительно рассматривается, в какой степени схемы поддержки способствовали созданию стабильных условий для инвестиций в когенерацию.

Статья 8

Электросетевая система и вопросы тарифов

1. В целях обеспечения передачи и распределения электроэнергии, произведенной в результате высокоэффективной когенерации, применяются положения статьи 7(1), (2) и (5) Директивы 2001/77/EC, а также соответствующие положения Директивы. Применяется 2003/54/EC.

2. До тех пор, пока производитель когенерации не станет правомочным потребителем в соответствии с национальным законодательством в значении статьи 21(1) Директивы 2003/54/EC, государства-члены должны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы тарифы на покупку электроэнергии поддерживались. Дополнительная или дополнительная выработка электроэнергии устанавливается на основании опубликованных тарифов и условий.

3. При условии уведомления Комиссии, государства-члены ЕС могут, в частности, облегчить доступ к энергосистеме электроэнергии, производимой высокоэффективной когенерацией на небольших и микро-когенерационных установках.

Статья 9

Административные процедуры

1. Государства-члены или компетентные органы, назначенные государствами-членами, должны оценить существующую законодательную и нормативную базу в отношении процедур авторизации или других процедур, изложенных в статье 6 Директивы 2003/54/EC, которые применимы к высокоэффективным когенерационные установки.

Такая оценка проводится с целью:

(a) поощрение проектирования когенерационных установок таким образом, чтобы они соответствовали экономически обоснованным потребностям в полезной тепловой мощности и избегали производства большего количества тепла, чем полезного тепла;

(б) снижение нормативных и нерегуляторных барьеров на пути увеличения когенерации;

(c) рационализация и ускорение процедур на соответствующем административном уровне; и

(d) обеспечение того, чтобы правила были объективными, прозрачными и недискриминационными и полностью учитывали особенности различных технологий когенерации.

2. Государства-члены ЕС должны - там, где это уместно в контексте национального законодательства - предоставить указание на достигнутую стадию, в частности:

(a) координация между различными административными органами в отношении сроков, приема и обработки заявок на получение разрешений;

(b) разработку возможных руководящих принципов для деятельности, упомянутой в пункте 1, и осуществимость ускоренной процедуры планирования для производителей когенерации; и

(c) назначение органов действовать в качестве посредников в спорах между органами, ответственными за выдачу разрешений, и заявителями на получение разрешений.

Статья 10

Отчетность государств-членов

1. Государства-члены должны не позднее 21 февраля 2006 г. опубликовать отчет с результатами анализа и оценок, проведенных в соответствии со Статьями 5(3), 6(1), 9(1) и 9(2).

2. Государства-члены должны не позднее 21 февраля 2007 г. и в дальнейшем каждые четыре года по запросу Комиссии не менее чем за шесть месяцев до установленной даты публиковать отчет с результатами оценки, указанной в Статье 6(3).

3. Государства-члены ЕС должны представить Комиссии впервые до конца декабря 2004 г. данные за 2003 г., а затем на ежегодной основе, статистические данные о национальном производстве электроэнергии и тепла за счет когенерации в соответствии с представленной методологией. в Приложении II.

Они также должны предоставлять ежегодную статистику по когенерационным мощностям и видам топлива, используемым для когенерации. Государства-члены могут также предоставлять статистические данные об экономии первичной энергии, достигнутой за счет применения когенерации, в соответствии с методологией, представленной в Приложении III.

Статья 11

Отчетность комиссии

1. На основании отчетов, представленных в соответствии со статьей 10, Комиссия должна рассмотреть применение настоящей Директивы и представить Европейскому парламенту и Совету не позднее 21 февраля 2008 г., а затем каждые четыре года отчет о ходе реализации реализации настоящей Директивы.

В частности, отчет должен:

(a) рассмотреть прогресс в реализации национального потенциала высокоэффективной когенерации, упомянутой в Статье 6;

(b) оценить, в какой степени правила и процедуры, определяющие рамочные условия когенерации на внутреннем энергетическом рынке, устанавливаются на основе объективных, прозрачных и недискриминационных критериев с должным учетом преимуществ когенерации;

(c) изучить опыт, полученный в результате применения и сосуществования различных механизмов поддержки когенерации;

(г) пересмотреть нормативные значения эффективности отдельных производств на основе существующих технологий.

При необходимости Комиссия вместе с отчетом представляет дополнительные предложения Европейскому парламенту и Совету.

2. При оценке прогресса, указанного в параграфе 1(а), Комиссия должна рассмотреть, в какой степени национальный потенциал высокоэффективной когенерации, упомянутый в Статье 6, был или планируется реализовать, принимая во внимание государства-члены ЕС. меры, условия, включая климатические условия, а также влияние внутреннего энергетического рынка и последствия других инициатив Сообщества, таких как Директива 2003/87/EC Европейского парламента и Совета от 13 октября 2003 г., устанавливающая схему торговли квотами на выбросы парниковых газов. внутри Сообщества и вносит поправки в Директиву Совета 96/61/EC(19).

При необходимости Комиссия должна представить дальнейшие предложения Европейскому парламенту и Совету, в частности, направленные на разработку плана действий по развитию высокоэффективной когенерации в Сообществе.

3. При оценке объема дальнейшей гармонизации методов расчета, указанных в Статье 4(1), Комиссия должна учитывать влияние сосуществования расчетов, указанных в Статье 12, Приложении II и Приложении III, на внутреннюю энергию. рынке, также принимая во внимание опыт, полученный в результате применения национальных механизмов поддержки.

При необходимости Комиссия должна представить дальнейшие предложения Европейскому парламенту и Совету, направленные на дальнейшую гармонизацию методов расчета.

Статья 12

Альтернативные расчеты

1. До конца 2010 года и при условии предварительного одобрения Комиссии государства-члены могут использовать другие методы, кроме метода, предусмотренного в Приложении II (b), для вычитания возможного производства электроэнергии, не произведенной в процессе когенерации, из сообщаемых цифр. Однако для целей, указанных в Статье 5(1) и Статье 10(3), количество электроэнергии от когенерации должно определяться в соответствии с Приложением II.

2. Государства-члены ЕС могут рассчитывать экономию первичной энергии при производстве тепла, электроэнергии и механической энергии в соответствии с Приложением III(c), без использования Приложения II для исключения некогенерированных частей тепла и электричества одного и того же процесса. Такое производство можно рассматривать как высокоэффективную когенерацию при условии, что оно соответствует критериям эффективности, указанным в Приложении III(a), а для когенерационных установок с электрической мощностью более 25 МВт общий КПД превышает 70%. Однако спецификация количества электроэнергии, произведенной в результате когенерации в таком производстве, для выдачи гарантии происхождения и для статистических целей должна определяться в соответствии с Приложением II.

3. До конца 2010 года государства-члены ЕС могут, используя альтернативную методологию, определять когенерацию как высокоэффективную когенерацию без проверки того, что когенерационное производство соответствует критериям Приложения III(а), если на национальном уровне будет доказано, что Когенерационное производство, определенное с помощью такой альтернативной методологии расчета, в среднем соответствует критериям Приложения III(a). Если для такого производства выдается гарантия происхождения, то эффективность когенерационного производства, указанная в гарантии, не должна превышать пороговые значения критериев в Приложении III(а), если только расчеты в соответствии с Приложением III не докажут иное. Однако спецификация количества электроэнергии, произведенной в результате когенерации в таком производстве, для выдачи гарантии происхождения и для статистических целей должна определяться в соответствии с Приложением II.

Статья 13

Обзор

1. Пороговые значения, используемые для расчета электроэнергии от когенерации, упомянутой в Приложении II(a), должны быть адаптированы к техническому прогрессу в соответствии с процедурой, указанной в Статье 14(2).

2. Пороговые значения, используемые для расчета эффективности когенерационного производства и экономии первичной энергии, упомянутых в Приложении III(a), должны быть адаптированы к техническому прогрессу в соответствии с процедурой, указанной в Статье 14(2).

3. Руководящие принципы определения соотношения мощности и тепла, упомянутые в Приложении II(d), должны быть адаптированы к техническому прогрессу в соответствии с процедурой, указанной в Статье 14(2).

Статья 14

Процедура комитета

1. Комиссии оказывает помощь Комитет.

2. Если делается ссылка на настоящий параграф, применяются статьи 5 и 7 Решения 1999/468/EC с учетом положений его статьи 8.

Срок, предусмотренный статьей 5(6) Решения 1999/468/EC, устанавливается в размере трех месяцев.

3. Комитет принимает свои правила процедуры.

Статья 15

Транспонирование

Государства-члены должны ввести в действие законы, нормативные акты и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, не позднее 21 февраля 2006 г. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.

Когда государства-члены ЕС принимают эти меры, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в ​​случае их официальной публикации. Государства-члены ЕС должны установить методы такой ссылки.

Статья 16

Поправка к Директиве 92/42/EEC

Следующий абзац должен быть добавлен в Статью 3(1) Директивы 92/42/EEC:

«- когенерационные установки, как это определено в Директиве 2004/8/EC Европейского парламента и Совета от 11 февраля 2004 г. о продвижении когенерации, основанной на полезном спросе на тепло на внутреннем энергетическом рынке(20)».

Статья 17

Вступление в силу

Настоящая Директива вступает в силу в день ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза.

Статья 18

Адресаты

Данная Директива адресована государствам-членам.

Совершено в Страсбурге 11 февраля 2004 г.

За Европейский Парламент

Президент

П. Кокс

Для Совета

Президент

М. Макдауэлл

(1) OJ C 291 E, 26.11.2002, с. 182.

(2) OJ C 95, 23 апреля 2003 г., с. 12.

(3) OJ C 244, 10.10.2003, с. 1.

(4) Мнение Европейского парламента от 13 мая 2003 г. (еще не опубликовано в Официальном журнале), Общая позиция Совета от 8 сентября 2003 г. (еще не опубликована в Официальном журнале) и Позиция Европейского парламента от 18 декабря 2003 г. (не опубликована). опубликовано в Официальном журнале).

(5) OJ L 176, 15 июля 2003 г., с. 37.

(6) OJ C 140 E, 13 июня 2002 г., с. 543.

(7) OJ C 273 E, 14.11.2003, с. 172.

(8) OJ C 4, 8 января 1998 г., с. 1.

(9) OJ C 167, 1 июня 1998 г., с. 308.

(10) OJ C 343, 5 декабря 2001 г., с. 190.

(11) OJ C 257, 10.10.1996, с. 26.

(12) OJ L 309, 27.11.2001, с. 1.

(13) OJ L 332, 28.12.2000, с. 91.

(14) ОЖ L 1, 4 января 2003 г., с. 65.

(15) OJ L 283, 27.10.2001, с. 33.

(16) OJ C 37, 3 февраля 2001 г., с. 3.

(17) OJ L 167, 22.6.1992, с. 17. Директива с последними поправками, внесенными Директивой 93/68/EEC (OJ L 220, 30.8.1993, стр. 1).

(18) OJ L 184, 17 июля 1999 г., с. 23.

(19) OJ L 275, 25.10.2003, с. 32.

(20) OJ L 52, 21 февраля 2004 г., с. 50.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Технологии когенерации, подпадающие под действие настоящей Директивы

(а) Газовая турбина комбинированного цикла с рекуперацией тепла

(б) Паровая турбина с противодавлением

(c) Пароконденсатная экстракционная турбина

(d) Газовая турбина с рекуперацией тепла

(д) Двигатель внутреннего сгорания

(е) Микротурбины

(ж) Двигатели Стирлинга

(h) Топливные элементы

(i) Паровые двигатели

(j) Органические циклы Ренкина

(k) Любой другой тип технологии или их комбинация, подпадающая под определение, изложенное в статье 3(a)

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Расчет электроэнергии от когенерации

Значения, используемые для расчета электроэнергии от когенерации, должны определяться на основе ожидаемой или фактической работы установки при нормальных условиях использования. Для микрокогенерационных установок расчет может основываться на сертифицированных значениях.

(a) Производство электроэнергии в результате когенерации считается равным общему годовому производству электроэнергии агрегатом, измеренному на выходе основных генераторов;

(i) в когенерационных установках типа (b), (d), (e), (f), (g) и (h), указанных в Приложении I, с годовой общей эффективностью, установленной государствами-членами на уровне не менее 75 %, и

(ii) в когенерационных установках типа (a) и (c), указанных в Приложении I, с годовой общей эффективностью, установленной государствами-членами на уровне не менее 80 %.

(b) В когенерационных установках с годовым общим КПД ниже значения, указанного в пункте (a)(i) (когенерационные установки типа (b), (d), (e), (f), (g) и (h) указанные в Приложении I) или с годовой общей эффективностью ниже значения, указанного в пункте (a)(ii) (когенерационные установки типа (a) и (c), указанные в Приложении I) когенерация рассчитывается в соответствии с к следующей формуле:

Э ТЭЦ = ГТЭП. С

где:

E CHP — это количество электроэнергии, полученной от когенерации.

C - соотношение мощности и тепла.

HCHP – это количество полезного тепла от когенерации (рассчитанное для этой цели как общее производство тепла за вычетом тепла, произведенного в отдельных котлах или за счет отбора свежего пара из парогенератора перед турбиной).

Расчет электроэнергии от когенерации должен основываться на фактическом соотношении мощности и тепла. Если фактическое соотношение мощности и тепла когенерационной установки неизвестно, можно использовать следующие значения по умолчанию, особенно в статистических целях, для установок типа (a), (b), (c), (d) и ( e) указанные в Приложении I, при условии, что расчетная электроэнергия от когенерации меньше или равна общей выработке электроэнергии агрегатом:

>ТАБЛИЦА>

Если государства-члены введут значения по умолчанию для коэффициентов мощности и тепла для агрегатов типа (f), (g), (h), (i), (j) и (k), упомянутых в Приложении I, такие значения по умолчанию должны быть опубликованы. и должно быть доведено до сведения Комиссии.

(c) Если часть энергосодержания топлива, входящего в процесс когенерации, восстанавливается в химических веществах и перерабатывается, эта доля может быть вычтена из входного топлива перед расчетом общей эффективности, используемой в пунктах (a) и (b).

(d) Государства-члены ЕС могут определить коэффициент мощности к теплу как соотношение между электричеством и полезным теплом при работе в режиме когенерации с меньшей мощностью, используя эксплуатационные данные конкретного агрегата.

(e) Комиссия должна, в соответствии с процедурой, указанной в Статье 14(2), установить подробные руководящие принципы для реализации и применения Приложения II, включая определение соотношения мощности к теплу.

(f) Государства-члены ЕС могут использовать другие отчетные периоды, кроме одного года, для целей расчетов в соответствии с пунктами (a) и (b).

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Методика определения эффективности процесса когенерации

Значения, используемые для расчета эффективности когенерации и экономии первичной энергии, должны определяться на основе ожидаемой или фактической работы установки при нормальных условиях использования.

а) Высокоэффективная когенерация

Для целей настоящей Директивы высокоэффективная когенерация должна соответствовать следующим критериям:

- когенерационное производство от когенерационных установок должно обеспечивать экономию первичной энергии, рассчитанную согласно пункту (b), не менее 10 % по сравнению с нормативами для раздельного производства тепла и электроэнергии,

- производство на малых и микрокогенерационных установках, обеспечивающих экономию первичной энергии, может квалифицироваться как высокоэффективная когенерация.

(b) Расчет экономии первичной энергии

Сумма экономии первичной энергии, обеспечиваемая когенерационным производством, определенная в соответствии с Приложением II, рассчитывается по следующей формуле:

>ФАЙЛ PIC= "L_2004052EN.005902.TIF">

Где:

PES – это первичная экономия энергии.

CHP Hη — это тепловой КПД производства когенерации, определяемый как годовая полезная выработка тепла, деленная на количество потребляемого топлива, используемого для производства суммы полезной выработки тепла и электроэнергии от когенерации.

Ref Hη – эталонное значение эффективности для раздельного производства тепла.

CHP Eη — это электрический КПД производства когенерации, определяемый как годовая электроэнергия от когенерации, деленная на количество потребляемого топлива, используемого для производства суммы полезного тепла и электроэнергии от когенерации. Если когенерационная установка вырабатывает механическую энергию, годовая электроэнергия от когенерации может быть увеличена за счет дополнительного элемента, представляющего количество электроэнергии, эквивалентное количеству механической энергии. Этот дополнительный элемент не создает права выдавать гарантии происхождения в соответствии со статьей 5.

Ref Eη – эталонное значение эффективности для раздельного производства электроэнергии.

(c) Расчеты экономии энергии с использованием альтернативного расчета в соответствии со статьей 12(2)

Если экономия первичной энергии для процесса рассчитывается в соответствии со статьей 12(2), экономия первичной энергии должна рассчитываться по формуле, указанной в пункте (b) настоящего Приложения, заменяющей:

«ТЭЦ Hη» с «Hη» и

«ТЭЦ Эη» с «Эη»,

где:

Hη означает тепловой КПД процесса, определяемый как годовая выработка тепла, деленная на количество потребляемого топлива, используемого для производства суммы выработки тепла и электроэнергии.

Eη означает электрическую эффективность процесса, определяемую как годовое производство электроэнергии, деленное на количество топлива, используемого для производства суммы производства тепла и электроэнергии. Если когенерационная установка вырабатывает механическую энергию, годовая электроэнергия от когенерации может быть увеличена за счет дополнительного элемента, представляющего количество электроэнергии, эквивалентное количеству механической энергии. Этот дополнительный элемент не создает права выдавать гарантии происхождения в соответствии со статьей 5.

(d) Государства-члены ЕС могут использовать другие отчетные периоды, кроме одного года, для целей расчетов в соответствии с пунктами (b) и (c) настоящего Приложения.

(e) Для микрокогенерационных установок расчет экономии первичной энергии может основываться на сертифицированных данных.

(f) Контрольные значения эффективности для раздельного производства тепла и электроэнергии

Принципы определения контрольных значений эффективности для раздельного производства тепла и электроэнергии, упомянутые в статье 4(1) и в формуле, изложенной в пункте (b) настоящего Приложения, должны устанавливать операционную эффективность раздельного производства тепла и электроэнергии, которая когенерация призвана заменить.

Эталонные значения эффективности рассчитываются в соответствии со следующими принципами:

1. Для когенерационных установок, определенных в статье 3, сравнение с раздельным производством электроэнергии должно основываться на принципе сравнения одних и тех же категорий топлива.

2. Каждая когенерационная установка сравнивается с наилучшей доступной и экономически обоснованной технологией раздельного производства тепловой и электрической энергии, представленной на рынке в год постройки когенерационной установки.

3. Контрольные значения эффективности для когенерационных установок старше 10 лет закрепляются на контрольных значениях установок с 10-летним возрастом.

4. Контрольные значения эффективности для раздельного производства электроэнергии и тепла должны отражать климатические различия между государствами-членами.

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

Критерии анализа национального потенциала высокоэффективной когенерации

(a) Анализ национального потенциала, упомянутый в статье 6, должен учитывать:

- тип топлива, которое, вероятно, будет использоваться для реализации потенциала когенерации, включая конкретные соображения относительно потенциала увеличения использования возобновляемых источников энергии на национальных рынках тепла посредством когенерации,

- тип технологий когенерации, перечисленных в Приложении I, которые могут быть использованы для реализации национального потенциала,

- тип раздельного производства тепла и электроэнергии или, где это возможно, механической энергии, который может быть заменен высокоэффективной когенерацией,

- разделение потенциала на модернизацию существующих мощностей и строительство новых мощностей.

(b) Анализ должен включать соответствующие механизмы для оценки экономической эффективности - с точки зрения экономии первичной энергии - увеличения доли высокоэффективной когенерации в национальном энергобалансе. Анализ экономической эффективности должен также учитывать национальные обязательства, принятые в контексте обязательств по изменению климата, принятых Сообществом в соответствии с Киотским протоколом к ​​Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.

(c) В анализе национального потенциала когенерации необходимо указать потенциалы по отношению к срокам 2010, 2015 и 2020 годов и включать, где это возможно, соответствующие оценки затрат для каждого из сроков.