10.9.2003
В
Официальный журнал Европейского Союза
Л 226/4
ДИРЕКТИВА 2003/59/EC ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА
от 15 июля 2003 г.
о начальной квалификации и периодическом обучении водителей некоторых дорожных транспортных средств для перевозки грузов или пассажиров, внесение изменений в Регламент Совета (ЕЕС) № 3820/85 и Директиву Совета 91/439/ЕЕС и отмена Директивы Совета 76/914/ЕЕС
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,
Принимая во внимание Договор о создании Европейского Сообщества, и в частности его статью 71,
Принимая во внимание предложение Комиссии (1),
Принимая во внимание мнение Европейского экономического и социального комитета (2),
После консультации с Комитетом регионов,
Действуя в соответствии с процедурой, указанной в статье 251 Договора (3),
Тогда как:
(1)
Статья 5(1), (2) и (4) Регламента (ЕЭС) № 3820/85 (4) предусматривает, что некоторые водители, занимающиеся автомобильными перевозками грузов или пассажиров, должны, в зависимости от их возраста, иметь категорию используемое транспортное средство и расстояние, которое предстоит проехать, иметь сертификат профессиональной компетентности в соответствии с правилами Сообщества о минимальном уровне подготовки для некоторых водителей автотранспорта. Этот минимальный уровень определен Директивой 76/914/EEC (5).
(2)
Учитывая, что положения Регламента (ЕЭС) № 3820/85 применяются к очень небольшому проценту водителей и что в настоящее время обязательное обучение водителей требуется только в нескольких государствах-членах ЕС, большинство водителей, которые сейчас ездят по территории Сообщества, выполняют свою профессию исключительно на основании водительских прав.
(3)
Чтобы дать водителям возможность удовлетворить новые требования, возникающие в результате развития рынка автомобильных перевозок, правила Сообщества должны быть применимы ко всем водителям, независимо от того, ездят ли они как самозанятые или наемные работники, а также за свой счет или по найму или за вознаграждение.
(4)
Установление новых правил Сообщества направлено на обеспечение того, чтобы благодаря своей квалификации водитель соответствовал стандарту, позволяющему иметь доступ к вождению и осуществлять деятельность по вождению.
(5)
В частности, обязательство иметь начальную квалификацию и проходить периодическое обучение призвано повысить безопасность дорожного движения и безопасность водителя, в том числе во время действий, выполняемых водителем, когда транспортное средство остановлено. Кроме того, современный характер профессии водителя должен пробудить интерес молодежи к этой профессии, способствуя набору новых водителей в период нехватки кадров.
(6)
Чтобы избежать неравных условий конкуренции, настоящая Директива должна применяться к вождению как гражданами государства-члена, так и гражданами третьих стран, которые работают или используются предприятием, учрежденным в государстве-члене.
(7)
Чтобы установить, что водитель соблюдает свои обязательства, государства-члены ЕС должны выдать водителю сертификат профессиональной компетентности, именуемый в дальнейшем «CPC», подтверждающий его или ее первоначальную квалификацию или периодическое обучение.
(8)
Учитывая различия между существующими системами в некоторых государствах-членах, государства-члены должны иметь возможность выбирать между несколькими вариантами, чтобы облегчить реализацию положений, касающихся первоначальной квалификации.
(9)
Для поддержания квалификации водителя действующие водители должны быть обязаны проходить периодическую переподготовку по навыкам, необходимым для их профессии.
(10)
Минимальные требования, которым необходимо соответствовать для первоначальной квалификации и периодического обучения, касаются правил безопасности, которые необходимо соблюдать при вождении и во время стоянки транспортного средства. Развитие безопасного вождения — предвидения опасности, учета интересов других участников дорожного движения — которое сочетается с рациональным расходом топлива, окажет положительное влияние как на общество, так и на саму автотранспортную отрасль.
(11)
Настоящая Директива не должна затрагивать права, приобретенные водителем, имеющим водительские права, необходимые для осуществления водительской деятельности, до даты, установленной для получения CPC, подтверждающего соответствующую начальную квалификацию или периодическое обучение.
(12)
Только учебные центры, одобренные компетентными органами государств-членов, должны иметь возможность организовывать учебные курсы, предусмотренные для начальной квалификации и периодического обучения. Чтобы гарантировать качество этих утвержденных центров, компетентные органы должны установить согласованные критерии для их утверждения, включая установленный высокий уровень профессионализма.
(13)
Не только компетентные органы государств-членов, но и любая назначенная ими организация должна нести ответственность за организацию тестов, предусмотренных в связи с начальной квалификацией и периодическим обучением. Учитывая важность настоящей Директивы для безопасности дорожного движения и равенства условий конкуренции, компетентные органы государств-членов должны контролировать такие испытания.
(14)
Государства-члены должны предписать, что первая сессия периодического обучения должна быть завершена, и должны выдать соответствующий сертификат CPC в течение пяти лет после даты выдачи сертификата CPC, подтверждающего начальную квалификацию, или даты истечения срока, установленного для определенных водители отстаивают свои приобретенные права. Также должна быть предусмотрена возможность сокращения или продления этих сроков. После первого периодического обучения водитель должен проходить периодическое обучение каждые пять лет.
(15)
Чтобы удостоверить, что водитель, являющийся гражданином государства-члена, является обладателем одного из CPC, предусмотренных настоящей Директивой, и облегчить взаимное признание различных CPC, государства-члены должны прикрепить гармонизированный код Сообщества, установленный для этой цели. вместе с датой истечения срока действия кода либо в водительских правах, либо в новой квалификационной карте водителя, которые должны быть взаимно признаны государствами-членами, гармонизированная модель которых установлена настоящей Директивой. Эта карта должна отвечать тем же требованиям безопасности, что и водительские права, учитывая важность предоставляемых ею прав для безопасности дорожного движения и равенства условий конкуренции. Возможность, предоставленная государствам-членам ЕС для нанесения кода Сообщества на новую карту, должна позволить им установить срок действия водительских прав, который не совпадает с датой истечения срока действия периодического обучения, учитывая, что Директива 91/439 /EEC (6) предусматривает, что каждое государство-член сохраняет за собой право определять на основе национальных критериев срок действия выдаваемых им водительских прав.
(16)
Приложения I и Ia к Директиве 91/439/EEC должны быть изменены таким образом, чтобы добавить к списку гармонизированных кодов и подкодов, изложенным в этих Приложениях, новый кодекс Сообщества, определяющий дату, до которой водитель выполняет требования к профессиональным навыкам. будь то начальная квалификация или периодическое обучение.
(17)
Специальные положения о сертификации должны быть установлены для водителей, на которых распространяется действие настоящей Директивы и которые являются гражданами третьих стран.
(18)
Комиссия должна следить за выполнением этой Директивы, особенно с учетом различных систем начальной квалификации, которые она устанавливает, и должна представить отчет по этому вопросу Европейскому парламенту, Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов. .
(19)
Учитывая значительное количество водителей, на которых распространяется действие настоящей Директивы, положения, касающиеся первоначальной квалификации, должны применяться в два этапа, в зависимости от того, идет ли речь о перевозке пассажиров или о перевозке грузов. Поэтапное применение настоящей Директивы в отношении начальной квалификации водителей транспортных средств, занимающихся перевозкой грузов и пассажиров, должно также сделать возможным поэтапное установление периодического обучения.
(20)
Меры, необходимые для реализации настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением Совета 1999/468/EC от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуры осуществления полномочий по реализации, предоставленных Комиссии (7).
(21)
Чтобы принять во внимание применение в две разные даты положений, касающихся первоначальной квалификации, соответствующие положения Регламента (ЕЕС) № 3820/85, а также Директивы 76/914/ЕЕС должны быть отменены.
(22)
Однако в целях соблюдения принципов права Сообщества желательно, чтобы водители транспортных средств, используемых для осуществления перевозок, если считается, что это оказывает меньшее влияние на безопасность дорожного движения или где требования настоящей Директивы налагают непропорциональные экономические или социальное бремя, должны быть освобождены от применения настоящей Директивы.
(23)
Поскольку цель предлагаемого действия, а именно установление общесообществовского стандарта начальной квалификации и периодического обучения, не может быть в достаточной степени достигнута государствами-членами и, следовательно, из-за масштаба и последствий предлагаемого действия, может быть если это лучше достигается на уровне Сообщества, Сообщество может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, изложенным в статье 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, изложенным в этой статье, настоящая Директива не выходит за рамки того, что необходимо для достижения этой цели.
ПРИНЯЛИ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:
Статья 1
Объем
Настоящая Директива применяется к деятельности по вождению, осуществляемой:
(а)
граждане государства-члена; и
(б)
граждане третьих стран, которые работают или используются на предприятии, учрежденном в государстве-члене;
именуемые в дальнейшем «водители», осуществляющие автомобильные перевозки на территории Сообщества по дорогам, открытым для общего пользования, с использованием:
—
транспортные средства, для которых требуются водительские права категории C1, C1+E, C или C+E, как определено в Директиве 91/439/EEC, или водительские права, признанные эквивалентными,
—
транспортные средства, для которых требуются водительские права категории D1, D1+E, D или D+E, как определено в Директиве 91/439/EEC, или водительские права, признанные эквивалентными.
Статья 2
Исключения
Настоящая Директива не распространяется на водителей:
(а)
транспортные средства, максимальная разрешенная скорость которых не превышает 45 км/ч;
(б)
транспортные средства, используемые или находящиеся под контролем вооруженных сил, гражданской обороны, пожарной службы и сил, ответственных за поддержание общественного порядка;
(с)
транспортные средства, проходящие дорожные испытания в целях технического совершенствования, ремонта или технического обслуживания, а также новые или модернизированные транспортные средства, еще не введенные в эксплуатацию;
(г)
транспортные средства, используемые в чрезвычайных ситуациях или предназначенные для спасательных операций;
(е)
транспортные средства, используемые в ходе обучения вождению любого лица, желающего получить водительские права или сертификат CPC, как это предусмотрено в статье 6 и статье 8(1);
(е)
транспортные средства, используемые для некоммерческой перевозки пассажиров или грузов, для личного пользования;
(г)
транспортные средства, перевозящие материалы или оборудование, которые будут использоваться водителем в процессе работы, при условии, что управление транспортным средством не является основной деятельностью водителя.
Статья 3
Квалификация и обучение
1. Водительская деятельность, как она определена в статье 1, подлежит обязательной начальной квалификации и обязательному периодическому обучению. С этой целью государства-члены должны предусмотреть:
(а)
система начальной квалификации
Государства-члены должны выбирать между следующими двумя вариантами:
(я)
возможность совмещения посещения курса и теста
В соответствии с разделом 2(2.1) Приложения I этот тип начальной квалификации предполагает обязательное посещение курсов в течение определенного периода. Оно завершается тестом. После успешного завершения теста квалификация должна быть подтверждена CPC, как это предусмотрено в статье 6(1)(a);
(ii)
вариант, включающий только тесты
В соответствии с разделом 2(2.2) Приложения I этот тип начальной квалификации не предполагает обязательного посещения курсов, а только теоретические и практические тесты. После успешного завершения испытаний квалификация должна быть подтверждена CPC, как это предусмотрено в статье 6(1)(b).
Однако государство-член может разрешить водителю водить машину на своей территории до получения CPC, если он или она проходит национальный курс профессиональной подготовки продолжительностью не менее шести месяцев и не более трех лет. В рамках данного курса профессиональной подготовки тесты, упомянутые в пунктах (i) и (ii), могут проходить поэтапно;
(б)
система периодического обучения
В соответствии с разделом 4 Приложения I периодическое обучение предполагает обязательное посещение курсов. Он должен быть заверен CPC, как это предусмотрено в статье 8(1).
2. Государства-члены могут также предусмотреть систему ускоренной начальной квалификации, чтобы водитель мог управлять автомобилем в случаях, указанных в Статье 5(2)(a)(ii) и (b) и в Статье 5(3)(a) )(i) и (б).
В соответствии с разделом 3 Приложения I ускоренная первоначальная квалификация предполагает обязательное посещение курсов. Оно завершается тестом. После успешного завершения теста квалификация должна быть подтверждена CPC, как это предусмотрено в статье 6 (2).
3. Государства-члены могут освободить водителей, получивших сертификат профессиональной компетентности, предусмотренный Директивой 96/26/EC (8), от тестов, указанных в параграфе 1(a)(i) и (ii) и в параграфе 2 в предметов, охватываемых тестом, предусмотренным в этой Директиве, и, при необходимости, от посещения соответствующей части курса.
Статья 4
Приобретенные права
От требования получения начальной квалификации освобождаются следующие водители:
(а)
водители, имеющие права категории D1, D1+E, D или D+E или права, признанные эквивалентными, выданные не позднее, чем через два года после окончательной даты транспонирования настоящей Директивы;
(б)
водители, имеющие права категории C1, C1+E, C или C+E или права, признанные эквивалентными, выданные не позднее, чем через три года после окончательной даты транспонирования настоящей Директивы.
Статья 5
Начальная квалификация
1. Доступ к первоначальной квалификации не требует предварительного получения соответствующих водительских прав.
2. Водители транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов, имеют право управлять:
(а)
с 18 лет:
(я)
транспортное средство с лицензиями категорий C и C+E, при условии, что оно имеет CPC, как указано в статье 6(1);
(ii)
транспортное средство с лицензиями категорий C1 и C1+E, при условии, что оно имеет CPC, как указано в статье 6(2);
(б)
с 21 года - транспортное средство с лицензиями категорий C и C+E при условии, что оно имеет CPC, как указано в статье 6(2).
3. Водители транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, имеют право управлять:
(а)
с 21 года:
(я)
транспортное средство с лицензиями категорий D и D+E для перевозки пассажиров на регулярных рейсах, маршрут которых не превышает 50 километров, и транспортное средство с лицензиями категорий D1 и D1+E, при условии, что они имеют CPC, как указано в статье 6(2) .
Любое государство-член может разрешить водителям транспортных средств одной из вышеупомянутых категорий управлять такими транспортными средствами на своей территории с 18 лет при условии, что они имеют сертификат CPC, указанный в статье 6(1);
(ii)
транспортное средство с лицензиями категорий D и D+E при условии, что оно имеет CPC, как указано в статье 6(1).
Любое государство-член может разрешить водителям транспортных средств одной из вышеупомянутых категорий управлять такими транспортными средствами на своей территории с 20 лет при условии, что они имеют сертификат CPC, указанный в статье 6(1). Этот срок может быть снижен до 18 лет, если водитель управляет такими транспортными средствами без пассажиров;
(б)
с 23 лет – транспортное средство с номерами лицензий D и D+E при условии, что оно имеет сертификат CPC, указанный в статье 6(2).
4. Не ограничивая возрастных ограничений, указанных в пункте 2, водители, осуществляющие перевозку грузов, имеющие КОП, предусмотренные статьей 6, для одной из категорий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, освобождаются от получения такого КОП на любая другая категория транспортных средств, упомянутых в этом пункте.
Эти положения применяются на тех же условиях к водителям, осуществляющим перевозки пассажиров категорий, указанных в пункте 3.
5. Водители, осуществляющие перевозки грузов, которые расширяют или изменяют свою деятельность для перевозки пассажиров или наоборот, и которые имеют КОП, как это предусмотрено статьей 6, не обязаны повторять общие части первоначальной квалификации, но скорее только части, относящиеся к новой квалификации.
Статья 6
CPC, подтверждающий первоначальную квалификацию
1. CPC, подтверждающий первоначальную квалификацию.
(а)
CPC присуждается на основании посещения курса и прохождения теста.
В соответствии со статьей 3(1)(a)(i), государства-члены должны требовать от водителей-стажеров прохождения курсов в учебном центре, утвержденном компетентными органами в соответствии с разделом 5 Приложения I, именуемом в дальнейшем «утвержденный учебный центр». '. Эти курсы должны охватывать все предметы, указанные в разделе 1 Приложения I. Это обучение должно завершаться успешным завершением теста, предусмотренного в разделе 2 (2.1) Приложения I. Этот тест должен быть организован компетентными органами государств-членов. или орган, назначенный ими, и должен проверять, обладает ли водитель-стажер по вышеупомянутым предметам уровнем знаний, требуемым в разделе 1 Приложения I. Указанные органы или организации должны контролировать экзамен и после успешного завершения выдавать водители, имеющие сертификат CPC, подтверждающий начальную квалификацию.
(б)
CPC присуждается на основании испытаний
В соответствии со статьей 3(1)(a)(ii), государства-члены должны требовать от водителей-стажеров прохождения теоретических и практических тестов, указанных в разделе 2(2.2) Приложения I. Эти тесты должны быть организованы государствами-членами. компетентные органы или назначенную ими организацию и призваны проверять, обладает ли водитель-стажер уровнем знаний по всем вышеупомянутым предметам, требуемым в разделе 1 Приложения I. Указанные органы или организации должны контролировать испытания и, в случае их успешного прохождения, после завершения выдать водителям сертификат CPC, подтверждающий первоначальную квалификацию.
2. CPC, подтверждающий ускоренную начальную квалификацию.
В соответствии со статьей 3(2) государства-члены должны требовать от водителей-стажеров прохождения курсов в утвержденном учебном центре. Эти курсы должны охватывать все предметы, указанные в разделе 1 Приложения I.
Это обучение должно завершаться тестом, предусмотренным в разделе 3 Приложения I. Этот тест должен быть организован компетентными органами государств-членов или назначенным ими органом и служить для проверки того, имеет ли водитель-стажер по вышеупомянутым предметам уровень знаний, требуемый в разделе 1 Приложения I. Указанные органы или организации должны контролировать экзамен и после успешного завершения выдавать водителям сертификат CPC, удостоверяющий ускоренную начальную квалификацию.
Статья 7
Периодическое обучение
Периодическое обучение должно состоять из обучения, позволяющего владельцам сертификатов CPC, указанным в статье 6, и водителям, указанным в статье 4, обновлять знания, необходимые для их работы, с особым упором на безопасность дорожного движения и рационализацию потребления топлива.
Такое обучение должно быть организовано утвержденным учебным центром в соответствии с разделом 5 Приложения I. Если водитель переходит на другое предприятие, необходимо учитывать уже пройденное периодическое обучение.
Периодическое обучение должно быть направлено на расширение и пересмотр некоторых предметов, указанных в разделе 1 Приложения I.
Статья 8
CPC, подтверждающий периодическое обучение
1. Когда водитель завершил периодическое обучение, указанное в статье 7, компетентные органы государств-членов или утвержденный учебный центр должны выдать ему или ей сертификат CPC, подтверждающий периодическое обучение.
2. Следующие водители должны пройти первый курс периодического обучения:
(а)
держатели CPC, как указано в Статье 6, в течение пяти лет с момента выдачи этого CPC;
(б)
водители, указанные в статье 4, в течение пяти лет с соответствующих дат, указанных в статье 14(2), в соответствии с графиком, установленным государствами-членами.
Государства-члены ЕС могут сократить или продлить периоды времени, указанные в пунктах (а) и (b), среди прочего, так, чтобы они совпадали с датой истечения срока действия водительских прав или чтобы обеспечить постепенное введение периодического обучения. Однако этот период не может быть короче трех лет или дольше семи лет.
3. Водитель, прошедший первый курс периодического обучения, указанный в пункте 2, должен проходить периодическое обучение каждые пять лет до окончания срока действия CPC, удостоверяющего периодическое обучение.
4. Обладатели КОП, указанных в статье 6, или КОП, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и водители, указанные в статье 4, которые прекратили заниматься профессиональной деятельностью и не отвечают требованиям пунктов 1, 2. и 3, должен пройти курс периодической подготовки, прежде чем возобновить свою профессиональную деятельность.
5. Водители, осуществляющие автомобильные перевозки грузов или пассажиров, прошедшие курсы периодического обучения для одной из категорий лицензий, предусмотренных в статье 5(2) и (3), освобождаются от обязанности проходить дальнейшее периодическое обучение для другой категории. категорий, предусмотренных этими пунктами.
Статья 9
Место обучения
Водители, упомянутые в статье 1(а), должны получить первоначальную квалификацию, указанную в статье 5, в государстве-члене ЕС, в котором они обычно проживают, как определено в статье 14 Регламента (ЕЭС) № 3821/85 (9).
Водители, упомянутые в статье 1(b), должны получить эту квалификацию в государстве-члене ЕС, в котором учреждено предприятие, или в государстве-члене ЕС, которое выдало им разрешение на работу.
Водители, упомянутые в статье 1(а) и 1(b), должны проходить периодическое обучение, указанное в статье 7, в государстве-члене ЕС, в котором они обычно проживают, или в государстве-члене ЕС, в котором они работают.
Статья 10
Код сообщества
1. На основании CPC, упомянутого в статье 6, и CPC, упомянутого в статье 8(1), компетентные органы государств-членов должны маркировать, принимая во внимание положения статей 5(2) и (3) и статьи 8, Кодекс Сообщества, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, наряду с соответствующими категориями лицензий:
—
либо в водительских правах,
—
или на квалификационной карте водителя, оформленной по образцу, приведенному в Приложении II.
Квалификационная карта водителя, выданная государствами-членами, подлежит взаимному признанию. При выдаче карты компетентные органы проверяют действительность водительских прав, номер которых указан на карте.
2. Следующий код Сообщества должен быть добавлен в список гармонизированных кодов Сообщества, как указано в Приложениях I и Ia к Директиве 91/439/EEC:
'95.
Водитель, имеющий сертификат CPC, соответствующий обязательству профессиональной компетентности, указанному в статье 3, до … (например, 95.01.01.2012)».
3.
(а)
Водитель, упомянутый в Статье 1(b), который управляет транспортными средствами, используемыми для перевозки грузов по дороге, должен доказать, что он или она имеет квалификацию и подготовку, предусмотренные настоящей Директивой, посредством водительского удостоверения, предусмотренного Регламентом (ЕС). № 484/2002 (10).
В дополнение к сертификату государство-член может выдать ему или ей квалификационную карту водителя, предусмотренную в Приложении II, с отметкой соответствующего кода Сообщества.
(б)
Водитель, упомянутый в статье 1(b), который управляет транспортными средствами, используемыми для автомобильной перевозки пассажиров, должен доказать, что он или она имеет квалификацию и подготовку, предусмотренные настоящей Директивой, посредством:
—
либо код Сообщества, указанный на водительских правах образца Сообщества, если он или она является владельцем таких прав, или
—
квалификационная карта водителя, предусмотренная в Приложении II, с пометкой соответствующего кода Сообщества, или
—
национальный сертификат, действительность которого на их территории взаимно признана государствами-членами.
Статья 11
Адаптация к научно-техническому прогрессу
Поправки, необходимые для адаптации Приложений I и II к научно-техническому прогрессу, принимаются в соответствии с процедурой, установленной в статье 12(2).
Статья 12
Процедура комитета
1. Комиссии помогает комитет.
2. При ссылке на настоящий параграф применяются статьи 5 и 7 Решения 1999/468/EC с учетом его статьи 8.
Срок, предусмотренный статьей 5(6) Решения 1999/468/EC, устанавливается в размере трех месяцев.
3. Комитет принимает свои Правила процедуры.
Статья 13
Отчет
До 10 сентября 2011 года Комиссия должна представить Европейскому парламенту, Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов отчет с первоначальной оценкой реализации настоящей Директивы, в частности, в отношении эквивалентности различные системы начальной квалификации, предусмотренные в статье 3, и их эффективность в достижении целевого уровня квалификации. При необходимости отчет сопровождается соответствующими предложениями.
Статья 14
Транспонирование и реализация
1. Государства-члены должны ввести в действие законы, постановления и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, до 10 сентября 2006 г. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.
Когда государства-члены ЕС принимают эти меры, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в случае их официальной публикации. Методы такой ссылки устанавливаются государствами-членами.
2. Государства-члены ЕС должны применять следующие меры:
—
с 10 сентября 2008 г. в отношении первоначальной квалификации, необходимой для управления транспортными средствами категорий лицензий D1, D1+E, D и D+E;
—
с 10 сентября 2009 года в отношении первоначальной квалификации, необходимой для управления транспортными средствами категорий лицензий C1, C1+E, C и C+E.
Государства-члены должны немедленно информировать об этом Комиссию и помогать друг другу в применении этих мер.
Статья 15
Отменить
1. В статью 5 Регламента (ЕЕС) № 3820/85 настоящим вносятся следующие поправки:
(а)
пункт 1 отменить с 10 сентября 2009 года.
(б)
абзацы 2 и 4 признать утратившими силу с 10 сентября 2008 года.
2. Директива 76/914/EEC должна быть отменена с 10 сентября 2009 г.
3. Законы, постановления и административные положения, принятые в соответствии с Директивой 76/914/ЕЕС, перестают применяться:
—
с 10 сентября 2008 года водителям транспортных средств для перевозки пассажиров автомобильным транспортом,
—
с 10 сентября 2009 года водителям транспортных средств для перевозки грузов автомобильным транспортом.
Статья 16
Вступление в силу
Настоящая Директива вступает в силу в день ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза.
Статья 17
Адресаты
Данная Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Брюсселе 15 июля 2003 г.
За Европейский Парламент
Президент
П. КОКС
Для Совета
Президент
Г. ТРЕМОНТИ
(1) OJ C 154 E, 29 мая 2001 г., с. 258 и OJ C 20 E, 28 января 2003 г., с. 263.
(2) ОЖ C 260, 17 сентября 2001 г., с. 90.
(3) Заключение Европейского парламента от 17 января 2002 г. (ОЖ C 271 E, 7 ноября 2002 г., стр. 381), Общая позиция Совета от 5 декабря 2002 г. (ОЖ C 32 E, 11 февраля 2003 г., стр. 9) и Решение Европейского парламента от 8 апреля 2003 г. (еще не опубликовано в Официальном журнале). Решение Совета от 13 июня 2003 г.
(4) Постановление Совета (ЕЭС) № 3820/85 от 20 декабря 1985 г. о гармонизации некоторых социальных законодательств, касающихся автомобильного транспорта (ОЖ L 370, 31.12.1985, стр. 1).
(5) Директива Совета 76/914/EEC от 16 декабря 1976 г. о минимальном уровне подготовки некоторых водителей автотранспорта (OJ L 357, 29.12.1976, стр. 36).
(6) Директива Совета 91/439/EEC от 29 июля 1991 г. о водительских правах (OJ L 237, 24.8.1991, стр. 1); Директива с последними поправками, внесенными Директивой Комиссии 2000/56/EC (OJ L 237, 21 сентября 2000 г., стр. 45).
(7) OJ L 184, 17 июля 1999 г., с. 23.
(8) Директива Совета 96/26/EC от 29 апреля 1996 г. о допуске к должности оператора автомобильных перевозок и оператора автомобильных пассажирских перевозок и взаимном признании дипломов, сертификатов и других документов, подтверждающих формальную квалификацию, призванных облегчить этим операторам право на свобода учреждения в национальных и международных транспортных операциях (ОЖ L 124, 23 мая 1996 г., стр. 1); Директива с последними поправками, внесенными Директивой 98/76/EC (OJ L 277, 14.10.1998, стр. 17).
(9) Постановление Совета (ЕЭС) № 3821/85 от 20 декабря 1985 г. о записывающем оборудовании на автомобильном транспорте (OJ L 370, 3 декабря 1985 г., стр. 8); Регламент в последней редакции Регламента Комиссии (ЕС) № 1360/2002 (OJ L 207, 5 августа 2002 г., стр. 1).
(10) Регламент (ЕС) № 484/2002 Европейского Парламента и Совета от 1 марта 2002 года, вносящий поправки в Регламент Совета (ЕЭС) № 881/92 и (ЕЕС) № 3118/93 в целях установления аттестации водителя ( ОЖ L 76, 19.3.2002, стр. 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ I
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ И ОБУЧЕНИЮ
Раздел 1: Список предметов
Знания, которые должны учитываться государствами-членами при установлении начальной квалификации водителя и периодическом обучении, должны включать, по крайней мере, предметы, включенные в этот список. Водители-стажеры должны достичь уровня знаний и практической компетентности, необходимого для управления всеми безопасными транспортными средствами соответствующей категории лицензий.
Минимальный уровень знаний не может быть ниже уровня 2 структуры уровней обучения, предусмотренной в Приложении I к Решению 85/368/EEC (1), т.е. уровня, достигнутого в ходе обязательного образования, дополненного профессиональной подготовкой.
1. Повышение квалификации по рациональному вождению с учетом правил техники безопасности.
Все лицензии
1.1.
Цель: знать характеристики системы передачи, чтобы максимально эффективно ее использовать:
кривые крутящего момента, мощности и удельного расхода двигателя, область оптимального использования счетчика оборотов, диаграммы передаточных чисел коробки передач.
1.2.
Цель: знать технические характеристики и работу органов безопасности для управления автомобилем, минимизации износа и предотвращения выхода из строя:
особенности контура гидравлического вакуумного сервотормоза, ограничения на использование тормозов и замедлителя, совместное использование тормозов и замедлителя, более эффективное использование скорости и передаточного числа, использование инерции транспортного средства, использование способов замедления и торможения на спусках, действия в случае неудачи.
1.3.
Цель: возможность оптимизации расхода топлива:
оптимизация расхода топлива за счет применения ноу-хау по пунктам 1.1 и 1.2.
Лицензии C, C+E, C1, C1+E
1.4.
Цель: умение загружать автомобиль с соблюдением правил безопасности и правильной эксплуатации автомобиля:
силы, действующие на транспортные средства в движении, использование передаточных чисел коробки передач в зависимости от нагрузки автомобиля и профиля дороги, расчет полезной нагрузки автомобиля или агрегата, расчет общего объема, распределение нагрузки, последствия перегрузки оси, устойчивость автомобиля и центр тяжести, виды упаковки и поддоны;
основные категории товаров, требующих закрепления, методы крепления и крепления, использование крепежных ремней, проверка крепежных устройств, использование погрузочно-разгрузочного оборудования, размещение и снятие брезента.
Лицензии D, D+E, D1, D1+E
1,5.
Цель: способность обеспечить комфорт и безопасность пассажиров:
регулировка продольного и бокового движения, совместное использование дорог, положение на дороге, плавное торможение, работа свеса, использование конкретной инфраструктуры (общественные места, выделенные полосы движения), управление конфликтами между безопасным вождением и другими ролями водителя, взаимодействие с пассажирами, особенности некоторых группы пассажиров (инвалиды, дети).
1.6.
Цель: умение загружать автомобиль с соблюдением правил безопасности и правильной эксплуатации автомобиля:
силы, действующие на движущиеся транспортные средства, использование передаточных чисел коробки передач в зависимости от нагрузки транспортного средства и профиля дороги, расчет полезной нагрузки транспортного средства или агрегата, распределение нагрузки, последствия перегрузки оси, устойчивость транспортного средства и центр тяжести.
2. Применение правил
Все лицензии
2.1.
Цель: знать социальную среду автомобильного транспорта и правила, регулирующие его:
максимальные периоды работы, характерные для транспортной отрасли; принципы, применение и последствия Регламентов (ЕЕС) № 3820/85 и (ЕЕС) № 3821/85; штрафы за неиспользование, неправильное использование и вмешательство в тахограф; знание социальной среды автомобильного транспорта: права и обязанности водителей в части начальной квалификации и периодического обучения.
Лицензии C, C+E, C1, C1+E
2.2.
Цель: знать правила, регулирующие перевозку грузов:
лицензии на транспортную деятельность, обязательства по стандартным договорам перевозки грузов, составление документов, образующих договор перевозки, разрешения на международные перевозки, обязательства по Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, составление международной накладной, пересечение границ, экспедиторы, специальные документы, сопровождающие груз.
Лицензии D, D+E, D1, D1+E
2.3.
Цель: знать правила, регулирующие перевозки пассажиров:
перевозка отдельных групп пассажиров, средства обеспечения безопасности в автобусах, ремни безопасности, загрузка транспортного средства.
3. Здоровье, дорожная и экологическая безопасность, сервис, логистика
Все лицензии
3.1.
Цель: ознакомить водителей с рисками на дороге и несчастными случаями на производстве:
виды несчастных случаев на производстве в транспортной сфере, статистика дорожно-транспортных происшествий, участие грузовых автомобилей/автобусов, человеческие, материальные и финансовые последствия.
3.2.
Цель: способность предотвращать преступность и торговлю нелегальными иммигрантами:
общая информация, последствия для водителей, профилактические меры, контрольный список, законодательство об ответственности транспортных операторов.
3.3.
Цель: способность предотвращать физические риски:
эргономические принципы; движения и позы, представляющие риск, физическая подготовка, упражнения по обращению, средства индивидуальной защиты.
3.4.
Цель: осознание важности физических и умственных способностей:
принципы здорового, сбалансированного питания, воздействие алкоголя, наркотиков или любых других веществ, которые могут повлиять на поведение, симптомы, причины, последствия усталости и стресса, фундаментальная роль основного цикла работа/отдых.
3.5.
Цель: умение оценивать нештатные ситуации:
поведение в чрезвычайной ситуации: оценка ситуации, предотвращение осложнений ДТП, вызов помощи, оказание помощи пострадавшим и оказание первой помощи, реагирование в случае пожара, эвакуация пассажиров грузового автомобиля/автобуса, обеспечение безопасности всех пассажиров , реакция в случае агрессии; Основные принципы составления акта о происшествии.
3.6.
Цель: способность адаптировать поведение, способствующее улучшению имиджа компании:
поведение водителя и имидж компании: важность для компании уровня обслуживания, предоставляемого водителем, роли водителя, люди, с которыми водитель будет иметь дело, техническое обслуживание автомобиля, организация работы, коммерческие и финансовые последствия спора. .
Лицензии C, C+E, C1, C1+E
3.7.
Цель: знать экономическую среду автомобильных грузоперевозок и организацию рынка:
автомобильный транспорт по отношению к другим видам транспорта (конкуренция, грузоотправители), различная автомобильно-транспортная деятельность (перевозки по найму или за вознаграждение, за свой счет, вспомогательная транспортная деятельность), организация основных видов транспортных компаний и вспомогательной транспортной деятельности, различные транспортные специализации (автоцистерна, контролируемая температура и т. д.), изменения в отрасли (диверсификация предоставляемых услуг, железнодорожный транспорт, субподряд и т. д.).
Лицензии D, D+E, D1, D1+E
3.8.
Цель: знать экономическую среду пассажирских автомобильных перевозок и организацию рынка:
автомобильные перевозки пассажиров по отношению к другим видам пассажирского транспорта (железнодорожный, личный автомобиль), различные виды деятельности, связанные с автомобильными перевозками пассажиров, пересечением границ (международные перевозки), организация основных видов компаний по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. дорога.
Раздел 2: Обязательная первоначальная квалификация, предусмотренная статьей 3(1)(a)
2.1. Возможность совмещения посещения курса и теста
Первоначальная квалификация должна включать преподавание всех предметов, перечисленных в разделе 1. Продолжительность этой начальной квалификации должна составлять 280 часов.
Каждый водитель-стажер должен проехать не менее 20 часов индивидуально на транспортном средстве соответствующей категории, которое соответствует как минимум требованиям к испытательным транспортным средствам, определенным в Директиве 91/439/EEC.
При индивидуальном вождении водителя-стажера должен сопровождать инструктор, нанятый утвержденным учебным центром. Каждый водитель может управлять автомобилем не более восьми часов из 20 часов индивидуального вождения по специальному рельефу или на современном симуляторе, чтобы оценить подготовку по рациональному вождению с учетом правил техники безопасности, в частности, в отношении транспортных средств. управляемость в разных дорожных условиях и то, как они меняются в зависимости от атмосферных условий и времени дня и ночи.
Для водителей, упомянутых в статье 5(5), продолжительность первоначальной квалификации должна составлять 70 часов, включая пять часов индивидуального вождения.
По окончании обучения компетентные органы государств-членов ЕС или назначенный ими орган должны провести для водителя письменный или устный тест. Тест должен включать как минимум один вопрос по каждой из целей списка предметов раздела 1.
2.2. Вариант с тестом
Компетентные органы государств-членов или назначенная ими организация должны организовать вышеупомянутые теоретические и практические тесты, чтобы проверить, обладает ли водитель-стажер уровнем знаний, требуемым в разделе 1 для перечисленных там предметов и целей.
(а)
Теоретический тест должен состоять как минимум из двух частей:
(я)
вопросы, включая вопросы с несколькими вариантами ответов, вопросы, требующие прямого ответа, или их комбинацию;
(ii)
тематические исследования.
Минимальная продолжительность теоретического теста должна составлять четыре часа.
(б)
Практический тест состоит из двух частей:
(я)
экзамен по вождению, направленный на оценку обучения рациональному вождению с учетом правил безопасности. Испытание должно проводиться, когда это возможно, на дорогах за пределами населенных пунктов, на скоростных дорогах и автомагистралях (или аналогичных им), а также на всех типах городских автомагистралей, представляющих различные типы трудностей, с которыми может столкнуться водитель. Было бы желательно, чтобы это испытание проводилось в условиях различной плотности трафика. Время вождения на дороге должно использоваться оптимально, чтобы оценить кандидата на всех участках движения, с которыми он может столкнуться. Минимальная продолжительность этого теста должна составлять 90 минут;
(ii)
практический тест, охватывающий как минимум пункты 1.4, 1.5, 1.6, 3.2, 3.3 и 3.5.
Минимальная продолжительность этого теста должна составлять 30 минут.
Транспортное средство, используемое для практических испытаний, должно соответствовать как минимум требованиям к испытательным автомобилям, определенным в Директиве 91/439/EEC.
Практическое испытание может быть дополнено третьим испытанием, проводимым на специальной местности или на современном тренажере, с целью оценки обучения рациональному вождению с учетом правил безопасности, в частности, управления транспортным средством в различных дорожных условиях. и то, как они изменяются в зависимости от атмосферных условий и времени дня и ночи.
Продолжительность этого дополнительного теста не фиксирована. Если водитель проходит такой тест, его продолжительность может быть вычтена из 90 минут экзамена по вождению, упомянутого в пункте (i), но вычтенное время не может превышать 30 минут.
Для водителей, упомянутых в статье 5(5), теоретический тест должен быть ограничен предметами, указанными в разделе 1, которые относятся к транспортным средствам, к которым применяется новая начальная квалификация. Однако такие водители должны пройти всю практическую проверку.
Раздел 3: Ускоренная первоначальная квалификация, предусмотренная статьей 3(2)
Ускоренная начальная квалификация должна включать преподавание всех предметов, перечисленных в разделе 1. Ее продолжительность должна составлять 140 часов.
Каждый стажер должен проехать не менее 10 часов индивидуально на транспортном средстве соответствующей категории, которое соответствует как минимум требованиям к испытательным автомобилям, определенным в Директиве 91/439/EEC.
При индивидуальном вождении водителя-стажера должен сопровождать инструктор, нанятый утвержденным учебным центром. Каждый водитель может управлять автомобилем не более четырех часов из 10 часов индивидуального вождения по специальному рельефу или на современном тренажере, чтобы оценить подготовку по рациональному вождению с учетом правил безопасности, в частности, в отношении транспортных средств. управляемость в разных дорожных условиях и то, как они меняются в зависимости от атмосферных условий и времени дня и ночи.
Для водителей, упомянутых в статье 5(5), продолжительность ускоренной начальной квалификации должна составлять 35 часов, включая два с половиной часа индивидуального вождения.
По окончании обучения компетентные органы государств-членов ЕС или назначенный ими орган должны провести для водителя письменный или устный тест. Тест должен включать как минимум один вопрос по каждой из целей списка предметов раздела 1.
Раздел 4: Обязательное периодическое обучение, предусмотренное в статье 3(1)(b)
Обязательные периодические учебные курсы должны быть организованы утвержденным учебным центром. Их продолжительность должна составлять 35 часов каждые пять лет, с периодами не менее семи часов. Такое периодическое обучение может частично проводиться на современных тренажерах.
Раздел 5: Утверждение начальной квалификации и периодического обучения
5.1.
Учебные центры, участвующие в начальной квалификации и периодическом обучении, должны быть одобрены компетентными органами государств-членов. Одобрение может быть дано только в ответ на письменное заявление. К заявлению должны быть приложены документы, в том числе:
5.1.1.
подходящая программа квалификации и обучения с указанием преподаваемых предметов и предлагаемым планом реализации и методами обучения;
5.1.2.
квалификация и сфера деятельности инструкторов;
5.1.3.
сведения о помещениях, в которых проводятся курсы, учебных материалах, ресурсах, предоставляемых для практической работы, и используемом автопарке;
5.1.4.
условия участия в курсах (количество участников).
5.2.
Компетентный орган должен дать одобрение в письменной форме при соблюдении следующих условий:
5.2.1.
обучение должно быть проведено в соответствии с документами, прилагаемыми к заявлению;
5.2.2.
компетентный орган должен иметь право направлять уполномоченных лиц для оказания помощи в учебных курсах утвержденных центров и должен иметь право контролировать такие центры в отношении используемых ресурсов и надлежащего проведения учебных курсов и тестов;
5.2.3.
одобрение может быть отозвано или приостановлено, если условия утверждения больше не соблюдаются.
Утвержденный центр должен гарантировать, что инструкторы хорошо знают самые последние правила и требования к обучению. В рамках специальной процедуры отбора преподаватели должны предоставить сертификат, подтверждающий знание как предметного материала, так и методов обучения. Что касается практической части обучения, инструкторы должны предоставить свидетельство об опыте профессиональных водителей или аналогичном опыте вождения, например, инструктора по вождению тяжелых транспортных средств.
Программа обучения должна соответствовать утвержденному и охватывать предметы, указанные в списке в разделе 1.
(1) Решение Совета 85/368/EEC от 16 июля 1985 г. о сопоставимости квалификаций профессионального образования в государствах-членах Европейского сообщества (OJ L 199, 31 июля 1985 г., стр. 56).
ПРИЛОЖЕНИЕ II
МЕРОПРИЯТИЯ ПО МОДЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА ДЛЯ КАРТЫ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЯ
1.
Физические характеристики карты должны соответствовать стандартам ISO 7810 и 7816-1.
Методы проверки физических характеристик карты на предмет их соответствия международным стандартам должны соответствовать стандарту ISO 10373.
2.
Карта имеет две стороны:
сторона 1 содержит:
(а)
заголовок «Квалификационная карта водителя», напечатанный крупным шрифтом на официальном языке или языках государства-члена, выдавшего карту;
(б)
название государства-члена, выдавшего карту (необязательно);
(с)
отличительный знак государства-члена, выдавшего карту, напечатанный на негативе в синем прямоугольнике и окруженный 12 желтыми звездами; отличительные признаки следующие:
Б
:
Бельгия
ДК
:
Дания
Д
:
Германия
ГР
:
Греция
Э
:
Испания
Ф
:
Франция
ИРЛ
:
Ирландия
я
:
Италия
л
:
Люксембург
Нидерланды
:
Нидерланды
А
:
Австрия
п
:
Португалия
ПЛАВНИК
:
Финляндия
С
:
Швеция
Великобритания
:
Великобритания;
(г)
информация, относящаяся к карте, пронумерованная следующим образом:
1.
фамилия владельца;
2.
имя владельца;
3.
дата и место рождения владельца;
4.
(а)
Дата выдачи;
(б)
Дата истечения срока;
(с)
наименование органа, выдавшего документ (может быть напечатано на стороне 2);
(г)
номер, отличный от номера водительского удостоверения, для административных целей (необязательно);
5.
(а)
номер водительского удостоверения;
(б)
серийный номер;
6.
фотография владельца;
7.
подпись владельца;
8.
обычное место жительства или почтовый адрес владельца (необязательно);
9.
(под)категории транспортных средств, водитель которых соответствует требованиям начальной квалификации и периодической подготовки;
(е)
заголовок «Модель Европейского сообщества» на языке или языках государства-члена, выдавшего карту, и заголовок «Квалификационная карта водителя» на других официальных языках Сообщества, напечатанный синим цветом, чтобы составить фон карты:
квалификационный билет водителя
сертификат об обучении вождению
Квалификационный сертификат водителя
карта обучения вождению
квалификационный билет водителя
квалификационный билет водителя
водительское удостоверение
квалификационный билет водителя
квалификационный билет водителя
квалификационное письмо водителя
удостоверение профессиональной квалификации водителя
свидетельство о профессиональной компетентности водителей;
(е)
эталонные цвета:
—
синий: Pantone Reflex синий,
—
желтый: желтый Pantone;
сторона 2 содержит:
(а)
9.
(под)категории транспортных средств, водитель которых соответствует требованиям начальной квалификации и периодической подготовки;
10.
Кодекс Сообщества, предусмотренный Статьей 10 настоящей Директивы;
11.
место, зарезервированное для возможного внесения государством-членом, выдающим карту, существенных административных данных или сведений, касающихся безопасности дорожного движения (необязательно). Если сведения относятся к заголовку, указанному в настоящем Приложении, перед такими сведениями должен стоять соответствующий номер заголовка;
(б)
объяснение пронумерованных записей на сторонах 1 и 2 карточки (как минимум заголовки 1, 2, 3, 4(a), 4(b), 4(c), 5(a), 5(b) и 10).
Если государство-член желает составить эти записи на национальном языке, отличном от одного из следующих языков: датский, голландский, английский, финский, французский, немецкий, греческий, итальянский, португальский, испанский и шведский, оно должно составить двуязычную версию. карты на одном из вышеупомянутых языков без ущерба для других положений настоящего Приложения.
3. Безопасность, включая защиту данных.
Целью различных составных частей карты является исключение любой подделки или фальсификации и обнаружение любых попыток сделать это.
Государство-член должно обеспечить, чтобы уровень безопасности карты был как минимум сопоставим с уровнем безопасности водительских прав.
4. Особые договоренности
После консультации с Комиссией государства-члены могут добавлять цвета или маркировку, например штрих-код, национальные символы и элементы безопасности, без ущерба для других положений настоящего Приложения.
В связи с взаимным признанием карточек штрих-код не может содержать никакой информации, кроме той, которая уже разборчиво присутствует на квалификационной карте водителя или которая необходима для процесса выдачи карты.
МОДЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА ДЛЯ КАРТЫ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЯ
Вершина
Директивы по годам
- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- 2003
- 2002
- 2001
- 2000
- 1999
- 1998
- 1997
- 1996
- 1995
- 1994
- 1993
- 1992
- 1991
- 1990
- 1989
- 1988
- 1987
- 1986
- 1985
- 1984
- 1983
- 1982
- 1981
- 1980
- 1979
- 1978
- 1977
- 1976
- 1975
- 1974
- 1973
- 1972
- 1971
- 1970
- 1969
- 1968
- 1967
- 1966
- 1965
- 1964
- 1963
- 1962
- 1961
- 1960
- 1959