УКАЗ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 1. Утвердить Концепцию государственной национальной политики в Республике Башкортостан согласно приложению к настоящему Указу.
2.
Государственным органам Республики Башкортостан при решении вопросов, касающихся межнациональных отношений и этнокультурного развития, руководствоваться Концепцией государственной национальной политики в Республике Башкортостан.
3.
Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Башкортостан, организациям и общественным объединениям руководствоваться в своей деятельности положениями Концепции государственной национальной политики в Республике Башкортостан.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Бадранова А.Ш.
5. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Глава Республики Башкортостан Р.ХАБИРОВ Уфа, Дом Республики 12 августа 2022 года № УГ-562 Приложение к Указу Главы Республики Башкортостан от 12 августа 2022 г. № УГ-562 КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Концепция государственной национальной политики в Республике Башкортостан (далее - Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов, определяющих основные цели, задачи и направления государственной национальной политики в Республике Башкортостан, а также механизмы ее реализации.
1.2. Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан, иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан, а также общепризнанные принципы и нормы международного права. Концепция разработана с учетом основных положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666, документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, миграционной, молодежной и информационной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики в Республике Башкортостан.
1.3. Концепция носит комплексный, межотраслевой, социально ориентированный характер и направлена на развитие значительного потенциала многонационального народа Республики Башкортостан, сохранение традиционных ценностей, родных языков, духовного наследия и материальных культур. Ее реализация будет способствовать выработке органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества единых подходов к решению вопросов государственной национальной политики, укреплению общероссийской гражданской идентичности.
1.4. Объектом государственной национальной политики в Республике Башкортостан является сфера межнациональных и межконфессиональных отношений. Субъектом государственной национальной политики выступают государственные органы Республики Башкортостан, органы местного самоуправления Республики Башкортостан, организации культуры и образования, средства массовой информации, общественные организации и религиозные объединения, деятельность которых направлена на укрепление гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия.
1.5. Концепция опирается на исторические традиции и духовное наследие народов, проживающих в Республике Башкортостан (далее - народы Республики Башкортостан), их многовековой опыт этнокультурного взаимодействия, сотрудничества и взаимоуважения, учитывает природные, геоклиматические, экономические, социально-культурные и демографические условия, способствовавшие формированию современного многонационального сообщества Республики Башкортостан.
1.6. Концепция ориентирована на защиту и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, развитие языков и культуры народов России и Республики Башкортостан.
1.7. Концепция определяет основы координации деятельности государственных органов Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, и их взаимодействия с научными, образовательными и культурно-просветительскими организациями, институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в республике.
2.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 2.1. Республика Башкортостан - один из крупных регионов Российской Федерации, в силу своего географического положения и целого ряда исторических причин является полиэтничным и поликонфессиональным субъектом Российской Федерации, в котором проживают представители 160 национальностей (русские - 36,1%, башкиры - 29,5%, татары - 25,4%, чуваши - 2,7%, марийцы - 2,6%, украинцы - 1%, лица других национальностей - 2,7%).
2.2. Население республики формировалось на протяжении нескольких столетий, ее территория была зоной расселения и миграции различных этносов. Этому также способствовали добровольное вхождение в XVI веке Башкирии в состав Российского государства, многие важные социокультурные, исторические, демографические и другие факторы.
В результате многовекового взаимодействия тюркских, славянских и финно-угорских народов на территории Башкортостана сложились устойчивые традиции взаимного уважения и согласия.
2.3.
Многонациональный состав населения республики оказывает важное влияние на ее социально-экономическую и общественную жизнь. Исходя из этого одним из приоритетных направлений деятельности государственных органов Республики Башкортостан является эффективная и взвешенная национальная политика.
2.4. Основными целями государственной национальной политики в Республике Башкортостан являются сохранение этнокультурного многообразия народов Республики Башкортостан, укрепление межнационального мира и согласия, общероссийской гражданской идентичности.
2.5.
Сохранение и развитие исторически ценных культурных, языковых и религиозных традиций народов Республики Башкортостан способствуют укреплению единства и взаимоуважения между их представителями, воспитанию у жителей республики чувства патриотизма, укреплению общегражданской и региональной идентичности, сохранению единого культурно-исторического, экономического и правового пространства страны.
2.6. В Республике Башкортостан сформирована устойчивая система взаимодействия в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, ведущая роль в которой отводится государственным органам Республики Башкортостан, органам местного самоуправления Республики Башкортостан и общественным этнокультурным объединениям. В 2000 году была создана Ассамблея народов Республики Башкортостан, основными задачами деятельности которой являются сохранение и укрепление межнационального согласия и духовного единства, содействие сохранению культурно-исторического наследия народов и поддержка государственных языков республики, создание условий для возрождения и развития народных традиций. В состав Ассамблеи народов Республики Башкортостан входят наиболее крупные национальные общественные объединения, которые с учетом интересов представляемых ими народов республики самостоятельно разрабатывают планы мероприятий, направленные на сохранение своего родного языка, традиций, основ национальной культуры. Действуют и получают поддержку многочисленные объединения диаспор представителей народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.
2.7. В целях совершенствования государственной национальной политики, а также укрепления гражданского единства в республике действует Совет при Главе Республики Башкортостан по межнациональным отношениям.
2.8. В Республике Башкортостан ведется системная работа по реализации образовательных и культурно-просветительских мер по формированию общероссийской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов республики, их вклада в укрепление государства и защиту Отечества.
2.9.
Достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в Республике Башкортостан. Согласно данным социологического опроса 2021 года 90,2% жителей республики от общего количества опрошенных положительно оценивают состояние межнациональных отношений, 89,1% отмечают отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной или языковой принадлежности. При этом уровень общегражданской идентичности в регионе составил 73,1%.
2.10. В республике созданы необходимые условия для формирования благоприятной среды, направленной на этно- и поликультурное развитие молодежи. Учреждения культуры, образования, науки, средства массовой информации ведут активную работу, направленную на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений. В общеобразовательных организациях организовано изучение 14 языков народов Республики Башкортостан. Средства массовой информации осуществляют информационную деятельность на 6 языках народов Республики Башкортостан.
2.11.
Скоординированная работа государственных органов Республики Башкортостан строится на основе законодательства Российской Федерации и на принципах единого концептуального подхода. Выработана система современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов власти в сфере межнациональных отношений. Это позволяет сохранять политическую стабильность, межнациональный мир и гражданское согласие.
2.12. В республике созданы условия для активного развития языков, как обладающих статусом государственного (русского и башкирского), так и языков других национальностей. Русский язык выступает в качестве языка межнационального общения, способствует обеспечению единства и тесного взаимодействия народов Республики Башкортостан.
2.13.
Основными конфессиями в Республике Башкортостан являются ислам и православие, на долю которых приходится 90% от общего количества религиозных организаций.
Проводимая в регионе государственно-конфессиональная политика играет важную роль в сохранении и укреплении межнационального мира и согласия.
Этноконфессиональную ситуацию в республике характеризует высокая степень доверия, веротерпимости и взаимоуважения между представителями разных конфессий.
2.14. Вместе с тем в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений имеются следующие проблемы, обусловленные появлением новых вызовов и угроз:
а) размывание общегражданской идентичности в результате опасного проникновения и распространения радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности, идеологии экстремизма и терроризма;
б) информационно-психологические диверсии и навязывание чуждых ценностей, которые создают угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного суверенитета, а также попытки фальсификации российской и региональной истории, искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов;
в) влияние глобализации на национальные культуры, частичная утрата национальных традиций и этнокультурного наследия;
г) увеличение миграционного притока из других регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья;
д) недостаточность реализуемых мер по обеспечению эффективной социально-культурной адаптации и интеграции внутренних мигрантов и иностранных граждан.
3.
НАПРАВЛЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 3.1. Основными направлениями государственной национальной политики в Республике Башкортостан являются:
а) формирование гражданского единства на основе ценностей патриотизма, исторической памяти, уважения национальных традиций и религиозных чувств народов Республики Башкортостан;
б) сохранение и развитие материальной и духовной культуры народов Республики Башкортостан;
в) профилактика межнациональных, межконфессиональных и языковых конфликтов;
г) обеспечение прав граждан на изучение государственных языков Российской Федерации (русского языка) и Республики Башкортостан (русского и башкирского языков), а также родных языков народов Республики Башкортостан;
д) создание социально-экономических условий, благоприятной этноконфессиональной и культурной среды, благоприятной для эффективной социокультурной адаптации и интеграции внутренних мигрантов и иностранных граждан в регионе;
е) развитие системы взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями в целях укрепления общегражданской идентичности, межнационального и межконфессионального мира и согласия между народами Республики Башкортостан;
ж) создание и распространение теле- и радиопрограмм, аудио- и видеоматериалов, материалов Интернет-ресурсов, печатной продукции, социальной рекламы, содержащих информацию и знания, направленные на формирование общероссийской гражданской идентичности;
з) оказание поддержки башкирам, проживающим за пределами Республики Башкортостан, в изучении родного языка, культуры, истории, обычаев и традиций;
и) развитие в молодежной среде культуры межнационального и межконфессионального общения, профилактика и предупреждение распространения национальной, религиозной и языковой нетерпимости.
3.2.
Принципами государственной национальной политики в Республике Башкортостан являются:
а) непрерывность и последовательность реализации национальной политики в Республике Башкортостан;
б) открытость государственных органов Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан к диалогу в сфере гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в целях их гармонизации;
в) ответственность государственных органов Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан и некоммерческих организаций за реализацию эффективной национальной, религиозной и языковой политики;
г) признание некоммерческих организаций равноправными партнерами государственных органов Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан в формировании и реализации государственной национальной политики;
д) приоритетность государственной поддержки развития общероссийской гражданской идентичности, этнокультурного, религиозного и языкового разнообразия народов Республики Башкортостан;
е) неприемлемость любых форм насилия при разрешении межрасовых, межнациональных, межконфессиональных и межязыковых противоречий и конфликтов;
ж) уважение национальных и религиозных обычаев и традиций народов Республики Башкортостан;
з) единство государственной национальной политики на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях.
3.3. Целями государственной национальной политики в Республике Башкортостан являются:
а) развитие общероссийской гражданской идентичности с учетом духовно-нравственных и культурных ценностей народов Республики Башкортостан;
б) обеспечение конституционных прав граждан в области межнационального, межконфессионального, языкового и культурного взаимодействия;
в) совершенствование условий для национальной, религиозной, языковой и культурной самореализации народов Республики Башкортостан;
г) укрепление дружбы, взаимопомощи и добрососедства между народами Республики Башкортостан;
д) гармоничное сочетание социально-экономического развития муниципальных образований Республики Башкортостан с их этноконфессиональной спецификой;
е) обеспечение прав граждан на изучение государственных и родных языков народов Российской Федерации и Республики Башкортостан;
ж) достижение баланса между потребностями Республики Башкортостан в различных видах миграции и стабильностью в области этноконфессиональных отношений;
з) повышение эффективности совместной работы государственных органов Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан по реализации государственной национальной политики в Республике Башкортостан;
и) формирование взвешенного информационного контента в целях гармонизации межнациональных, межконфессиональных и языковых отношений;
к) развитие межрегионального и международного сотрудничества в сферах культуры, образования и науки;
л) распространение в молодежной среде ценностей межнационального и межконфессионального согласия, дружбы, патриотизма и солидарности.
3.4. Задачами государственной национальной политики в Республике Башкортостан являются:
а) в сфере укрепления общероссийской гражданской идентичности:
увеличение в образовательных программах и учебниках объема материала, направленного на формирование гражданского самосознания, патриотизма, подчеркивающего общность исторических судеб народов Республики Башкортостан в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
проведение мероприятий, направленных на сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия народов Республики Башкортостан;
совершенствование молодежной политики в направлении профилактики расовой, национальной, религиозной и языковой нетерпимости, содействие развитию военно-патриотического и поискового движения в республике;
б) в сфере соблюдения конституционных прав и свобод граждан:
обеспечение равенства граждан при обращении в государственные и муниципальные органы власти Республики Башкортостан, поступлении и прохождении государственной и муниципальной службы, формировании кадрового резерва;
создание условий для свободного определения гражданами своей национальной, религиозной и языковой идентичности;
недопущение дискриминации по расовому, национальному, религиозному или языковому признаку;
в) в сфере сохранения и поддержки этнокультурного и языкового разнообразия и укрепления гражданского единства многонационального народа Республики Башкортостан:
распространение знаний об истории, культуре, сегодняшних достижениях, выдающихся представителях народов Республики Башкортостан;
расширение доступа к материальному и духовному наследию народов Республики Башкортостан;
совершенствование системы подготовки национальных кадров для сфер образования, искусства и культуры, средств массовой информации;
государственная поддержка научных исследований, создания произведений литературы, искусства, кино, Интернет-контента, освещающих жизнь и творчество выдающихся деятелей Республики Башкортостан, знаковые исторические события, способствовавшие формированию традиций межнационального мира и согласия между народами Республики Башкортостан;
разработка образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и проведение научных мероприятий по изучению многовекового опыта взаимодействия народов Республики Башкортостан с использованием исторических документов, раскрывающих истоки единства и солидарности народов Республики Башкортостан;
разработка модели региональной языковой политики, совместных действий государства и гражданского общества, направленных на сохранение и развитие языков народов Республики Башкортостан;
поддержка, развитие и популяризация бренда Республики Башкортостан как региона с уникальной многонациональной культурой, богатым историко-культурным наследием, имеющего значительный туристический потенциал;
г) в сфере обеспечения межнационального и межконфессионального мира и согласия, гармонизации межнациональных отношений:
сохранение принципов взаимоуважения в сферах межнациональных, межконфессиональных и языковых отношений между народами Республики Башкортостан;
принятие профилактических мер, в том числе воспитательных, пропагандистских, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
реализация комплекса мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных, межконфессиональных и языковых отношений;
д) в сфере обеспечения социально-экономических условий для эффективной реализации национальной политики в Республике Башкортостан:
учет национального и религиозного факторов при формировании стратегий развития муниципальных образований Республики Башкортостан и размещении промышленных предприятий, социально-культурных объектов, культовых сооружений на их территории;
обеспечение равного доступа граждан к социальным и иным видам услуг независимо от национальной и религиозной принадлежности и владения языками;
разработка и реализация государственных программ, социально-экономических стратегий развития с учетом этноконфессиональной и языковой специфики муниципальных образований Республики Башкортостан;
е) в сфере обеспечения условий для сохранения и развития языков народов Республики Башкортостан:
разработка и внедрение современных образовательных программ и учебников, направленных на изучение государственных языков и языков народов Республики Башкортостан в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
развитие полилингвального образования, национальных, а также воскресных школ в Республике Башкортостан;
кадровое обеспечение преподавания государственных языков и языков народов Республики Башкортостан;
производство теле- и радиопрограмм, аудио- и видеоматериалов, создание Интернет-ресурсов, издание печатной продукции на государственных и родных языках народов Республики Башкортостан;
грантовая поддержка на конкурсной основе лучших проектов по сохранению и продвижению государственных и родных языков народов Республики Башкортостан;
ж) в сфере миграции внутренних мигрантов и иностранных граждан в Республику Башкортостан:
содействие центрам национальных культур, входящим в Ассамблею народов Республики Башкортостан, диаспорам и землячествам в социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан;
содействие изучению внутренними мигрантами и иностранными гражданами истории и культуры республики, государственных языков и языков народов Республики Башкортостан;
з) в сфере государственного управления:
подготовка и переподготовка государственных и муниципальных служащих, ответственных за сферу этноконфессиональных отношений;
разработка и реализация государственных программ в сферах гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений и миграционной политики;
и) в сфере информационного обеспечения реализации государственной национальной политики в Республике Башкортостан:
совершенствование информационного сопровождения мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений;
проведение мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций на основе широкого внедрения информационных технологий;
обеспечение государственных органов Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан информацией о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений;
информационное обеспечение мероприятий, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности, поддержание этнокультурного и языкового разнообразия народов Республики Башкортостан;
к) в сфере международного и межрегионального сотрудничества:
правовое обеспечение межрегионального и международного сотрудничества в сферах образования, культуры, науки и миграции;
содействие деятельности некоммерческих организаций, направленной на сохранение культуры, языка, традиций и обычаев башкирского народа за пределами Республики Башкортостан;
содействие развитию познавательного этнографического, археологического, историко-культурного и т.д. туризма;
л) в области молодежной политики:
широкое привлечение молодежи к волонтерской деятельности в рамках мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений;
принятие мер, направленных на предупреждение и профилактику формирования молодежных экстремистских группировок, проповедующих идеологию этнической исключительности, сепаратизма и ксенофобии;
проведение мероприятий, направленных на патриотическое воспитание и развитие культуры межнационального общения.
4.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 4.1. Механизм реализации Концепции:
а) реализация Концепции осуществляется посредством принятия нормативных правовых актов Республики Башкортостан и документов стратегического планирования государственных органов Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан;
б) аналитическое сопровождение реализации Концепции осуществляется с помощью государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
в) инструментом исполнения Концепции являются государственные и муниципальные программы в сфере реализации государственной национальной политики в Республике Башкортостан;
г) в муниципальных образованиях Республики Башкортостан созданы коллегиальные, совещательные органы (советы, рабочие группы), по вопросам реализации государственной национальной политики в Республике Башкортостан;
д) реализация Концепции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, местных бюджетов, а также внебюджетных источников;
е) реализацию Концепции осуществляют государственные органы Республики Башкортостан и органы местного самоуправления Республики Башкортостан в соответствии с их компетенциями;
ж) координация деятельности государственных органов Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, научных учреждений и некоммерческих организаций возлагается на Администрацию Главы Республики Башкортостан и Правительство Республики Башкортостан;
з) информационно-аналитическая поддержка реализации Концепции осуществляется научными и образовательными организациями, соответствующими государственными органами Республики Башкортостан, органами местного самоуправления Республики Башкортостан, региональными средствами массовой информации и некоммерческими организациями этнокультурной направленности;
и) Правительство Республики Башкортостан:
разрабатывает и утверждает своим постановлением основные характеристики (целевые показатели и индикаторы), позволяющие оценить состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в республике, эффективность деятельности исполнительных органов власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан в этой сфере;
содействует проведению мониторинговых и социологических исследований межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Башкортостан;
обеспечивает освещение реализации Концепции в средствах массовой информации Республики Башкортостан;
осуществляет контроль за ходом реализации Концепции.