*****
ДИРЕКТИВА КОМИССИИ
от 18 декабря 1989 г.
адаптация к техническому прогрессу Приложения к Директиве Совета 88/320/EEC об инспекции и проверке надлежащей лабораторной практики (GLP)
(90/18/ЕЭС)
КОМИССИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ,
Принимая во внимание Договор о создании Европейского экономического сообщества,
Принимая во внимание Директиву Совета 88/320/EEC от 9 июня 1988 г. об инспекции и проверке надлежащей лабораторной практики (GLP) (1), и в частности ее Статью 7 (2),
Принимая во внимание, что необходимо адаптировать Приложение к Директиве 88/320/EEC, чтобы обеспечить единообразное толкование во всем Сообществе, заменив ссылку на руководящие документы ОЭСР полным текстом соответствующих документов,
РЕШИЛ СЛЕДУЮЩЕЕ:
Статья 1
Приложение к Директиве 88/320/EEC настоящим заменяется Приложением к настоящему документу.
Статья 2
1. Государства-члены должны принять законы, нормативные акты и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, не позднее 1 июля 1990 г. и в сочетании с Директивой Совета 88/320/EEC. Они должны проинформировать об этом Комиссию.
2. Государства-члены ЕС должны гарантировать, что текст положений внутреннего права, которые они принимают в области Директивы, доводится до сведения Комиссии.
Статья 3
Данная Директива адресована государствам-членам.
Совершено в Брюсселе 18 декабря 1989 года.
Для Комиссии
Мартин БАНГЕМАНН
Вице-президент
(1) ОЖ № L 145, 11.6.1988, с. 35.
ПРИЛОЖЕНИЕ
'ПРИЛОЖЕНИЕ
Положения по проверке и проверке GLP, содержащиеся в Приложениях А и В к настоящей Директиве, аналогичны положениям, содержащимся в Приложениях 1 (руководства по процедурам мониторинга соответствия надлежащей лабораторной практике) и 2 (руководства по проведению лабораторных инспекций и аудитов исследований). ) соответственно проекту рекомендации Совета о соблюдении принципов надлежащей лабораторной практики (OECD ENV/CHEM/CM/88/15 (первая редакция)).
ПРИЛОЖЕНИЕ
РУКОВОДСТВА ПО ПРОЦЕДУРАМ МОНИТОРИНГА СОБЛЮДЕНИЯ НАДЛЕЖАЩЕЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ПРАКТИКИ (GLP)
Для облегчения взаимного принятия данных испытаний, полученных для представления регулирующим органам стран-членов ОЭСР, необходима гармонизация процедур, принятых для мониторинга соблюдения надлежащей лабораторной практики, а также сопоставимость их качества и строгости.
Целью настоящего Приложения является предоставление подробного практического руководства странам-членам ОЭСР по структуре, механизмам и процедурам, которые они должны принять при создании национальных программ мониторинга соблюдения надлежащей лабораторной практики, чтобы эти программы могли быть приемлемыми на международном уровне.
Признано, что страны-члены примут принципы GLP и установят процедуры мониторинга соответствия в соответствии с национальной правовой и административной практикой, а также в соответствии с приоритетами, которые они отдают, например. объем первоначального и последующего охвата категорий химических веществ и типов испытаний.
Поскольку страны-члены могут создать более одного органа по мониторингу надлежащей лабораторной практики в силу своей правовой базы по контролю химических веществ, может быть создано более одной программы соблюдения надлежащей лабораторной практики. Рекомендации, изложенные в следующих параграфах, касаются каждого из этих органов и программ обеспечения соответствия, в зависимости от обстоятельств.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ
К настоящему документу применимы определения терминов «Принципов надлежащей лабораторной практики ОЭСР», принятых в статье 1 Директивы Совета 87/18/EEC (1). Кроме того, применяются следующие определения:
Принципы GLP: Принципы надлежащей лабораторной практики, соответствующие принципам надлежащей лабораторной практики ОЭСР, принятым в статье 1 Директивы 87/18/EEC.
Мониторинг соответствия GLP: периодические проверки лабораторий и/или аудит исследований с целью проверки соблюдения принципов GLP.
(Национальная) программа соответствия GLP: Конкретная схема, установленная страной-членом для мониторинга соблюдения надлежащей лабораторной практики лабораториями на ее территории посредством инспекций и аудитов исследований.
(Национальный) орган по мониторингу GLP: Орган управления, созданный в стране-члене и отвечающий за мониторинг соблюдения надлежащей лабораторной практики лабораториями на ее территории и за выполнение других функций, связанных с надлежащей лабораторной практикой, которые могут быть определены на национальном уровне. Подразумевается, что в стране-члене может быть создано более одного такого органа.
Лабораторная проверка: проверка процедур и практики испытательного центра на месте для оценки степени соответствия принципам GLP. В ходе инспекций проверяются структуры управления и рабочие процедуры лаборатории, проводится собеседование с ключевым техническим персоналом, а также оценивается и сообщается качество и целостность данных, генерируемых лабораторией.
Аудит исследования: сравнение необработанных данных и связанных с ними записей с промежуточным или окончательным отчетом, чтобы определить, были ли точно представлены необработанные данные, чтобы определить, проводилось ли тестирование в соответствии с планом исследования и стандартными операционными процедурами, чтобы получить дополнительную информацию, не представленную в отчете, и установить, использовались ли при подготовке данных методы, которые могли бы снизить их достоверность.
Инспектор: Лицо, которое проводит лабораторные проверки от имени (национального) органа мониторинга GLP.
Статус соответствия GLP: Уровень соблюдения лабораторией принципов GLP по оценке (национального) органа мониторинга GLP.
Регулирующий орган: национальный орган, несущий юридическую ответственность за аспекты контроля над химическими веществами.
КОМПОНЕНТЫ НАДЛЕЖАЩЕЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ПРАКТИКИ ПРОЦЕДУРЫ МОНИТОРИНГА СОБЛЮДЕНИЯ
Администрация
За (национальную) программу соответствия GLP должен отвечать должным образом созданный, юридически идентифицируемый орган управления, адекватно укомплектованный персоналом и работающий в рамках определенной административной структуры.
Страны-члены должны:
- гарантировать, что (национальный) орган по мониторингу GLP несет прямую ответственность за адекватную «команду» инспекторов, обладающих необходимыми техническими/научными знаниями, или несет полную ответственность за такую «команду»,
- публиковать документы, касающиеся принятия принципов GLP на своей территории,
- публиковать документы, предоставляющие подробную информацию о (национальной) программе соответствия GLP, включая информацию о правовой или административной базе, в которой действует программа, а также ссылки на опубликованные акты, нормативные документы (например, положения, своды правил), руководства по инспекциям, инструкции, и т. д.,
- вести учет проверенных лабораторий (и статуса их соответствия GLP) и проверенных исследований.
Для содействия международному взаимопониманию и связям страны-члены должны информировать ОЭСР и другие страны-члены (например, посредством дополнительной процедуры обмена информацией ОЭСР) о характере и доступности подготовленной документации по GLP, а также адреса и номера телефонов (национальные) органы мониторинга GLP.
Конфиденциальность
(Национальные) органы, осуществляющие мониторинг GLP, будут иметь доступ к коммерчески ценной информации, и в некоторых случаях им может даже потребоваться изъять коммерчески конфиденциальные документы из лаборатории или подробно ссылаться на них в своих отчетах.
Страны-члены должны:
- обеспечить соблюдение конфиденциальности не только Инспекторами, но и любыми другими лицами, которые получают доступ к конфиденциальной информации в результате деятельности по мониторингу соблюдения GLP,
- обеспечить, чтобы отчеты о лабораторных инспекциях и аудитах исследований были доступны только регулирующим органам и, при необходимости, лабораториям, инспектируемым или участвующим в аудитах исследований, и/или спонсорам исследований, если не была исключена вся коммерческая и конфиденциальная информация.
Названия лабораторий, подлежащих лабораторным проверкам в рамках (национальной) программы соответствия GLP, уровень их соответствия национальным принципам GLP и дата(ы) проведения проверок должны быть предоставлены национальным) органам мониторинга GLP в других странах-членах. по требованию.
Персонал и обучение
(Национальные) органы мониторинга GLP должны:
- обеспечить наличие достаточного количества инспекторов
Количество требуемых инспекторов будет зависеть от:
(a) количество лабораторий, участвующих в (национальной) программе соответствия GLP;
(b) частоту, с которой необходимо оценивать статус лабораторий по соблюдению GLP;
(c) количество и сложность исследований, проведенных этими лабораториями;
(d) количество специальных инспекций или аудитов, запрошенных регулирующими органами,
- обеспечить, чтобы инспекторы имели достаточную квалификацию и подготовку.
Инспекторы должны иметь квалификацию и практический опыт в различных научных дисциплинах, связанных с тестированием химических веществ. (Национальные) органы мониторинга GLP должны:
(a) обеспечить принятие мер для соответствующего обучения инспекторов с учетом их индивидуальной квалификации и опыта,
(b) поощрять консультации, включая совместные учебные мероприятия, где это необходимо, с персоналом (национальных) органов мониторинга GLP в других странах-членах в целях содействия международной гармонизации в интерпретации и применении принципов GLP, а также в мониторинге соблюдения таких принципов. принципы,
- обеспечить, чтобы персонал инспекции не имел финансовых или иных интересов в проверяемых лабораториях, проверяемых исследованиях или фирмах, спонсирующих такие исследования,
- предоставить инспекторам подходящие средства идентификации (например, удостоверение личности). Инспекторами могут быть:
- о постоянном составе (национального) органа по мониторингу GLP,
- в постоянный штат органа, отдельного от (национального) органа по мониторингу GLP, или
- нанят по контракту или иным образом (национальным) органом по мониторингу GLP для проведения лабораторных инспекций или аудитов исследований.
В последних двух случаях (национальный) орган по мониторингу GLP должен нести основную ответственность за определение статуса лабораторий по соблюдению GLP и качества/приемлемости аудита исследования, а также за принятие любых мер на основании результатов лабораторных инспекций или аудитов исследований. что может быть необходимо.
(Национальные) программы соответствия GLP
Мониторинг соответствия GLP предназначен для выяснения того, внедрили ли лаборатории принципы GLP при проведении исследований и способны ли гарантировать, что полученные данные имеют адекватное качество. Как указано выше, страны-члены должны публиковать подробную информацию о своих (национальных) программах соответствия GLP. Такая информация должна, среди прочего:
- определить объем и объем программы
(Национальная) программа соответствия GLP может охватывать только ограниченный круг химических веществ, например. промышленные химикаты, пестициды, фармацевтические препараты и т. д. или могут включать все химические вещества. Объем мониторинга соответствия должен быть определен как в отношении категорий химических веществ, так и в отношении типов испытаний, подлежащих ему, например: физические, химические, токсикологические и/или экотоксикологические,
- предоставить указание на механизм включения лабораторий в программу
Применение принципов GLP к данным о безопасности для здоровья и окружающей среды, полученным в целях регулирования, может быть обязательным. Должен быть доступен механизм, посредством которого соответствие лабораторий принципам GLP может контролироваться соответствующим (национальным) органом по мониторингу GLP.
- предоставить информацию о категориях лабораторных проверок/аудитов исследований.
(Национальная) программа соответствия GLP должна включать:
(a) плановые лабораторные проверки – т.е. регулярный мониторинг лабораторий, в принципе, с двухлетним циклом. Эти проверки включают как общую проверку лаборатории, так и (ограниченную) проверку текущего или завершенного исследования;
(b) специальные лабораторные проверки/аудиты исследований по запросу регулирующего органа – например, по запросу, возникающему в связи с представлением данных в регулирующий орган,
- определить полномочия инспекторов по входу в лаборатории и их доступу к данным, хранящимся в лабораториях.
Хотя инспекторы обычно не желают входить в лаборатории против воли руководства лаборатории, могут возникнуть обстоятельства, когда вход и доступ к данным необходимы для защиты здоровья населения или окружающей среды. Полномочия, доступные (национальному) органу по мониторингу GLP в таких случаях, должны быть определены:
- описать процедуры лабораторной проверки и аудита исследования для проверки соответствия GLP.
В документации должны быть указаны процедуры, которые будут использоваться для изучения как организационных процессов, так и условий, при которых лабораторные исследования планируются, выполняются, контролируются и регистрируются. Руководство по таким процедурам доступно в Приложении B к настоящей Директиве.
- описать действия, которые могут быть предприняты по итогам лабораторных инспекций и аудитов исследований.
Последующие действия по результатам лабораторных проверок и аудитов исследований
После завершения лабораторной проверки или аудита исследования инспектор должен подготовить письменный отчет о результатах.
Страны-члены должны принимать меры в случае обнаружения отклонений от принципов GLP во время или после лабораторной проверки или аудита исследования. Соответствующие действия должны быть описаны в документах (национального) органа, контролирующего GLP.
Если лабораторная проверка или аудит исследования выявляют лишь незначительные отклонения от принципов GLP, лаборатория должна быть обязана исправить такие незначительные отклонения. Инспектору может потребоваться в подходящее время вернуться на объект для проверки внесения исправлений. Если отклонения отсутствуют или обнаружены лишь незначительные отклонения, (национальный) орган, осуществляющий мониторинг GLP, может:
- выдать заключение о том, что лаборатория проверена и признана работающей в соответствии с принципами GLP. Должна быть указана дата проверки и, если применимо, категории испытаний, проверяемых в лаборатории в это время. Такие заявления могут использоваться для предоставления информации (национальным) органам мониторинга GLP в других странах-членах.
и/или
- предоставить регулирующему органу, запросившему аудит исследования, подробный отчет о результатах.
В случае обнаружения серьезных отклонений действия, предпринимаемые (национальными) органами по мониторингу GLP, будут зависеть от конкретных обстоятельств каждого случая и правовых или административных положений, в соответствии с которыми мониторинг соответствия GLP был установлен в их странах. Действия, которые могут быть предприняты, включают, помимо прочего, следующее:
- выдача заключения с подробным описанием обнаруженных недостатков или недостатков, которые могут повлиять на достоверность исследований, проводимых в лаборатории,
- приостановка лабораторных инспекций или аудитов исследований лаборатории и, например, если это возможно административно, исключение лаборатории из (национальной) программы соответствия GLP или из любого существующего списка или реестра лабораторий, подлежащих лабораторным проверкам GLP,
- требование о приложении к конкретным отчетам об исследованиях заявления с подробным описанием отклонений,
- действия через суд, если этого требуют обстоятельства и если это позволяют правовые/административные процедуры.
В случае обнаружения серьезных отклонений, которые могли повлиять на конкретные исследования, (национальный) орган по мониторингу GLP должен рассмотреть необходимость информирования соответствующих регулирующих органов или (национальных) органов по мониторингу GLP в других странах-членах о своих выводах.
Апелляционные процедуры
Проблемы или разногласия между инспекторами и руководством лаборатории обычно разрешаются в ходе лабораторной инспекции или аудита исследования. Однако не всегда возможно достичь согласия. Должна существовать процедура, согласно которой лаборатория может делать заявления относительно результатов лабораторной проверки или аудита исследования для мониторинга соответствия GLP и/или относительно действий, которые орган по мониторингу GLP предлагает предпринять в связи с этим.
(1) ОЖ № L 15, 17. 1. 1987, с. 29.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
РУКОВОДСТВО ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И АУДИТОВ
ВВЕДЕНИЕ
Целью настоящего Приложения является предоставление рекомендаций по проведению лабораторных инспекций и аудитов исследований, которые были бы взаимоприемлемы для стран-членов ОЭСР. В основном он занимается лабораторными проверками, деятельностью, которая занимает большую часть времени инспекторов GLP. Лабораторная проверка обычно включает в себя ограниченный аудит исследования или «проверку» как часть проверки, но аудит исследования также необходимо будет проводить время от времени по запросу, например, регулирующего органа. Общее руководство по проведению аудита исследований можно найти в конце настоящего Приложения.
Лабораторные проверки проводятся для определения степени соответствия испытательных помещений и лабораторных исследований принципам GLP, а также для определения целостности данных, чтобы гарантировать, что полученные данные имеют достаточное качество для оценки и принятия решений национальными регулирующими органами. По результатам лабораторных проверок составляются отчеты, в которых описывается степень соблюдения испытательным центром принципов GLP. Лабораторные проверки должны проводиться на регулярной основе для установления и ведения записей о статусе соответствия испытательного центра GLP.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ
Определения терминов в «Принципах надлежащей лабораторной практики ОЭСР», принятых в Статье 1 Директивы 87/18/ЕЕС и в Приложении А к настоящей Директиве, применимы к настоящему Приложению.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ИНСПЕКЦИИ
Проверки на соответствие принципам GLP могут проводиться в любом испытательном центре, собирающем данные о безопасности для здоровья или окружающей среды для целей регулирования. От инспекторов может потребоваться проверка данных, касающихся физических, химических, токсикологических или экотоксикологических свойств вещества или препарата. В некоторых случаях инспекторам может потребоваться помощь экспертов в определенных дисциплинах.
Широкое разнообразие объектов (как с точки зрения физического расположения, так и структуры управления), а также разнообразие типов исследований, с которыми сталкиваются инспекторы, означает, что инспекторы должны использовать собственное суждение для оценки степени и степени соответствия принципам GLP. Тем не менее, инспекторы должны стремиться к единообразному подходу при оценке того, достигнут ли в конкретной лаборатории или исследовании адекватный уровень соблюдения каждого принципа GLP.
В следующих разделах представлены рекомендации по различным аспектам испытательного центра, включая его персонал и процедуры, которые, вероятно, будут проверены инспекторами. В каждом разделе содержится изложение цели, а также примерный перечень конкретных вопросов, которые можно учитывать в ходе лабораторной проверки. Эти списки не претендуют на полноту и не должны восприниматься как таковые.
Инспекторы не должны беспокоиться о необходимости или целях исследования или интерпретации результатов исследований в отношении рисков для здоровья человека или окружающей среды. Эти аспекты находятся в ведении тех регулирующих органов, которым данные передаются в целях регулирования.
Лабораторные проверки и аудиты исследований неизбежно нарушают нормальную работу лаборатории. Поэтому инспекторы должны выполнять свою работу тщательно спланированным образом и, насколько это практически возможно, уважать пожелания руководства лаборатории относительно времени посещения определенных участков объекта.
Инспекторы при проведении лабораторных проверок и аудитов исследований будут иметь доступ к конфиденциальной, коммерчески ценной информации. Крайне важно обеспечить, чтобы такая информация была видна только уполномоченному персоналу. Их обязанности в этом отношении будут установлены в рамках их (национальной) программы мониторинга соответствия GLP. ПРОЦЕДУРЫ ИНСПЕКЦИИ
Предварительная проверка
Цель: Ознакомить инспектора с объектом, подлежащим проверке, в отношении структуры управления, физического расположения зданий и объема исследований.
Прежде чем проводить лабораторную инспекцию или аудит исследования, инспекторы должны ознакомиться с объектом, который предстоит посетить. Любая существующая информация об объекте должна быть проверена. Сюда могут входить отчеты о предыдущих проверках, планировка объекта, организационные схемы, отчеты об исследованиях, протоколы и биографические данные (резюме) ключевого персонала. Такие документы будут содержать информацию о:
- тип, размер и планировка объекта,
- диапазон исследований, которые могут встретиться во время проверки,
- структура управления объектом.
Инспекторы должны, в частности, отметить любые недостатки, выявленные в ходе предыдущих лабораторных проверок. Если предыдущие лабораторные проверки не проводились, можно провести прединспекционное посещение для получения соответствующей информации.
Лаборатории должны быть проинформированы о дате и времени прибытия инспекторов, цели их визита и продолжительности времени, в течение которого они планируют находиться в помещении. Это позволит лаборатории обеспечить наличие соответствующего персонала и документации. В тех случаях, когда необходимо изучить определенные документы или записи, может быть полезно идентифицировать их в лаборатории до посещения, чтобы они были немедленно доступны во время лабораторной проверки.
Начало конференции
Цель: Информировать руководство и персонал учреждения о причине предстоящей лабораторной проверки или аудита исследования, а также определить лабораторные зоны, исследования, выбранные для аудита, документы и персонал, которые могут быть задействованы. .
Административные и практические детали лабораторной инспекции или аудита исследования следует обсудить с руководством учреждения в начале посещения. На стартовой конференции инспекторы должны:
- обозначить цель и объем визита,
- описать документацию, которая потребуется для лабораторной проверки, например, списки текущих и завершенных исследований, планы исследований, стандартные операционные процедуры, отчеты об исследованиях и т. д. Доступ к соответствующим документам и, при необходимости, меры по их копированию. должно быть согласовано в это время,
- уточнять или запрашивать информацию о структуре управления (организации) и персонале объекта,
- запрашивать информацию о проведении параллельных исследований, соответствующих принципам GLP, с другими исследованиями, для которых они не применяются,
- сделать первоначальное определение относительно частей объекта, которые будут охвачены лабораторной инспекцией,
- описать документы и образцы, которые потребуются для текущего или завершенного исследования(й), выбранных для аудита исследования.
Прежде чем приступить к дальнейшей лабораторной проверке, инспектору рекомендуется установить контакт с отделом обеспечения качества (ОК) лаборатории.
Как правило, при проверке объекта инспекторам полезно, чтобы их сопровождал член отдела обеспечения качества.
Инспекторы, возможно, пожелают потребовать выделения помещения для проверки документов и других действий.
Организация и персонал
Цель: Определить, имеет ли испытательный центр достаточный квалифицированный персонал, кадровые ресурсы и вспомогательные службы для разнообразия и количества проводимых исследований; организационная структура является соответствующей; и руководство установило политику в отношении обучения и наблюдения за здоровьем персонала, соответствующую исследованиям, проводимым в учреждении.
Руководство следует попросить предоставить определенные документы, например:
- Планировка этажей,
- схемы управления объектом и научной организации,
- Резюме ключевого персонала, участвующего в типах исследований, выбранных для аудита исследования,
- список текущих и завершенных исследований с информацией о типе исследования, датах начала/завершения, системе тестирования, способе введения и имени руководителя исследования, - политике обучения персонала и надзора за здоровьем, если такая политика применялась учредил,
- записи об обучении персонала, если таковые имеются,
- указатель стандартных рабочих процедур объекта (СОП),
- конкретные СОП, относящиеся к исследованиям или процедурам, подлежащим проверке или аудиту,
- список руководителей исследований, связанных с проверяемыми исследованиями.
Инспектор должен проверить, в частности:
- списки текущих и завершенных исследований для определения уровня работы, проводимой лабораторией,
- личность и квалификация руководителей исследований, руководителя отдела обеспечения качества и другого ключевого персонала,
- наличие СОП для всех соответствующих областей тестирования.
Программа обеспечения качества
Цель: Определить, адекватны ли механизмы, используемые для обеспечения руководства проведением лабораторных исследований в соответствии с принципами GLP.
Руководителю отдела обеспечения качества (ОК) следует предложить продемонстрировать системы и методы проверки качества и мониторинга исследований, а также систему регистрации наблюдений, сделанных в ходе мониторинга качества. Инспекторы должны проверить:
- квалификация руководителя отдела контроля качества и всего персонала отдела контроля качества,
- что отдел обеспечения качества функционирует независимо от персонала, участвующего в исследованиях,
- как отдел обеспечения качества планирует и проводит проверки, как он контролирует выявленные критические этапы исследования и какие ресурсы доступны для проверок качества и деятельности по мониторингу,
- что если исследования имеют столь короткую продолжительность, что мониторинг каждого исследования невозможен, существуют механизмы для выборочного мониторинга,
- степень и глубина мониторинга качества на практических этапах исследования,
- процедуры обеспечения качества для проверки итогового отчета на предмет его соответствия исходным данным,
- что руководство получает отчеты от отдела контроля качества о проблемах, которые могут повлиять на качество или целостность исследования,
- действия, предпринимаемые QA при обнаружении отклонений,
- роль обеспечения качества, если таковая имеется, если исследования или части исследований проводятся в контрактных лабораториях,
- роль, которую играет, если таковая имеется, служба обеспечения качества в проверке, пересмотре и обновлении СОП.
Удобства
Цель: Определить, имеет ли испытательная установка подходящие размеры, конструкцию, дизайн и расположение для удовлетворения требований проводимых исследований.
Инспектор должен проверить следующее:
- конструкция обеспечивает достаточную степень разделения, например тестируемые вещества, животные, диеты, патологические образцы и т. д. одного исследования нельзя спутать с материалами другого исследования,
- Процедуры экологического контроля и мониторинга существуют и адекватно функционируют в критических областях, например: помещения для животных и других биологических тест-систем, помещения для хранения тестируемых веществ, лабораторные помещения,
- общий порядок содержания соответствует требованиям различных объектов и, при необходимости, предусмотрены процедуры борьбы с вредителями.
Уход, размещение и сдерживание биологических тест-систем
Цель: Определить, имеет ли испытательный центр, если он занимается исследованиями с использованием животных или других биологических тест-систем, вспомогательные помещения и условия для их ухода, содержания и содержания, достаточные для предотвращения стресса и других проблем, которые могут повлиять на тест-систему и, следовательно, на качество данных.
Испытательная лаборатория может проводить исследования, требующие разнообразия видов животных или растений, а также микробных или других клеточных или субклеточных систем. Тип используемых тест-систем будет определять аспекты, связанные с уходом, размещением или сдерживанием, за которыми будет следить инспектор. На основе своего суждения инспектор проверит в соответствии с тест-системами, что: - имеются помещения, адекватные используемым тест-системам и потребностям тестирования,
- существуют меры по карантину животных и растений, ввозимых на объект, и что эти меры работают удовлетворительно,
- существуют меры по изоляции животных (или других элементов тест-системы, если необходимо), о которых известно или есть подозрение на то, что они больны или являются носителями болезней,
- существует адекватный мониторинг и ведение учета состояния здоровья, поведения или других аспектов, соответствующих тест-системе,
- оборудование для поддержания условий окружающей среды, необходимых для каждой испытательной системы, является адекватным, в хорошем состоянии и эффективным,
- клетки для животных, стеллажи, резервуары и другие контейнеры, а также вспомогательное оборудование содержатся в достаточной чистоте,
- при необходимости проводятся анализы для проверки условий окружающей среды и вспомогательных систем,
- существуют средства для удаления и утилизации отходов животноводства и отходов тест-систем, и что они эксплуатируются так, чтобы свести к минимуму заражение паразитами, запахи, опасность заболеваний и загрязнение окружающей среды,
- предусмотрены места хранения кормов для животных или эквивалентных материалов для всех тест-систем; что эти зоны не используются для хранения других материалов, таких как тестируемые вещества, химикаты для борьбы с вредителями или дезинфицирующие средства, и что они отделены от зон, в которых содержатся животные или другие биологические тест-системы,
- хранящиеся корма и подстилка защищены от порчи под воздействием неблагоприятных условий окружающей среды, заражения или заражения.
Аппаратура, материалы, реагенты и образцы
Цель: Определить, имеется ли в лаборатории подходящее расположение, рабочее оборудование в достаточном количестве и достаточной мощности, отвечающее требованиям испытаний, проводимых в учреждении, и что материалы, реагенты и образцы правильно маркированы, используются и хранятся.
Инспектор должен проверить, что:
- оборудование чистое и в хорошем рабочем состоянии,
- ведутся записи о работе, техническом обслуживании, стандартизации и калибровке аппаратуры,
- материалы и химические реагенты правильно маркированы и хранятся при соответствующих температурах, а сроки годности не игнорируются. На этикетках реагентов должны быть указаны их источник, идентичность и концентрация и/или другая соответствующая информация.
- образцы хорошо идентифицируются по тест-системе, исследованию, характеру и дате сбора,
- используемые аппаратура и материалы не мешают работе тест-систем.
Тестовые системы
Цель: Определить, существуют ли адекватные процедуры для обращения и контроля различных тест-систем, необходимых для исследований, проводимых на предприятии. например химические и физические системы, клеточные и микробные системы, растения или животные.
Физические и химические системы
Инспектор должен проверить, что:
- если это требуется планами исследований, была определена стабильность тестируемых и эталонных веществ и использовались эталонные вещества, указанные в планах испытаний,
- Существуют СОПы, охватывающие лабораторную деятельность, и их положения соблюдаются,
- в автоматизированных системах данные, генерируемые в виде графиков, записей самописцев или компьютерных распечаток, документируются как необработанные данные и архивируются.
Биологические тест-системы
Принимая во внимание соответствующие аспекты, упомянутые выше, касающиеся ухода, размещения или сдерживания биологических тест-систем, инспектор должен проверить, что:
- тест-системы соответствуют планам исследований,
- тест-системы адекватно идентифицированы,
- животные адекватно и, если необходимо и целесообразно, однозначно идентифицированы на протяжении всего исследования, - жилье или контейнеры с тест-системами должным образом идентифицированы со всей необходимой информацией,
- существует адекватное разделение исследований, проводимых на одних и тех же видах животных (или одних и тех же биологических тест-системах), но с разными веществами,
- существует адекватное разделение видов животных (и других биологических тест-систем) в пространстве или во времени,
- среда биологической тест-системы соответствует условиям, указанным в плане исследования или СОП по таким аспектам, как температура или циклы освещения/темноты,
- регистрация получения, обращения, размещения или содержания, ухода и оценки состояния здоровья соответствует тест-системам,
- ведутся письменные записи об обследовании, карантине, заболеваемости, смертности, поведении, диагностике и лечении тест-систем на животных и растениях или других подобных аспектах, соответствующих каждой биологической тест-системе,
- существуют положения о соответствующей утилизации тест-систем по окончании испытаний.
Тестовые и эталонные вещества
Цель: Определить, имеются ли в лаборатории процедуры, предназначенные (i) для обеспечения того, чтобы идентичность, эффективность, количество и состав тестируемых и эталонных веществ соответствовали их спецификациям, и (ii) для надлежащего получения и хранения тестируемых и эталонных веществ.
Инспектор должен проверить, что:
- существуют СОПы для регистрации получения, а также обращения, отбора проб, использования и хранения тестируемых и эталонных веществ,
- контейнеры с тестируемыми и эталонными веществами правильно маркированы,
- условия хранения являются подходящими для сохранения концентрации, чистоты и стабильности тестируемых и эталонных веществ,
- существуют СОПы для определения идентичности, чистоты, состава, стабильности и предотвращения загрязнения тестируемых и эталонных веществ, где это применимо,
- ведутся записи о составе, характеристиках, концентрации и стабильности тестируемых и эталонных веществ, где это применимо,
- существуют процедуры определения гомогенности и стабильности смесей, содержащих тестируемые и эталонные вещества, где это применимо,
- контейнеры, содержащие смеси (или разведения) тестируемых и эталонных веществ, имеют маркировку и ведутся записи об однородности и стабильности их содержимого, где это применимо,
- если испытание длится более четырех недель, пробы из каждой серии тестируемых и эталонных веществ были взяты для аналитических целей и сохранены в течение соответствующего времени,
- процедуры смешивания веществ предназначены для предотвращения ошибок при идентификации или перекрестного загрязнения.
Стандартные рабочие процедуры
Цель: Определить, имеются ли в лаборатории письменные стандартные операционные процедуры (СОП), относящиеся ко всем важным аспектам деятельности лаборатории, учитывая, что одним из наиболее важных методов управления для контроля лабораторной деятельности является использование письменных СОП. Они относятся непосредственно к рутинным элементам испытаний, проводимых лабораторией.
Инспектор должен проверить, что:
- в каждой лабораторной зоне немедленно имеются соответствующие авторизованные копии СОП,
- существуют процедуры пересмотра и обновления СОП,
- любые поправки или изменения к СОП были утверждены и датированы,
- сохраняются исторические файлы СОП,
- СОП доступны для следующих видов деятельности, но не обязательно ограничиваются ими:
1.2 // (i) // получение, идентификация, маркировка, обращение, отбор проб, использование и хранение тестируемых и эталонных веществ; // (ii) // техническое обслуживание, очистка и калибровка измерительной аппаратуры и оборудования для контроля окружающей среды; // (iii) // приготовление реагентов и дозирование рецептур; // (iv) // ведение учета, отчетность, хранение и поиск записей и отчетов; // (v) // подготовка и экологический контроль помещений, содержащих тест-системы; // (vi) // получение, передача, местонахождение, характеристика, идентификация и уход за тест-системами; // (vii) // обращение с тест-системами до, во время и по окончании исследования; // (viii) // утилизация тест-систем; // (ix) // использование средств борьбы с вредителями и чистящих средств; // (x) // операции программы обеспечения качества.
Результаты исследования
Цель: Проверить наличие письменных планов исследования и соответствие планов и проведения исследования принципам GLP.
Инспектор должен проверить, что:
- план исследования был подписан руководителем исследования,
- любые поправки к плану исследования были подписаны и датированы,
- зафиксирована дата согласия спонсора с планом исследования (если применимо),
- измерения, наблюдения и исследования проводились в соответствии с планом исследования и соответствующими СОП,
- результаты этих измерений, наблюдений и исследований записывались непосредственно, оперативно, точно и разборчиво, подписывались (или парафировались) и датировались,
- любые изменения в необработанных данных, включая данные, хранящиеся на компьютерах, не затмевали предыдущие записи, указывали причину изменения и были подписаны и датированы,
- были идентифицированы сгенерированные или сохраненные компьютером данные и что процедуры защиты их от несанкционированного изменения или потери являются адекватными,
- компьютерное программное обеспечение, используемое в исследовании, является надежным, точным и может быть проверено,
- любые непредвиденные события, зафиксированные в исходных данных, были расследованы и оценены,
- результаты, представленные в отчетах исследования (промежуточных или окончательных), являются последовательными и полными и правильно отражают исходные данные.
Отчет о результатах исследования
Цель: определить, подготовлены ли окончательные отчеты в соответствии с принципами GLP.
Когда окончательный отчет доступен, инспектор должен проверить, что:
- он подписан и датирован руководителем исследования и другими ведущими учеными,
- руководитель исследования подписал заявление, подтверждающее принятие ответственности за достоверность исследования и подтверждающее, что исследование проводилось в соответствии с принципами GLP,
- в отчет включено заявление об обеспечении качества, оно подписано и датировано,
- любые изменения были внесены ответственным персоналом,
- в нем указано местоположение архива всех образцов, образцов и необработанных данных.
Хранение и хранение записей
Цель: Определить, подготовило ли учреждение адекватные записи и отчеты и были ли предприняты адекватные меры для безопасного хранения и хранения записей и материалов.
Инспектор должен проверить:
- архивные помещения для хранения планов исследований, исходных данных, итоговых отчетов, проб и образцов,
- процедуры поиска или архивирования материалов,
- процедуры, согласно которым доступ к архивам ограничен уполномоченным персоналом и ведется учет персонала, получившего доступ к необработанным данным, слайдам и т. д.,
- вести учет материалов, изъятых из архивов и возвращенных в них,
- что записи и материалы сохраняются в течение необходимого или соответствующего периода времени и защищены от потери или повреждения в результате пожара, неблагоприятных условий окружающей среды и т. д. ИССЛЕДОВАНИЯ АУДИТЫ
Лабораторные проверки, как правило, включают, среди прочего (ограниченные) проверки исследований. Это могут быть краткие обзоры текущих или завершенных исследований. Когда регулирующие органы запрашивают аудит конкретного исследования, проведение исследования и отчетность по нему должны быть подвергнуты детальной проверке. Из-за большого разнообразия типов исследований, которые могут подвергаться аудиту, уместны только общие рекомендации, а инспекторам и другим лицам, участвующим в аудите исследований, всегда придется выносить суждения относительно характера и объема проводимых ими проверок. Целью должно быть восстановление исследования на основе плана исследования с использованием соответствующих СОП, исходных данных и других архивных материалов.
В некоторых случаях инспекторам может потребоваться помощь других экспертов для проведения эффективного аудита исследования. когда есть необходимость исследовать срезы тканей под микроскопом.
При проведении аудиторской проверки инспектор должен:
- получить имена, должностные инструкции и краткие сведения об обучении и опыте отобранных сотрудников, участвующих в исследовании(ях), таких как руководитель исследования и ведущие ученые,
- проверить наличие достаточного количества персонала, обученного в соответствующих областях для проведения исследования(й),
- идентифицировать отдельные единицы аппаратуры или специального оборудования, использованного в исследовании, и изучить записи о калибровке, техническом обслуживании и обслуживании оборудования,
- просмотреть записи, касающиеся стабильности тестируемых веществ, анализов тестируемых веществ и составов, анализов кормов и т. д.,
- попытаться определить, по возможности, в процессе собеседования, рабочие задания выбранных лиц, участвующих в исследовании, чтобы выяснить, было ли у этих лиц время для выполнения задач, указанных в плане исследования или отчете,
- получить копии всей документации, касающейся процедур контроля или составной части исследования, включая:
(i) план исследования;
(ii) СОП, использовавшиеся на момент проведения исследования;
(iii) журналы учета, лабораторные тетради, файлы, рабочие листы, распечатки данных, хранящихся на компьютере, и т. д.;
(iv) окончательный отчет.
В исследованиях, в которых используются животные (т.е. грызуны и другие млекопитающие), инспекторы должны следить за определенным процентом отдельных животных с момента их прибытия в лабораторию до вскрытия. Им следует обратить особое внимание на записи, касающиеся:
- масса тела животного, потребление пищи/воды, рецептура и введение дозы и т. д.,
- клинические наблюдения и результаты аутопсий,
- клиническая химия,
- патология.
ЗАВЕРШЕНИЕ ИНСПЕКЦИИ ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ АУДИТА
После завершения лабораторной проверки или аудита исследования инспектор должен быть готов обсудить свои выводы с представителями испытательного центра и подготовить письменный отчет, т. е. отчет об инспекции.
Лабораторная проверка любой крупной лаборатории, скорее всего, выявит ряд незначительных отклонений от принципов GLP, но, как правило, они не будут достаточно серьезными, чтобы повлиять на достоверность исследований, проводимых в этой лаборатории. В таких случаях инспектору разумно сообщить, что лаборатория работает в соответствии с принципами GLP и критериями, установленными (национальным) органом по мониторингу GLP. Тем не менее, подробную информацию об обнаруженных недостатках или недостатках следует предоставить лаборатории и получить от ее старшего руководства заверения в том, что будут приняты меры для их устранения. Инспектору может потребоваться повторно посетить лабораторию через некоторое время, чтобы убедиться, что необходимые действия были предприняты. Если во время лабораторной инспекции или аудита исследования выявлено серьезное отклонение от принципов GLP, которое, по мнению инспектора, могло повлиять на достоверность этого исследования или других исследований, проводимых в учреждении, инспектор должен сообщить об этом (национальный) орган по мониторингу GLP. Действия, предпринятые этим органом, будут зависеть от характера и степени несоблюдения, а также юридических и/или административных положений программы соблюдения требований GP.
Если аудит исследования проводился по запросу регулирующего органа, следует подготовить полный отчет о результатах и отправить его через соответствующий (национальный) орган, осуществляющий мониторинг GLP, в соответствующий регулирующий орган.
Директивы по годам
- 2024
- 2023
- 2022
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
- 2011
- 2010
- 2009
- 2008
- 2007
- 2006
- 2005
- 2004
- 2003
- 2002
- 2001
- 2000
- 1999
- 1998
- 1997
- 1996
- 1995
- 1994
- 1993
- 1992
- 1991
- 1990
- 1989
- 1988
- 1987
- 1986
- 1985
- 1984
- 1983
- 1982
- 1981
- 1980
- 1979
- 1978
- 1977
- 1976
- 1975
- 1974
- 1973
- 1972
- 1971
- 1970
- 1969
- 1968
- 1967
- 1966
- 1965
- 1964
- 1963
- 1962
- 1961
- 1960
- 1959