Директива Совета 74/408/EEC от 22 июля 1974 г. о сближении законов государств-членов, касающихся внутреннего оборудования автомобилей (прочность сидений и их креплений)



Директива доступна на следующих языках

Язык Название
en Council Directive 74/408/EEC of 22 July 1974 on the approximation of the laws of the Member States relating to the interior fittings of motor vehicles (strength of seats and of their anchorages)
ru Директива Совета 74/408/EEC от 22 июля 1974 г. о сближении законов государств-членов, касающихся внутреннего оборудования автомобилей (прочность сидений и их креплений)

ДИРЕКТИВА СОВЕТА от 22 июля 1974 г. о сближении законов государств-членов, касающихся внутреннего оборудования автомобилей (прочность сидений и их креплений) (74/408/EEC)

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ,

Принимая во внимание Договор о создании Европейского экономического сообщества, и в частности его статью 100;

Принимая во внимание предложение Комиссии;

Принимая во внимание мнение Европейского парламента (1);

Принимая во внимание мнение Экономического и социального комитета;

Принимая во внимание, что технические требования, которым автомобили должны соответствовать в соответствии с национальным законодательством, касаются, среди прочего, внутреннего оборудования, обеспечивающего прочность сидений и их креплений;

Принимая во внимание, что эти требования различаются от одного государства-члена к другому; поскольку поэтому необходимо, чтобы все государства-члены ЕС приняли одни и те же требования либо в дополнение, либо вместо существующих правил, чтобы, в частности, разрешить процедуру утверждения типа ЕЭС, которая была предметом Директивы Совета № 70/ 156/EEC (2) от 6 февраля 1970 г. о сближении законов государств-членов, касающихся утверждения типа автомобилей и их прицепов, которые должны применяться в отношении каждого типа транспортных средств;

Принимая во внимание, что общие требования к внутреннему оборудованию пассажирского салона, расположению органов управления, крыше, спинкам и задней части сидений установлены Директивой Совета № 74/60/EEC (3) 17 декабря 1973 г.; поскольку требования к внутренней арматуре, обеспечивающей поведение рулевого механизма в случае удара, установлены Директивой Совета 74/297/EEC (4) от 4 июня 1974 г.; поскольку другие требования к внутреннему оснащению, в частности к подголовникам, креплениям ремней безопасности и расположению органов управления, будут приняты позднее;

Принимая во внимание, что в основном целесообразно использовать определенные технические требования, принятые Европейской экономической комиссией ООН в ее Правилах № 17 (5) (Единые положения, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении прочности сидений и их креплений) которое является приложением к Соглашению от 20 марта 1958 года о принятии единых условий официального утверждения и взаимного признания официального утверждения оборудования и частей автотранспортных средств;

Принимая во внимание, что сближение национальных законов, касающихся автотранспортных средств, влечет за собой взаимное признание (1) OJ № C 108, 10.12.1973, стр. 75. (2)ОЖ № L 42, 23 февраля 1970 г., с. 1. (3)ОЖ № L 38, 11 февраля 1974 г., с. 2. (4)ОЖ № L 165, 20.6.1974, с. 16. (5)>PIC FILE="T0006114">

Проверки государств-членов осуществляются каждым из них на основе общих положений; поскольку для бесперебойного функционирования такая система должна применяться всеми государствами-членами ЕС с одной и той же даты,

ПРИНЯЛ ЭТУ ДИРЕКТИВУ:

Статья 1

1. Для целей настоящей Директивы «транспортное средство» означает любое транспортное средство, предназначенное для использования на дорогах, с кузовом или без него, имеющее как минимум четыре колеса и максимальную расчетную скорость, превышающую 25 км/ч, за исключением рельсовых транспортных средств, сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов, машин и транспортных средств для общественных работ.

2. Настоящая Директива не распространяется на сиденья со встроенными креплениями для ремней безопасности, на складные («откидывающиеся») сиденья, а также на сиденья, обращенные вбок или назад.

Статья 2

Ни одно государство-член не может отказать в выдаче одобрения типа ЕЭС или национального одобрения типа транспортного средства на основаниях, касающихся прочности сидений или их креплений, если они соответствуют требованиям, изложенным в Приложениях I и II, когда транспортное средство принадлежит к категории М1, а также требованиям, изложенным в Приложении III, если транспортное средство относится к категориям М2, М3, N1, N2 или N3. Категории транспортных средств определены в Приложении I к Директиве № 70/156/EEC.

Статья 3

Ни одно государство-член не может отказать в регистрации или запретить продажу, ввод в эксплуатацию или использование любого транспортного средства на основаниях, касающихся прочности сидений или их креплений, если они соответствуют требованиям, изложенным в Приложениях I и II, когда транспортное средство относится к категории М1, а также требованиям Приложения III, когда транспортное средство принадлежит к категориям М2, М3, N1, N2 или N3.

Статья 4

Государство-член, выдавшее одобрение типа, должно принять необходимые меры для обеспечения информирования о любых изменениях любой части или характеристики, упомянутых в Приложении I, 2.2. Компетентные органы этого государства определяют, следует ли проводить новые испытания модифицированного транспортного средства и составлять новый отчет. Если такие испытания выявляют несоответствие требованиям настоящей Директивы, модификация не утверждается.

Статья 5

Изменения, необходимые для адаптации положений Приложений I–IV с учетом технического прогресса, должны быть приняты в соответствии с процедурой, установленной в статье 13 Директивы № 70/156/EEC.

Статья 6

1. К 1 марта 1975 г. государства-члены должны принять и опубликовать положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, и немедленно проинформировать об этом Комиссию.

Они будут применять эти положения с 1 октября 1975 года.

2. Как только эта Директива будет уведомлена, государства-члены должны обеспечить, чтобы любые проекты законов, постановлений или административных положений, которые они намереваются принять в области, охватываемой настоящей Директивой, были переданы Комиссии в достаточное время для ее рассмотрения. последнему представить свои замечания по этому поводу.

Статья 7

Данная Директива адресована государствам-членам.

Совершено в Брюсселе 22 июля 1974 г.

За Совет

Президент

Ж. СОВАНАРГ

ПРИЛОЖЕНИЕ I (1) ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЗАЯВКА НА ОДОБРЕНИЕ ТИПА ЕЕС, ОДОБРЕНИЕ ТИПА ЕЕС, ОБЩИЕ СПЕЦИФИКАЦИИ, ИСПЫТАНИЯ, ПРОВЕРКИ, СООТВЕТСТВИЕ ПРОИЗВОДСТВА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Технические характеристики, изложенные в настоящем Приложении, применяются только к транспортным средствам категории М1.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Для целей настоящей Директивы: (2.1.)

<р> 2.2. «тип транспортного средства с точки зрения прочности сидений и их креплений»: автомобили, которые не отличаются по таким существенным признакам, как: 2.2.1. конструкция, форма, размеры и материалы сидений,

<р> 2.2.2. типы и размеры систем регулировки и блокировки спинки сиденья,

<р> 2.2.3. типы и размеры креплений сидений и задействованных частей кузова транспортного средства;

<р> 2.3. «крепление» означает систему, с помощью которой сиденье в сборе крепится к кузову транспортного средства, включая соответствующие части кузова транспортного средства;

<р> 2.4. «система регулировки» означает устройство, с помощью которого сиденье или его части могут быть отрегулированы в положение, соответствующее морфологии сидящего пассажира; это устройство может, в частности, позволять: 2.4.1. продольное смещение,

<р> 2.4.2. вертикальное смещение,

<р> 2.4.3. угловое смещение;

<р> 2.5. «система перемещения» означает устройство, позволяющее смещать сиденье или одну из его частей в угловом или продольном направлении без фиксированного промежуточного положения для облегчения доступа пассажиров;

<р> 2.6. «система блокировки» означает устройство, обеспечивающее удержание сиденья и его частей в рабочем положении;

<р> 2.7. «Складное (откидывающееся) сиденье» означает сиденье, спинка которого может складываться вперед на сиденье и сиденье которого может поворачиваться вперед относительно пола.

3. ЗАЯВКА НА ОДОБРЕНИЕ ТИПА ЕЕС 3.1. Заявка на одобрение типа транспортного средства ЕЭС в отношении прочности сидений и их креплений подается изготовителем транспортного средства или его уполномоченным представителем.

<р> 3.2. К нему должны быть приложены нижеуказанные документы в трех экземплярах и следующие сведения: 3.2.1. подробное описание типа транспортного средства с учетом конструкции сидений, их креплений, а также системы регулировки и блокировки,

<р> 3.2.2. чертежи в соответствующем масштабе и с достаточной детализацией сидений, их креплений к транспортному средству, а также систем их регулировки и блокировки. (1) Текст настоящего Приложения I в основном аналогичен тексту Регламента № 17 Европейской экономической комиссии ООН; в частности, подразделения разделов одинаковы. Если пункт Правил № 17 не имеет соответствующего пункта в настоящем Приложении, для записи номер указывается в скобках.

<р> 3.3. В техническую службу, ответственную за проведение испытаний по утверждению типа, должны быть представлены: 3.3.1. представитель транспортного средства типа транспортного средства, подлежащего утверждению,

<р> 3.3.2. дополнительный комплект сидений, которыми оборудован автомобиль, с их креплениями.

4. ОДОБРЕНИЕ ТИПА ЕЭС (4.1.)

(4.2.)

<р> 4.3. К сертификату утверждения типа ЕЭС прилагается сертификат, соответствующий образцу, указанному в Приложении IV.

(4.4.) (4.4.1.)

(4.4.2.)

(4.5.)

(4.6.)

5. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 5.1. Каждая предусмотренная система регулировки и перемещения должна включать в себя систему блокировки, которая должна работать автоматически.

<р> 5.2. Орган управления разблокировкой устройства, указанного в пункте 2.5, должен быть расположен снаружи сиденья рядом с дверью. Оно должно быть легко доступно даже для человека, сидящего непосредственно за соответствующим сиденьем.

6. ТЕСТЫ 6.1. Испытание прочности спинки сиденья и систем ее фиксации 6.1.1. Для этого испытания спинка сиденья, если она регулируется, должна быть зафиксирована в положении, соответствующем наклону назад, максимально близкому к 25° от вертикали исходной линии туловища манекена, описанного в пункте 3 Приложения II, за исключением случаев, когда иное не указано производителем.

<р> 6.1.2. Сила, создающая момент 53 мДа по отношению к точке Н, прикладывается в продольном направлении и назад к верхней части спинки сиденья с помощью компонента, имитирующего спинку манекена, описанного в пункте 3 Приложения II.

<р> 6.2. Испытание прочности креплений сидений и систем блокировки сидений 6.2.1. Системы во всех сидячих положениях должны выдерживать силы, предусмотренные в пункте 6.2.2. Тем не менее, это требование считается выполненным, если испытание, проведенное в положениях, указанных в пункте 6.2.5 и, при необходимости, в пункте 6.2.6, является удовлетворительным.

<р> 6.2.2. К раме сиденья должна быть приложена горизонтальная продольная сила, проходящая через центр тяжести сиденья в сборе и равная 20-кратному весу сиденья в сборе. Два испытания проводятся на одном и том же сиденье, при этом сила прикладывается один раз вперед и один раз назад. Если сиденье состоит из отдельных частей, каждая из которых прикреплена к раме, испытания должны проводиться на каждой части, как описано выше. Если сиденье состоит из компонентов, частично прикрепленных к кузову транспортного средства и поддерживающих друг друга некоторыми частями, испытания должны проводиться одновременно путем приложения к центру тяжести каждой части усилий, соответствующих каждому компоненту, рассматриваемому отдельно.

<р> 6.2.3. Для испытания, предусмотренного в пункте 6.2.1, соединение между спинкой сиденья и подушкой может быть усилено при условии, что усиливающие компоненты прикреплены к каркасу спинки сиденья на уровне точки приложения силы и на самая передняя точка каркаса подушки.

<р> 6.2.4. Условия, предусмотренные пунктом 6.2.2, можно считать выполненными, если к боковым несущим компонентам рамы сиденья на уровне центра тяжести приложены две силы, каждая из которых равна половине предписанной силы.

<р> 6.2.5. Сиденье должно быть испытано: 6.2.5.1. в положении, в котором пассажир сидит дальше всего вперед, при этом подушка находится в самом высоком переднем положении, когда сила прикладывается в направлении вперед, и

<р> 6.2.5.2. в положении, в котором пассажир сидит дальше всего назад, при этом подушка помещается в самое нижнее положение назад, когда сила прикладывается в направлении назад.

<р> 6.2.6. В случаях, когда расположение систем блокировки явно таково, что в положении сиденья, отличном от определенного в пунктах 6.2.5.1 и 6.2.5.2, распределение усилий на системы блокировки и крепление сиденья будет менее благоприятным, чем в конфигурациях определенных в этих пунктах, испытания должны быть повторены в этом положении сиденья.

<р> 6.3. Испытания на стойкость запорных систем к инерционным воздействиям 6.3.1. Если к сиденью в сборе приложено горизонтальное продольное ускорение 20 g в направлении вперед и назад, то размыкание систем блокировки не должно определяться.

<р> 6.3.2. Вместо динамических испытаний, предусмотренных п. 6.3.1, может быть принят расчет инерционных воздействий на все элементы запорных систем. При таком расчете силы трения не учитываются.

<р> 6.4. Допускаются эквивалентные методы испытаний при условии, что результаты, указанные в пунктах 6.1, 6.2 и 6.3, могут быть получены либо полностью посредством замещающего испытания, либо расчетом по результатам замещающего испытания. Если используется какой-либо метод, отличный от описанного в пунктах 6.1, 6.2 и 6.3, необходимо доказать его эквивалентность.

7. ПРОВЕРКА 7.1. В ходе испытаний, предусмотренных пунктами 6.1 и 6.2, в раме сиденья или в системах его крепления, регулировки и перемещения или в их фиксирующих устройствах не должно быть обнаружено никаких повреждений. Однако системы регулировки и перемещения, а также их запорные устройства не должны находиться в рабочем состоянии после этих испытаний. Однако система перемещения, упомянутая в пункте 2.5, должна иметь возможность разблокировки после испытаний.

(8.)

9. СООТВЕТСТВИЕ ПРОИЗВОДСТВА (9.1.)

<р> 9.2. Для проверки соответствия утвержденному типу на серийно выпускаемых транспортных средствах должно быть проведено достаточное количество выборочных проверок.

<р> 9.3. Как правило, проверки ограничиваются измерением размеров. Однако при необходимости транспортные средства или сиденья должны быть подвергнуты испытаниям в соответствии с требованиями пункта 6.

(10.)

(11.)

ПРИЛОЖЕНИЕ II ПРОЦЕДУРА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ H И ФАКТИЧЕСКОГО УГЛА СПИНКИ И ПРОВЕРКИ ИХ СВЯЗИ С ТОЧКОЙ R И РАСЧЕТНЫМ УГЛОМ СПИНКИ

0. ОБЩИЕ

Технические характеристики настоящего Приложения применимы только к транспортным средствам категории М1.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1.1. Точка H: см. пункт 1.1 Директивы № 74/60/EEC.

<р> 1.2. Точка R: см. пункт 1.2 Директивы № 74/60/EEC.

<р> 1.3. «Угол спинки сиденья» означает наклон спинки сиденья относительно вертикали.

<р> 1.4. «Фактический угол наклона спинки сиденья» означает угол, образованный вертикалью, проходящей через точку H, с опорной линией туловища человеческого тела, представленной манекеном, описанным в пункте 3.

<р> 1.5. «Расчетный угол наклона спинки сиденья» означает угол, указанный изготовителем, который: 1.5.1. определяет угол наклона спинки сиденья для самого нижнего и самого заднего нормального положения вождения или движения каждого сиденья, предусмотренного в автомобиле производителем,

<р> 1.5.2. формируется в точке R вертикалью и опорной линией туловища,

<р> 1.5.3. теоретически соответствует фактическому углу наклона спинки сиденья.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧКИ H

См. пункт 2 Приложения IV к Директиве № 74/60/EEC.

3. ОПИСАНИЕ МАНЕКЕНА

См. пункт 3 Приложения IV к Директиве № 74/60/EEC.

4. НАСТРОЙКА МАНЕКЕНА

См. пункт 4 Приложения IV к Директиве № 74/60/EEC.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ 5.1. Если манекен установлен, как описано в пункте 4, точка H сиденья транспортного средства должна быть точкой H на манекене.

<р> 5.2. Каждая координата точки Н и фактический угол спинки сиденья должны быть измерены как можно точнее. То же самое относится и к координатам конкретных точек пассажирского салона. Проекции этих точек на вертикальную продольную плоскость затем наносят на график, на котором также указывается фактический измеренный угол спинки сиденья.

6. ПРОВЕРКА ОТНОСИТЕЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТОЧЕК R И H И СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАСЧЕТНЫМ УГЛОМ СПИНКИ И ФАКТИЧЕСКИМ УГЛОМ СПИНКИ 6.1. Результаты измерений, проведенных в соответствии с пунктом 5.2 для точки Н и фактического угла наклона спинки сиденья, сравнивают с координатами точки R и расчетным углом наклона спинки сиденья, предоставленными изготовителем транспортного средства.

<р> 6.2. Проверка соотношения между двумя точками считается удовлетворительной для рассматриваемого положения сиденья при условии, что координаты точки H лежат в пределах продольного прямоугольника, горизонтальная и вертикальная стороны которого составляют 30 мм и 20 мм соответственно, а диагонали которого пересекаются в точках пересечения. Точка Р. Проверка угла спинки сиденья считается удовлетворительной, если фактический угол спинки сиденья находится в пределах 3° от расчетного угла спинки сиденья. Если эти условия выполняются, для испытания следует использовать точку R и расчетный угол наклона спинки сиденья и, при необходимости, манекен отрегулировать так, чтобы точка H совпадала с точкой R, а фактический угол наклона спинки сиденья совпадал. с дизайнерским углом наклона спинки сиденья.

<р> 6.3. Если точка Н или фактический угол наклона спинки сиденья не удовлетворяет требованиям пункта 6.2, необходимо провести два дополнительных определения точки Н (всего три).

Если две из трех определенных таким образом точек лежат внутри прямоугольника, результат испытания считается удовлетворительным.

<р> 6.4. Если хотя бы две из трех определенных точек лежат за пределами прямоугольника, результат испытаний считается неудовлетворительным.

6.5 В случае, указанном в пункте 6.3, или когда проверка не может быть проведена из-за того, что производитель транспортного средства не предоставил данные о положении точки R, может использоваться средний результат трех определений точки H. и считается применимым во всех случаях, когда точка R упоминается в настоящей Директиве.

<р> 6.6. При проверке соотношения точек R и H на транспортном средстве текущего производства прямоугольник, указанный в пункте 6.2 выше, заменяется квадратом со стороной 50 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ III ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Требования, изложенные в настоящем Приложении, применяются к транспортным средствам категорий М2, М3, N1, N2 или N3.

2. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 2.1. Сиденья и многоместные сиденья должны быть прочно прикреплены к автомобилю.

<р> 2.2. Сдвижные сиденья и многоместные сиденья должны автоматически фиксироваться во всех предусмотренных положениях.

<р> 2.3. Регулируемые спинки сидений должны фиксироваться во всех предусмотренных положениях.

<р> 2.4. Все сиденья, которые можно наклонить вперед или имеют откидную спинку, должны автоматически фиксироваться в нормальном положении.

ПРИМЕР ПРИЛОЖЕНИЯ IV

>PIC ФАЙЛ="T0006115">