Директива Совета 91/271/EEC от 21 мая 1991 г. об очистке городских сточных вод.



Директива доступна на следующих языках

Язык Название
en Council Directive 91/271/EEC of 21 May 1991 concerning urban waste-water treatment
ru Директива Совета 91/271/EEC от 21 мая 1991 г. об очистке городских сточных вод.

ДИРЕКТИВА СОВЕТА

от 21 мая 1991 г.

по очистке городских сточных вод

(91/271/ЕЕС)

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ,

Принимая во внимание Договор о создании Европейского экономического сообщества и, в частности, его 130-е положения,

Принимая во внимание предложение Комиссии [1],

Принимая во внимание мнение Европейского Парламента [2],

Принимая во внимание мнение Экономического и социального комитета [3],

Принимая во внимание, что Резолюция Совета от 28 июня 1988 г. о защите Северного моря и других вод Сообщества [4] предложила Комиссии представить предложения о мерах, необходимых на уровне Сообщества для очистки городских сточных вод;

Принимая во внимание, что загрязнение из-за недостаточной очистки сточных вод в одном государстве-члене часто влияет на воды других государств-членов; поскольку в соответствии со статьей 130r необходимы действия на уровне Сообщества;

Принимая во внимание, что для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в результате удаления недостаточно очищенных городских сточных вод существует общая потребность во вторичной очистке городских сточных вод;

Принимая во внимание, что в чувствительных зонах необходимо требовать более строгого обращения; тогда как в некоторых менее чувствительных областях первичное лечение можно считать целесообразным;

Принимая во внимание, что попадание промышленных сточных вод в системы сбора, а также сброс сточных вод и утилизация осадка городских очистных сооружений должны регулироваться общими правилами или положениями и/или специальными разрешениями;

Принимая во внимание, что сброс биоразлагаемых промышленных сточных вод из определенных отраслей промышленности, не попадающих на городские очистные сооружения перед сбросом в принимающие воды, должен подчиняться соответствующим требованиям;

Принимая во внимание, что следует поощрять переработку осадка, образующегося при очистке сточных вод; тогда как сброс ила в поверхностные воды должен быть поэтапно прекращен;

Поскольку необходимо осуществлять контроль за очистными сооружениями, приемом вод и удалением осадка для обеспечения защиты окружающей среды от неблагоприятного воздействия сброса сточных вод;

Принимая во внимание, что важно обеспечить, чтобы информация об удалении сточных вод и осадка была доступна общественности в форме периодических отчетов;

Принимая во внимание, что государства-члены должны разработать и представить Комиссии национальные программы по реализации настоящей Директивы;

Поскольку должен быть создан комитет для оказания помощи Комиссии по вопросам, касающимся реализации настоящей Директивы и ее адаптации к техническому прогрессу,

ПРИНЯЛ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:

Статья 1

Эта Директива касается сбора, очистки и сброса городских сточных вод, а также очистки и сброса сточных вод некоторых промышленных секторов.

Целью Директивы является защита окружающей среды от негативного воздействия вышеупомянутых сбросов сточных вод.

Статья 2

Для целей настоящей Директивы:

1. «городские сточные воды» означают бытовые сточные воды или смесь бытовых сточных вод с промышленными сточными водами и/или сточными дождевыми водами;

2. "бытовые сточные воды" - сточные воды жилых поселений и служб, образующиеся преимущественно в результате обмена веществ человека и в результате хозяйственно-бытовой деятельности;

3. «промышленные сточные воды» означают любые сточные воды, сбрасываемые из помещений, используемых для ведения какой-либо торговли или промышленности, за исключением бытовых сточных вод и сточных дождевых вод;

4. «агломерация» означает территорию, где население и/или экономическая деятельность достаточно сконцентрированы для того, чтобы городские сточные воды могли собираться и направляться на городские очистные сооружения или в пункт конечного сброса;

5. «система сбора» означает систему трубопроводов, которая собирает и отводит городские сточные воды;

6. «1 человек (эквивалент численности населения)» означает органическую биоразлагаемую нагрузку, имеющую пятидневную биохимическую потребность в кислороде (БПК5) 60 г кислорода в день;

7. «первичная очистка» означает очистку городских сточных вод с помощью физического и/или химического процесса, включающего осаждение взвешенных твердых веществ, или других процессов, при которых БПК5 поступающих сточных вод снижается как минимум на 20 % перед сбросом и общее количество содержание взвешенных веществ в поступающих сточных водах снижается не менее чем на 50 %;

8. «вторичная очистка» означает очистку городских сточных вод способом, обычно включающим биологическую очистку с вторичным отстаиванием или другим процессом, при котором соблюдаются требования, установленные в Таблице 1 Приложения I;

9. «соответствующая очистка» означает очистку городских сточных вод с помощью любого процесса и/или системы утилизации, которая после сброса позволяет принимающим водам соответствовать соответствующим требованиям качества и соответствующим положениям настоящей и других Директив Сообщества;

10. «Шлам» означает остаточный ил, очищенный или необработанный, с городских очистных сооружений;

11. «Эвтрофикация» означает обогащение воды питательными веществами, особенно соединениями азота и/или фосфора, вызывающее ускоренный рост водорослей и высших форм растительной жизни, что приводит к нежелательному нарушению баланса организмов, присутствующих в воде, и к качество соответствующей воды;

12. «Устье» означает переходную зону в устье реки между пресноводными и прибрежными водами. Государства-члены ЕС должны установить внешние (со стороны моря) границы эстуариев для целей настоящей Директивы как часть программы реализации в соответствии с положениями Статьи 17 (1) и (2);

13. «Прибрежные воды» означают воды за пределами линии наибольшего отлива или внешней границы устья.

Статья 3

1. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы все агломерации были обеспечены системами сбора городских сточных вод,

- не позднее 31 декабря 2000 года для лиц, чья эквивалентная численность населения (ПЭ) превышает 15 000 человек, и

- не позднее 31 декабря 2005 г. для лиц, имеющих п.е. от 2000 до 15 000.

Для сброса городских сточных вод в водоприемники, которые считаются «чувствительными зонами», как это определено в Статье 5, государства-члены должны обеспечить наличие систем сбора не позднее 31 декабря 1998 г. для агломераций с численностью населения более 10 000 человек.

Если создание системы сбора не оправдано либо потому, что она не принесет никакой экологической выгоды, либо потому, что потребует чрезмерных затрат, должны использоваться отдельные системы или другие соответствующие системы, которые достигают того же уровня защиты окружающей среды.

2. Системы сбора, описанные в параграфе 1, должны удовлетворять требованиям Приложения I (А). Эти требования могут быть изменены в порядке, предусмотренном статьей 18.

Статья 4

1. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы городские сточные воды, поступающие в системы сбора, перед сбросом подвергались вторичной очистке или эквивалентной обработке следующим образом:

- не позднее 31 декабря 2000 года для всех выбросов из агломераций с численностью населения более 15 000 человек,

- не позднее 31 декабря 2005 г. для всех выбросов из агломераций с численностью от 10 000 до 15 000 человек,

- не позднее 31 декабря 2005 г. для сбросов в пресную воду и устья скоплений в объеме от 2000 до 10 000 э.э.

2. Сбросы городских сточных вод в воды, расположенные в высокогорных районах (свыше 1500 м над уровнем моря), где из-за низких температур затруднительно применить эффективную биологическую очистку, могут подвергаться менее жесткой очистке, чем предусмотренная пунктом 1, при условии, что что детальные исследования показывают, что такие сбросы не оказывают негативного воздействия на окружающую среду.

3. Сбросы городских очистных сооружений, описанных в пунктах 1 и 2, должны удовлетворять соответствующим требованиям Приложения I.B. Эти требования могут быть изменены в порядке, предусмотренном статьей 18.

4. Нагрузка, выраженная в п.э. должны рассчитываться на основе максимальной средней еженедельной нагрузки, поступающей на очистные сооружения в течение года, исключая необычные ситуации, например, из-за сильного дождя.

Статья 5

1. Для целей параграфа 2 государства-члены должны к 31 декабря 1993 г. определить чувствительные районы в соответствии с критериями, изложенными в Приложении II.

2. Государства-члены должны обеспечить, чтобы городские сточные воды, поступающие в системы сбора, перед сбросом в чувствительные зоны подвергались более строгой очистке, чем та, которая описана в Статье 4, не позднее 31 декабря 1998 г. для всех сбросов из агломераций объемом более 10 000 пенсов. .

3. Сбросы городских очистных сооружений, описанных в параграфе 2, должны удовлетворять соответствующим требованиям Приложения I B. Эти требования могут быть изменены в соответствии с процедурой, установленной в Статье 18.

4. Альтернативно, требования к отдельным установкам, изложенные в пунктах 2 и 3 выше, не обязательно должны применяться в чувствительных зонах, где можно продемонстрировать, что минимальный процент снижения общей нагрузки, поступающей на все городские очистные сооружения в этой зоне, составляет, по крайней мере, 75 % общего фосфора и не менее 75 % общего азота.

5. Сбросы городских очистных сооружений, расположенных на соответствующих водосборных территориях чувствительных территорий и способствующие загрязнению этих территорий, подпадают под действие пунктов 2, 3 и 4.

В случаях, когда вышеуказанные водосборные территории полностью или частично расположены в другом государстве-члене ЕС, применяется статья 9.

6. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы определение чувствительных областей пересматривалось с интервалом не более четырех лет.

7. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы области, определенные как чувствительные после рассмотрения в соответствии с параграфом 6, в течение семи лет соответствовали вышеуказанным требованиям.

8. Государству-члену ЕС не обязательно определять чувствительные зоны для целей настоящей Директивы, если оно применяет режим, установленный в параграфах 2, 3 и 4, на всей своей территории.

Статья 6

1. Для целей параграфа 2 государства-члены могут к 31 декабря 1993 г. определить менее чувствительные районы в соответствии с критериями, изложенными в Приложении II.

2. Сбросы городских сточных вод агломераций составляют от 10 000 до 150 000 п.э. в прибрежные воды и агломерации от 2000 до 10 000 п.э. к эстуариям, расположенным в районах, описанных в пункте 1, может применяться менее строгий режим, чем тот, который предусмотрен в Статье 4, при условии, что:

- такие сбросы подвергаются, по крайней мере, первичной обработке, как определено в Статье 2 (7), в соответствии с процедурами контроля, изложенными в Приложении I D,

- комплексные исследования показывают, что такие сбросы не окажут негативного воздействия на окружающую среду.

Государства-члены должны предоставить Комиссии всю соответствующую информацию, касающуюся вышеупомянутых исследований.

3. Если Комиссия считает, что условия, изложенные в параграфе 2, не выполнены, она представляет Совету соответствующее предложение.

4. Государства-члены должны гарантировать, что выявление менее чувствительных областей пересматривается с интервалом не более четырех лет.

5. Государства-члены ЕС должны гарантировать, что территории, которые больше не считаются менее чувствительными, в течение семи лет будут соответствовать требованиям Статей 4 и 5, в зависимости от обстоятельств.

Статья 7

Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы к 31 декабря 2005 г. городские сточные воды, поступающие в системы сбора, перед сбросом подвергались соответствующей очистке, как определено в Статье 2 (9), в следующих случаях:

- для сбросов в пресные воды и лиманы от агломераций мощностью менее 2000 п.е.,

- для сбросов в прибрежные воды от агломераций мощностью менее 10 000 п.э.

Статья 8

1. Государства-члены могут, в исключительных случаях из-за технических проблем и для географически определенных групп населения, подать в Комиссию специальный запрос на более длительный период для соблюдения статьи 4.

2. Этот запрос, для которого должны быть надлежащим образом изложены основания, должен излагать возникшие технические трудности и предлагать программу действий с соответствующим графиком, который необходимо предпринять для реализации цели настоящей Директивы. Этот график должен быть включен в программу реализации, указанную в Статье 17.

3. Допускаются только технические причины, и более длительный период, упомянутый в параграфе 1, не может продолжаться после 31 декабря 2005 года.

4. Комиссия должна рассмотреть этот запрос и принять соответствующие меры в соответствии с процедурой, установленной в Статье 18.

5. В исключительных обстоятельствах, когда может быть продемонстрировано, что более совершенная очистка не принесет никаких экологических выгод, осуществляется сброс в менее чувствительные зоны сточных вод от агломераций с плотностью более 150 000 п.е. могут подлежать очистке, предусмотренной статьей 6, для сточных вод агломераций объемом от 10 000 до 150 000 п.е.

В таких обстоятельствах государства-члены должны заранее представить в Комиссию соответствующую документацию. Комиссия рассмотрит дело и примет соответствующие меры в соответствии с процедурой, изложенной в статье 18.

Статья 9

Если воды, находящиеся в пределах юрисдикции государства-члена ЕС, подвергаются негативному воздействию сбросов городских сточных вод из другого государства-члена ЕС, государство-член ЕС, воды которого затронуты, может уведомить другое государство-член ЕС и Комиссию о соответствующих фактах.

Заинтересованные государства-члены ЕС должны организовать, при необходимости, с Комиссией согласование, необходимое для выявления рассматриваемых сбросов и мер, которые необходимо принять у источника для защиты затронутых вод, чтобы обеспечить соответствие положениям настоящей Директивы.

Статья 10

Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы городские очистные сооружения, построенные в соответствии с требованиями Статей 4, 5, 6 и 7, проектировались, строились, эксплуатировались и обслуживались так, чтобы гарантировать достаточную производительность во всех нормальных местных климатических условиях. При проектировании установок необходимо учитывать сезонные изменения нагрузки.

Статья 11

1. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы до 31 декабря 1993 г. сброс промышленных сточных вод в системы сбора и городские очистные сооружения подвергался предварительному регулированию и/или специальному разрешению компетентного органа или соответствующего органа.

2. Правила и/или специальное разрешение должны удовлетворять требованиям Приложения I C. Эти требования могут быть изменены в соответствии с процедурой, изложенной в Статье 18.

3. Правила и специальные разрешения должны регулярно пересматриваться и, при необходимости, корректироваться.

Статья 12

1. Очищенные сточные воды должны использоваться повторно, когда это необходимо. Маршруты утилизации должны минимизировать вредное воздействие на окружающую среду.

2. Компетентные органы или соответствующие органы должны обеспечить, чтобы удаление сточных вод городских очистных сооружений осуществлялось согласно предварительным правилам и/или специальному разрешению.

3. Предварительные правила и/или специальное разрешение на сбросы городских очистных сооружений, сделанные в соответствии с параграфом 2 в пределах населенных пунктов от 2000 до 10000 человек. в случае сбросов в пресные воды и лиманы - 10000р.е. или более в отношении всех сбросов, должны содержать условия для удовлетворения соответствующих требований Приложения I B. Эти требования могут быть изменены в соответствии с процедурой, изложенной в Статье 18.

4. Правила и/или разрешения должны регулярно пересматриваться и, при необходимости, корректироваться.

Статья 13

1. Государства-члены должны гарантировать, что к 31 декабря 2000 г. биоразлагаемые промышленные сточные воды с предприятий, принадлежащих к промышленным секторам, перечисленным в Приложении III, которые не попадают на городские очистные сооружения перед сбросом в принимающие воды, перед сбросом должны соответствовать условиям, установленным в предыдущих правилах, и /или специальное разрешение компетентного органа или соответствующего органа в отношении всех сбросов с предприятий, составляющих 4000 э.э. или больше.

2. К 31 декабря 1993 г. компетентный орган или соответствующий орган в каждом государстве-члене должен установить требования, соответствующие характеру соответствующей отрасли, к сбросу таких сточных вод.

3. Комиссия должна провести сравнение требований государств-членов к 31 декабря 1994 г. Она должна опубликовать результаты в отчете и при необходимости сделать соответствующее предложение.

Статья 14

1. Осадок, образующийся при очистке сточных вод, должен использоваться повторно, когда это необходимо. Маршруты утилизации должны минимизировать вредное воздействие на окружающую среду.

2. Компетентные органы или соответствующие органы должны обеспечить, чтобы до 31 декабря 1998 года удаление осадка городских очистных сооружений подвергалось общим правилам, регистрации или разрешению.

3. Государства-члены должны обеспечить, чтобы к 31 декабря 1998 г. удаление осадка в поверхностные воды путем сброса с судов, сброса из трубопроводов или другими способами было прекращено.

4. До отмены форм удаления, упомянутых в параграфе 3, государства-члены должны обеспечить, чтобы общее количество токсичных, стойких или биоаккумулируемых материалов в отстоях, сбрасываемых в поверхностные воды, было лицензировано для удаления и постепенно сокращалось.

Статья 15

1. Компетентные органы или соответствующие органы контролируют:

- сбросы городских очистных сооружений для проверки соответствия требованиям Приложения I.B в соответствии с процедурами контроля, изложенными в Приложении I.D,

- объемы и состав осадков, сбрасываемых в поверхностные воды.

2. Компетентные органы или соответствующие органы должны контролировать воды, подлежащие сбросам с городских очистных сооружений и прямым сбросам, как описано в Статье 13, в случаях, когда можно ожидать, что принимающая среда будет значительно затронута.

3. В случае сброса, подпадающего под действие положений статьи 6, и в случае сброса осадка в поверхностные воды, государства-члены должны контролировать и проводить любые другие соответствующие исследования для проверки того, что сброс или удаление не оказывают отрицательного воздействия на среда.

4. Информация, собранная компетентными органами или соответствующими органами в соответствии с параграфами 1, 2 и 3, должна храниться в государстве-члене и предоставляться Комиссии в течение шести месяцев с момента получения запроса.

5. Руководящие принципы мониторинга, упомянутые в пунктах 1, 2 и 3, могут быть сформулированы в соответствии с процедурой, установленной в статье 18.

Статья 16

Без ущерба для реализации положений Директивы Совета 90/313/EEC от 7 июня 1990 г. о свободе доступа к информации об окружающей среде [5], государства-члены должны обеспечить, чтобы каждые два года соответствующие органы или организации публиковали отчеты о ситуации. по утилизации городских сточных вод и осадков на своих территориях. Эти отчеты должны быть переданы в Комиссию государствами-членами сразу после их публикации.

Статья 17

1. Государства-члены ЕС должны к 31 декабря 1993 г. разработать программу реализации настоящей Директивы.

2. Государства-члены должны до 30 июня 1994 г. предоставить Комиссии информацию о программе.

3. Государства-члены должны, при необходимости, предоставлять Комиссии до 30 июня каждые два года обновленную информацию, описанную в параграфе 2.

4. Методы и форматы отчетности по национальным программам определяются в соответствии с процедурой, установленной в статье 18. Любые поправки к этим методам и форматам принимаются в соответствии с той же процедурой.

5. Комиссия каждые два года рассматривает и оценивает информацию, полученную в соответствии с пунктами 2 и 3 выше, и публикует отчет по ней.

Статья 18

1. Комиссии помогает комитет, состоящий из представителей государств-членов и возглавляемый представителем Комиссии.

2. Представитель Комиссии представляет комитету проект мер, которые необходимо принять. Комитет должен высказать свое мнение по проекту в течение срока, который председатель может установить в зависимости от срочности вопроса. Заключение выносится большинством голосов, предусмотренным статьей 148 (2) Договора, в случае решений, которые Совет обязан принять по предложению Комиссии. Голоса представителей государств-членов в комитете взвешиваются в порядке, установленном в этой статье. Председатель не голосует.

3. (a) Комиссия принимает предусмотренные меры, если они соответствуют мнению комитета.

(b) Если предусмотренные меры не соответствуют мнению комитета или если заключение не вынесено, Комиссия должна без промедления представить Совету предложение, касающееся мер, которые необходимо принять. Совет действует квалифицированным большинством.

Если по истечении трехмесячного периода с даты обращения в Совет Совет не принял решения, предложенные меры принимаются Комиссией, за исключением случаев, когда Совет принял решение против указанных мер простым большинством голосов. .

Статья 19

1. Государства-члены должны ввести в действие законы, правила и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, не позднее 30 июня 1993 г. Они должны немедленно проинформировать об этом Комиссию.

2. Когда государства-члены ЕС принимают меры, указанные в параграфе 1, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в ​​случае их официальной публикации. Методы такой ссылки устанавливаются государствами-членами.

3. Государства-члены должны сообщить Комиссии тексты основных положений национального законодательства, которые они принимают в области, регулируемой настоящей Директивой.

Статья 20

Данная Директива адресована государствам-членам.

Совершено в Брюсселе 21 мая 1991 года.

Для Совета

Президент

Р. ШТЕЙХЕН

[1] ОЖ № C 1, 4. 1. 1990, с. 20 и OJ № C 287, 15.11.1990, с. 11.

[2] OJ No C 260, 15.10.1990, с. 185.

[3] OJ No C 168, 10.7.1990, стр. 10.7.1990. 36.

[4] OJ No C 209, 9.8.1988, с. 3.

[5] ОЖ № L 158, 23.6.1990, с. 56.

--------------------------------------------------