29 июля 1993 г.
В
Официальный журнал Европейских сообществ
Л 188/11
ДИРЕКТИВА СОВЕТА 93/30/ЕЕС
от 14 июня 1993 г.
на устройствах звуковой сигнализации для двух- и трехколесных транспортных средств
СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ,
Принимая во внимание Договор о создании Европейского экономического сообщества и, в частности, его статью 100а,
Принимая во внимание Директиву Совета 92/61/EEC от 30 июня 1992 г., касающуюся официального утверждения типа двух- или трехколесных транспортных средств (1),
Принимая во внимание предложение Комиссии (2),
В сотрудничестве с Европейским парламентом (3),
Принимая во внимание мнение Экономического и социального комитета (4),
Поскольку внутренний рынок представляет собой территорию без внутренних границ, в которой обеспечивается свободное перемещение товаров, людей, услуг и капитала; поскольку меры, необходимые для этой цели, должны быть приняты;
Принимая во внимание, что в отношении звуковых предупреждающих устройств в каждом государстве-члене ЕС двух- или трехколесные автомобили должны иметь определенные технические характеристики, установленные обязательными положениями, которые различаются от одного государства-члена ЕС к другому; поскольку в результате их различий такие положения представляют собой барьер для торговли внутри Сообщества;
Принимая во внимание, что эти препятствия для функционирования внутреннего рынка могут быть устранены, если одинаковые требования будут приняты всеми государствами-членами вместо их национальных правил;
Принимая во внимание, что необходимо разработать гармонизированные требования в отношении звуковых сигнальных устройств для двух- или трехколесных транспортных средств, чтобы обеспечить возможность применения процедур утверждения типа и утверждения типа компонентов, изложенных в Директиве 92/61/EEC, для каждого тип такого транспортного средства.
Принимая во внимание, что, учитывая масштаб и влияние действий, предлагаемых в рассматриваемом секторе, меры Сообщества, предусмотренные настоящей Директивой, необходимы, действительно важны, для достижения поставленной цели, которая заключается в установлении одобрения типа транспортного средства Сообщества; поскольку эта цель не может быть адекватно достигнута государствами-членами в отдельности;
Принимая во внимание, что для облегчения доступа к рынкам стран, не входящих в Сообщество, представляется необходимым установить эквивалентность между требованиями настоящей Директивы и требованиями Регламента № 28 Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций,
ПРИНЯЛ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:
Статья 1
Настоящая Директива применяется к устройствам звуковой сигнализации для всех типов транспортных средств, как это определено в Статье 1 Директивы 92/61/EEC.
Статья 2
Процедуры выдачи официального утверждения типа компонента звуковых сигнальных устройств для типа двух- или трехколесного автомобиля, одобрения типа компонента звукового сигнального устройства в виде компонента и условия, регулирующие Свободное передвижение таких транспортных средств и беспрепятственный выпуск на рынок устройств звуковой сигнализации должны соответствовать требованиям, изложенным в главах II и III Директивы 92/61/EEC.
Статья 3
В соответствии с положениями статьи 11 Директивы 92/61/ЕЕС, эквивалентность требований, изложенных в настоящей Директиве, и требований, изложенных в Регламенте ЕЭК ООН № 28 (E/ECEATRANS/505 — Rev. 1/Add. 27) ) настоящим подтверждается.
Органы государств-членов, выдающие одобрение типа компонентов, должны принимать официальные утверждения, выданные в соответствии с требованиями вышеупомянутого Регламента № 28, а также знаки официального утверждения типа компонентов в качестве альтернативы соответствующим официальным утверждениям, выдаваемым в соответствии с требованиями настоящего Регламента. Директива.
Статья 4
В настоящую Директиву могут быть внесены поправки в соответствии со статьей 13 Директивы 70/156/EEC (5) с целью:
—
принимать во внимание любые поправки к Регламенту ЕЭК, упомянутому в статье 3,
—
адаптировать Приложение к техническому прогрессу.
Статья 5
1. Государства-члены должны принять и опубликовать положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, не позднее 14 декабря 1994 г. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.
Когда государства-члены ЕС принимают эти положения, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в случае их официальной публикации. Методы такой ссылки устанавливаются государствами-членами.
С даты, указанной в первом подпараграфе, государства-члены не могут по причинам, связанным со звуковыми сигнальными устройствами, запрещать первоначальный ввод в эксплуатацию транспортных средств, соответствующих настоящей Директиве.
Они будут применять положения, упомянутые в первом подпараграфе, с 14 июня 1995 года.
2. Государства-члены должны сообщить Комиссии тексты положений национального законодательства, которые они принимают в рамках настоящей Директивы.
Статья 6
Данная Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Люксембурге 14 июня 1993 года.
Для Совета
Президент
Й. ТРОЙБОРГ
(1) ОЖ № L 225, 10.8.1992, с. 72.
(2) ОЖ № C 293, 9.11.1992, с. 15.
(3) ОЖ № C 337, 21.12.1992, с. 103 и OJ № C 150, 31.5.1993.
(4) ОЖ № C 73, 15. 3. 1993, с. 22.
(5) ОЖ № L 42, 23. 2. 1970, с. 1. Директива с последними поправками, внесенными Директивой 92/53/EEC (ОЖ № L 225, 10.8.1992, стр. 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ I
ТРЕБОВАНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОДОБРЕНИЮ ТИПА КОМПОНЕНТОВ УСТРОЙСТВ ЗВУКОВОЙ ПРЕДУПРЕЖДАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Для целей настоящей Директивы:
1.1.
звуковое сигнальное устройство - устройство, излучающее акустический сигнал, действие которого предназначено для предупреждения о присутствии или маневрировании транспортного средства в опасной дорожно-транспортной ситуации;
1.1.1.
Звуковым сигнальным устройством считается устройство, состоящее из нескольких звуковых излучающих отверстий, возбуждаемых одним источником энергии;
1.1.2.
Устройство звукового оповещения, состоящее из нескольких компонентов, каждый из которых издает звуковой сигнал и работает одновременно в результате срабатывания одного органа управления, считается единым устройством звукового оповещения;
1.2.
«Тип устройства звуковой сигнализации» означает устройства звуковой сигнализации, существенно не различающиеся между собой, в частности, в отношении следующих аспектов:
1.2.1.
торговая марка или название;
1.2.2.
принцип работы;
1.2.3.
тип электропитания (постоянный ток, переменный ток, сжатый воздух);
1.2.4.
внешняя форма корпуса;
1.2.5.
форма и размеры диафрагмы(ов);
1.2.6.
форма или тип отверстия(й) для излучения звука;
1.2.7.
номинальные звуковые частоты;
1.2.8.
номинальное напряжение питания;
1.2.9.
в случае сигнальных устройств, питаемых напрямую от внешнего источника сжатого воздуха: номинальное рабочее давление.
2. ТРЕБОВАНИЯ
2.1.
Устройства звуковой сигнализации должны издавать непрерывный равномерный звук, а их звуковой спектр не должен заметно меняться во время работы. В случае устройств сигнализации, питающихся переменным током, это требование применяется только при постоянной частоте вращения генератора, находящейся в пределах диапазона, указанного в 3.3.2.
2.2.
Устройства оповещения должны иметь такие звуковые характеристики (спектральное распределение звуковой энергии, уровень звукового давления) и механические характеристики, чтобы они в установленном порядке выдерживали испытания, указанные в разделах 3 и 4.
3. ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ЗВУКА
3.1.
Устройства звуковой сигнализации желательно тестировать в безэховой среде. Альтернативно они могут быть испытаны в полубезэховой камере или в очищенном внешнем пространстве. В этом случае необходимо принять меры предосторожности, чтобы избежать отражений от земли в зоне измерения, например: путем предоставления ряда поглощающих экранов. Необходимо проверить, чтобы сферическое искажение не превышало 1 дБ в пределах полусферы радиусом не менее 5 м до максимальной измеряемой частоты, преимущественно в направлении измерения и на высоте устройства, и микрофон. Окружающий шум должен быть как минимум на 10 дБ ниже измеряемого уровня звукового давления.
Представленное на тестирование устройство и микрофон должны находиться на одной высоте. Эта высота должна находиться в пределах от 1,15 до 1,25 м. Линия максимальной чувствительности микрофона должна совпадать с направлением, в котором уровень звука оповещателя достигает максимального уровня.
Микрофон должен быть расположен так, чтобы его диафрагма находилась на расстоянии 2 ± 0,01 м от плоскости выхода звука, издаваемого устройством. Такое же расстояние от устройств, имеющих несколько выходов, необходимо определять относительно ближайшей к микрофону плоскости выхода.
3.2.
Измерения уровня звукового давления должны включать использование прецизионного шумомера класса 1, соответствующего требованиям публикации МЭК № 651, первое издание (1979 г.).
Все измерения должны проводиться с использованием «быстрой» постоянной времени. Весовую кривую (А) следует использовать для измерения общего уровня звукового давления.
При измерении спектра излучаемого звука необходимо использовать преобразование Фурье звукового сигнала. В качестве альтернативы можно использовать фильтры третьей октавы, отвечающие требованиям, изложенным в публикации IEC № 225, первое издание (1966 г.).
В этом случае уровень звукового давления в полосе частот центральной октавы 2 500 Гц определяется путем сложения средних квадратичных звуковых давлений в полосах третьей октавы центральных частот 2 000, 2 500 и 3 150 Гц. Во всех случаях эталонным методом можно считать только метод преобразования Фурье.
3.3.
Звуковое сигнальное устройство должно быть подключено к одному из следующих напряжений в зависимости от ситуации:
3.3.1.
в случае устройств звуковой сигнализации, получающих постоянный ток, испытательное напряжение 6,5, 13 или 26 вольт, измеренное на выходной стороне источника электроэнергии и соответствующее номинальному напряжению 6, 12 или 24 вольт соответственно;
3.3.2.
где устройства звуковой сигнализации получают постоянный ток, который должен поступать от электрического генератора того типа, который обычно используется с устройствами этого типа. Акустические характеристики сигнального устройства этого типа должны регистрироваться при частотах вращения генератора, соответствующих 50, 75 и 100 % максимальной скорости, указанной изготовителем генератора для непрерывной работы. Во время испытания генератор не должен подвергаться никакой другой электрической нагрузке. Испытание на долговечность, описанное в разделе 4, должно проводиться на скорости, указанной производителем оборудования и выбранной из диапазона, указанного выше.
3.4.
Если для испытания устройства звуковой сигнализации, получающего постоянный ток, используется выпрямленный ток, то несглаженная составляющая напряжения на его зажимах, измеренная от пика до пика при работе устройств сигнализации, не должна превышать 0,1 вольта.
3.5.
Сопротивление электрического проводника устройств звуковой сигнализации, получающих постоянный ток, включая сопротивление клемм и контактов, должно быть как можно ближе к:
—
0,05 Ом для номинального напряжения 6 В,
—
0,10 Ом для номинального напряжения 12 В,
—
0,20 Ом для номинального напряжения 24 В.
3.6.
Звуковое сигнальное устройство должно быть жестко закреплено, используя деталь или детали, предназначенные для этой цели его изготовителем, на опоре, масса которой не менее чем в 10 раз превышает массу испытуемого сигнального устройства и не менее 30 кг. При этом опора должна быть устроена таким образом, чтобы отражения от ее стенок и вибрации не оказывали существенного влияния на результаты измерений.
3.7.
В условиях, изложенных выше, уровень звука по шкале А не должен превышать следующих значений:
(а)
115 дБ(А) для устройств звуковой сигнализации, предназначенных преимущественно для мопедов, мотоциклов и трициклов мощностью не более 7 кВт;
(б)
118 дБ(А) для устройств звуковой сигнализации, предназначенных в основном для мотоциклов и трициклов мощностью более 7 кВт.
3.7.1.
При этом уровень звукового давления в диапазоне частот 1 800–3 550 Гц должен быть выше, чем уровень любой частотной составляющей выше 3 550 Гц, и в любом случае быть не менее:
(а)
90 дБ(А) для устройств звуковой сигнализации, предназначенных главным образом для мопедов;
(б)
95 дБ(А) для устройств звуковой сигнализации, предназначенных преимущественно для мотоциклов и трициклов мощностью не более 7 кВт;
(с)
105 дБ(А) для устройств звуковой сигнализации, предназначенных в основном для мотоциклов и трициклов мощностью более 7 кВт.
3.7.2.
Звуковые сигнальные устройства, отображающие характеристики, описанные в 3.7.1 (с), могут использоваться на транспортных средствах, описанных в 3.7.1 (а) и (b), тогда как звуковые сигнальные устройства, отображающие звуковые характеристики, описанные в 3.7.1 (b), могут быть используется на мопедах.
3.8.
Вышеуказанные характеристики должны также отображаться любым устройством звуковой сигнализации, прошедшим испытание на долговечность, предусмотренное в разделе 4. Изменение напряжения должно составлять от 115 до 95 % номинального значения для устройств звуковой сигнализации, получающих прямой сигнал. ток или от 50 до 100 % максимальной скорости генератора, указанной изготовителем генератора для непрерывной работы в случае, если устройства звуковой сигнализации получают переменный ток.
3.9.
Задержка времени между срабатыванием и моментом достижения уровня звука минимального значения, требуемого разделом 3.7, не должна превышать 0,2 секунды, измеренная при температуре окружающей среды 20 ± 5 oC. Это требование распространяется, в частности, на пневматические или электропневматические сигнальные устройства.
3.10.
При условиях электропитания, установленных изготовителями, пневматические или электропневматические сигнальные устройства должны обеспечивать такие же акустические характеристики, как и электрические звуковые сигнальные устройства.
3.11.
Минимальные значения, указанные выше, должны быть получены для каждого отдельного компонента любого многотонального устройства, каждая составная часть которого может излучать звук независимо. Максимальный общий уровень шума должен достигаться при одновременной работе всех компонентов.
4. ТЕСТ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
4.1.
Устройство звуковой сигнализации должно питаться номинальным напряжением при сопротивлении проводника, указанном в разделах 3.3–3.5, и эксплуатироваться:
—
10 000 раз для сигнальных устройств, предназначенных преимущественно для мопедов, мотоциклов и трициклов мощностью не более 7 кВт,
—
50 000 раз для сигнальных устройств, предназначенных преимущественно для мотоциклов и трициклов мощностью более 7 кВт соответственно,
со скоростью одна секунда включения с последующим перерывом в четыре секунды. Во время испытания звуковое сигнальное устройство должно подвергаться воздействию принудительной тяги со скоростью около 10 м/с.
4.2.
Если испытание проводится в изолированной камере, эта камера должна иметь достаточный объем, чтобы обеспечить нормальное рассеивание тепла, выделяемого сигнальным устройством во время испытания на долговечность.
4.3.
Температура окружающей среды внутри испытательной камеры должна находиться в пределах от + 15 до + 30 oC.
4.4.
Если после половины необходимого количества операций характеристики уровня звука изменились по сравнению с тем, что было до испытания, звуковое предупредительное устройство можно сбросить. Когда общее количество необходимых операций выполнено, звуковое сигнальное устройство должно успешно пройти проверку, описанную в разделе 3, при необходимости после дальнейшего сброса.
4.5.
Электропневматические устройства звуковой сигнализации разрешается смазывать маслом, рекомендованным их производителем, через каждые 10 000 операций.
5. ЗНАК ТИПА КОМПОНЕНТА.
5.1.
Все устройства звуковой сигнализации, соответствующие типу, одобренному для компонентов, должны иметь знак одобрения типа компонента, соответствующий требованиям, изложенным в Приложении V к Директиве Совета 92/61/EEC.
Приложение 1
Информационный документ о типе звукового сигнального устройства, предназначенного для двух- или трехколесных транспортных средств.
(прилагается к заявке на одобрение типа компонента, если она подается отдельно от заявки на одобрение типа транспортного средства)
№ приказа (присвоен заявителем):...
Заявка на одобрение типа компонента в отношении типа звукового сигнального устройства, предназначенного для двух- или трехколесных транспортных средств, должна содержать информацию, указанную в Приложении II к Директиве Совета 92/61/EEC, Часть A, разделы 9.5.1. до 9.5.4.
Приложение 2
ПРИЛОЖЕНИЕ II
ТРЕБОВАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ УСТАНОВКИ ЗВУКОВЫХ ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ УСТРОЙСТВ НА ДВУХ-ИЛИ ТРЕХКОЛЕСНЫХ АВТОМОБИЛЯХ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Для целей настоящей Директивы:
1.1.
«Тип транспортного средства» означает транспортные средства, существенно не отличающиеся между собой, если любые такие различия могут относиться к:
1.1.1.
количество и тип(ы) звуковых предупредительных устройств, установленных на транспортном средстве;
1.1.2.
адаптеры сигнализаторов на автомобиле;
1.1.3.
положение сигнальных устройств на транспортном средстве;
1.1.4.
жесткость деталей конструкции, на которых установлено(-ются) устройство(а) звукового оповещения;
1.1.5.
форма и материалы, используемые в кузове, образующем переднюю часть транспортного средства, которые могут влиять на уровень звуков, издаваемых сигнальным устройством(ами), и маскировать эти звуки.
2. ТРЕБОВАНИЯ
2.1.
Все транспортные средства должны быть оснащены звуковым сигнальным устройством, компонент которого был одобрен по типу в соответствии с настоящей Директивой или Директивой Совета 70/388/EEC о сближении законов государств-членов, касающихся звуковых сигнальных устройств для автомобилей (1 ); однако мопеды, оснащенные двигателем мощностью не более 0,5 кВт, максимальная расчетная скорость которых не превышает 25 км/ч, могут быть оснащены либо утвержденным звуковым сигнальным устройством, либо неутвержденным механическим сигнальным устройством. В последнем случае производитель должен заявить, что такое механическое устройство соответствует требованиям, предъявляемым к этому типу устройства в государстве-члене ЕС, в котором мопед низкой мощности будет продаваться.
2.2.
Испытательное напряжение должно соответствовать требованиям раздела 3.3 Приложения I.
2.3.
Уровни звукового давления должны измеряться в условиях, указанных в разделе 3.2 Приложения I.
2.4.
Уровень звукового давления по шкале А, издаваемый устройством(ами), установленным на транспортном средстве, должен быть измерен на расстоянии 7 м перед транспортным средством, которое должно быть расположено на свободном месте, при этом земля должна быть как можно более гладкой и, в случае звуковых оповещателей постоянного тока при остановленном двигателе транспортного средства.
2.5.
Микрофон измерительного устройства должен располагаться примерно в средней продольной плоскости автомобиля.
2.6.
Уровень давления окружающего шума и шума ветра должен быть как минимум на 10 дБ(А) ниже измеряемого уровня звука.
2.7.
Максимальный уровень звукового давления следует искать на участке, расположенном на высоте от 0,5 до 1,5 м над уровнем земли.
2.8.
При измерении в условиях, указанных в разделах 2.2–2.7, максимальное значение уровня звука (раздел 2.7) испытуемого звукового предупреждения должно быть не менее:
(а)
75 дБ(А) и максимум 112 дБ(А) для мопедов;
(б)
80 дБ(А) и не более 112 дБ(А) для мотоциклов и трициклов мощностью не более 7 кВт;
(с)
93 дБ(А) и максимум 112 дБ(А) для мотоциклов и трициклов мощностью более 7 кВт.
(1) ОЖ № L 176, 10. 8. 1970, с. 12. Директива с последними поправками, внесенными Директивой 87/354/EEC (OJ L 192, 11.7.1987, стр. 43).
Приложение 1
Информационный документ об установке звукового предупреждающего устройства на типе двух- или трехколесного автомобиля
(прилагается к заявке на одобрение типа компонента, если она подается отдельно от заявки на одобрение типа транспортного средства)
№ приказа (присвоен заявителем):...
Заявка на одобрение типа компонента в отношении установки звукового предупреждающего устройства на тип двух- или трехколесного автомобиля должна содержать информацию, изложенную в следующих пунктах Приложения II к Директиве Совета 92/61/EEC. , Часть А, разделы:
—
0,1
—
0,2
—
от 0,4 до 0,6
—
3.2.5–3.2.5.2.2
—
9.5.5.
Приложение 2
Вершина
Директивы по годам
- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- 2003
- 2002
- 2001
- 2000
- 1999
- 1998
- 1997
- 1996
- 1995
- 1994
- 1993
- 1992
- 1991
- 1990
- 1989
- 1988
- 1987
- 1986
- 1985
- 1984
- 1983
- 1982
- 1981
- 1980
- 1979
- 1978
- 1977
- 1976
- 1975
- 1974
- 1973
- 1972
- 1971
- 1970
- 1969
- 1968
- 1967
- 1966
- 1965
- 1964
- 1963
- 1962
- 1961
- 1960
- 1959